Художник-карикатурист, сельский учитель, писатель, секретарь советского посольства в Варшаве и Берлине - с таким послужным списком Александр Довженко пришел в кинематограф. Ему было больше 30.
Он признавался, что не имел ни малейшего представления об этой профессии, но искренне верил в важность "нового искусства". Начав с комедий и шпионских фильмов, Довженко скоро подошел к своим эпическим полотнам – "Звенигора", "Арсенал", "Земля" - став главным художественным деятелем новой, советской Украины.
Евгений Марголит, киновед: "Никто, как он, соразмерен по масштабам этой роли титана – человека, который несет для своего народа знания о самом себе. Люди, говорили о том, что с ними никогда не было, они вышвырнуты из своего обычного, веками длившегося существования и брошены в историю, они ищут нового языка для нахождения себя исторических – это главная задача Довженко".
Только материалов "Звенигоры" хватило бы на четыре картины. В кинополотно Довженко вместил три века украинской истории – от казачины до большевиков. Рассказывая древнюю легенду о Звенигоре, он движется из столетия в столетие и обратно. Привыкшие к последовательному монтажу зрители были удивлены, даже Эйзенштейн признался, что впечатлен, но сбит с толку.
Джемма Фирсова, актриса, режиссер, ученица А. Довженко: "Довженко стоит особняком в искусстве кино, почти все наши классики были реалистами и прагматиками. И был единственный человек, который шел от души и был практически поэтом. Ему были нужны свои методы, он изобретал свои приемы – он не мог работать приемами общими".
В фильме "Арсенал" - уже конкретное историческое событие, приход большевиков в Киев. Покинутые поля сражения, искаженные не то плачем, не то смехом лица, и встык - Николай Второй, пишущий в дневник главные события дня: "Убил ворону. Погода хорошая". Удивительный по силе монтажный ряд стал одной из главных особенностей фильмов Довженко, а главной темой творчества - земля-кормилица и люди, веками живущие на ней. Идеи коммунизма режиссер так и воспринимал как нечто новое, что строится на основе старых традиций и неразрывно с ними связано. Власть в лице Сталина поощряла Довженко.
Евгений Марголит, киновед: ""За вами долг – украинский Чапаев", – сказал Сталин", - вручая ему орден Ленина, предполагая, что там будет выведена его руководящая роль".
В украинском "Чапаеве" - "Щорсе" о вожде не упоминалось. Это был удар. Во время войны Довженко и вовсе променял режиссуру на документалистику, был военным журналистом.
После войны снял лишь две – не лучшие свои картины. Поэму о творчестве "Жизнь в цвету" перекроили в повесть о селекции "Мичурин", а лента "Прощай, Америка" так и осталась незавершенной. Довженко погрузился в преподавание.
Джемма Фирсова, актриса, режиссер, ученица А. Довженко: "Он, например, говорил такие вещи: "Не делайте картину, если вы не чувствуете, что без этого не сможете жить. Режиссер должен не только уметь ставить фильм, но и знать, как распланировать город, иметь представление, как учить детей"".
Есть факт, иллюстрирующий отношение Довженко к режиссуре, – снимая фильм "Аэроград", он отправил серьезный доклад, как и в какой точке Тихого океана строить такой город. Довженко был из тех начинателей кино советской эпохи, которые верили, – каждая их новая картина – по сути, чертеж будущего идеального мира, который должен быть воплощен в жизнь.