Трешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. (– М.:Государственное изд-во географической литературы, 1963. – 430 с.). Автор фото: Марк Трояновский.
15 декабря 1961 года с аэродрома Шереметьево под Москвой стартовали два турбовинтовых самолета ИЛ-18 и АН-10. Воздушные корабли повели летчики полярной авиации, уже побывавшие в Антарктиде. Командир самолета ИЛ-18 А. С. Поляков находился в составе Второй экспедиции летом 1957 года, когда с дизель-электрохода «Лена» выполнялась съемка берегов Восточной Антарктиды.
Командир самолета АН-10 Б. С. Осипов был начальником авиаотряда Четвертой антарктической экспедиции.
Зимовщики Мирного, получив известие о перелете, начали расчищать на леднике вблизи станции взлетно-посадочную полосу. Уже 7 декабря полоса была почти готова. Но погода Антарктиды изменчива. 8 декабря над Мирным разразилась сильная метель, скорость ветра доходила до 45 метров в секунду. Полосу замело, и через несколько дней работу по расчистке пришлось начинать сначала.
Одновременно летчик Б. А. Миньков летал на самолете из Мирного в район оазиса Бангера, где на ледниковом куполе за оазисом была расчищена запасная полоса для тяжелых машин. На борту самолетов, летевших из Москвы, находились научные сотрудники Института Арктики и Антарктики. Они производили во время перелета аэрометеорологические наблюдения.
Руководили перелетом начальник управления полярной авиации Гражданского воздушного флота М. И. Шевелев и начальник Главсевморпути Министерства морского флота А. А. Афанасьев.
Путь самолетов пролегал через четыре континента — Европу, Азию, Австралию и Антарктиду. Из Новой Зеландии с аэродрома Крейсчерч советские самолеты перелетели на американскую антарктическую базу Мак-Мёрдо по маршруту перелетов американских самолетов.
В Мак-Мёрдо для работы в составе американской экспедиции в 1962 году на самолете ИЛ-18 прибыл советский ученый-синоптик П. Д. Астапенко. Он второй раз будет работать в Антарктиде с американцами.
25 декабря 1961 года в Мирном приземлился самолет АН-10, а через два дня прилетел ИЛ-18. Путь из Москвы в Антарктиду протяженностью свыше 25 тысяч километров самолет ИЛ-18 пролетел за 44 часа 36 минут, АН-10 — за 48 часов 27 минут.
Этим перелетом проложен воздушный мост из Советского Союза в Антарктиду.
В начале февраля 1962 года самолеты вернулись обратно в Москву.