Опытный полет СССР — Антарктида на тяжелых самолетах в 1961-1962 годах

15 декабря 1961

Опытный полет СССР — Антарктида на тяжелых самолетах в 1961-1962 годах

Трешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. (– М.:Государственное изд-во географической литературы, 1963. – 430 с.). Автор фото: Марк Трояновский.

15 декабря 1961 года с аэродрома Шереметьево под Моск­вой стартовали два турбовинтовых самолета ИЛ-18 и АН-10. Воздушные корабли повели летчики полярной авиации, уже побывавшие в Антарктиде. Командир самолета ИЛ-18 А. С. По­ляков находился в составе Второй экспедиции летом 1957 года, когда с дизель-электрохода «Лена» выполнялась съемка бере­гов Восточной Антарктиды.

Командир самолета АН-10 Б. С. Осипов был начальником авиаотряда Четвертой антарктической экспедиции.

Зимовщики Мирного, получив известие о перелете, начали расчищать на леднике вблизи станции взлетно-посадочную по­лосу. Уже 7 декабря полоса была почти готова. Но погода Антарктиды изменчива. 8 декабря над Мирным разразилась силь­ная метель, скорость ветра доходила до 45 метров в секунду. По­лосу замело, и через несколько дней работу по расчистке при­шлось начинать сначала.

Одновременно летчик Б. А. Миньков летал на самолете из Мирного в район оазиса Бангера, где на ледниковом куполе за оазисом была расчищена запасная полоса для тяжелых машин. На борту самолетов, летевших из Москвы, находились науч­ные сотрудники Института Арктики и Антарктики. Они произ­водили во время перелета аэрометеорологические наблюдения.

Руководили перелетом начальник управления полярной авиации Гражданского воздушного флота М. И. Шевелев и на­чальник Главсевморпути Министерства морского флота А. А. Афанасьев.

Путь самолетов пролегал через четыре континента — Европу, Азию, Австралию и Антарктиду. Из Новой Зеландии с аэродрома Крейсчерч советские само­леты перелетели на американскую антарктическую базу Мак-Мёрдо по маршруту перелетов американских самолетов.

В Мак-Мёрдо для работы в составе американской экспеди­ции в 1962 году на самолете ИЛ-18 прибыл советский ученый-синоптик П. Д. Астапенко. Он второй раз будет работать в Антарктиде с американцами.

25 декабря 1961 года в Мирном приземлился самолет АН-10, а через два дня прилетел ИЛ-18. Путь из Москвы в Антарктиду протяженностью свыше 25 тысяч километров самолет ИЛ-18 пролетел за 44 часа 36 минут, АН-10 — за 48 часов 27 минут.

Этим перелетом проложен воздушный мост из Советского Союза в Антарктиду.

В начале февраля 1962 года самолеты вер­нулись обратно в Москву.


Материалы по теме