Документальный фильм Игоря Ицкова и Марины Бабак рассказывает об истории советского государства. Фильм создан на материалах кинохроники к семидесятилетию Октябрьской революции (Октябрьского переворота).
...Страницы истории, о которых пойдет речь в этой картине, вызывают споры, различные оценки. Мы не претендуем на знание абсолютной истины, но убеждены: гласный и откровенный разговор о прошлом и настоящем необходим...
Авторы фильма
(Цитируется с экрана)
ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Авторы сценария: И. Ицков, М. Бабак
Режиcсер М. Бабак
Оператор И. Филатов
Ведущий М. Ульянов
Звукооператоры: Ю. Игнатов, В. Брус
Редактор кинолетописи А. Казакова
Редактор Г. Акабалиева
Музоформитель Л. Овчинская
Звукооформитель И. Цатурова
Художник В. Кольцов
Администратор А. Книжник
Директора картины: Н. Будников, В. Сафрайтэр
[...]Сегодня именно неигровое кино признается идущим впереди всего нашего кинематографа. Впервые из скрытого лидера оно стало лидером истинным, открытым. И это – не оценка Союза кинематографистов (думаю, Союз с большим удовольствием признал бы лидерство игрового кино, что означало бы его, Союза, победу), но всей нашей прессы и общественности.
Джемма Фирсова, Источник
С 25 по 29 января[1988] в кинотеатре «Россия» происходило невиданное до этого: на «фестивале молодых» Центральной студии документальных фильмов зрители брали приступом Малый зал, в котором проходили просмотры. Это не образ, это факт. И, действительно, после тех «пяти дней в январе» можно было сказать уверенно: ЦCДФ возродилась. И были на этом смотре фильмы серьёзные не только по параметрам публицистики («Возвращение» [1987; реж. Т. Чубакова], «Неперсональное дело» [1987; реж. А. Арлаускас], «Без героя» [1987; реж. Т. Юрина]), но и по параметрам искусства («В горнице моей» [1987; реж. М. Воинов], «Пятачок» [1987; реж. А. Ханютин], «Вы поедете на бал?..»[1987; реж. Н. Хворова]). И это ЦСДФ – студия, на которой уже много лет пытались поставить крест! А такие факты, как очереди на фильмы Франка и Подниекса, аншлаги на фильм «Больше света» Ицкова и Бабак, растущее количество факультетов документального кино в клубах и Дворцах культуры? Такого интереса к неигровому кино не было никогда.[...]
[...]Пристальное внимание авторов привлекают 20-е годы — эпоха нэпа и неподдельного, бурлящего демократизма в жизни республики. Страна буквально ожила благодаря раскрепощенной инициативе городских и деревенских производителей, той инициативе, которую у нас до недавних пор, презрительно скривив рот, именовали «частной». Время, когда большинство руководителей партии и государства дорожило тесной связью с народом, относилось к нему без всякой тени «начальственности».
Лув Карпинский, журналист, Источник
Но как же появились демонические силы? Почти в конце фильма к зрителям обращается ведущий: «...Так, серьезно говоря, мы что бездарный народ? Не работящий народ? История нашей страны доказывает и доказывает: отнюдь нет. Но, значит, что-то мешало нам сделать и лучше, и больше, и разумнее, и логичнее... Что-то и кто- то... И в этом надо разобраться...» Вопрос не из легких. Создатели фильма не предлагают прямых ответов. Они приглашают нас самих подумать над тем, что мы увидели, а увидели и услышали мы немало. Пожалуй, впервые на нашем документальном экране состоялся открытый разговор на некогда закрытую тему.[...]
[...]Понятно, какую историю рассказывают на сей раз: в редакции троцкистско-бухаринского блока. То есть был хороший Ленин, который ввел на века нэп. Плохой Сталин, опираясь на подлую демократию, все это дело извратил и вверг нас в десятилетия отступления от ленинских идеалов кооперации. Теперь наконец-то Горбачев вернулся к изначальному учению и возродил нэп, кооперативы и внутрипартийную демократию. Это честно, это по-ленински, это то, чего из самого начала хотели. На самом деле хотя фильм вроде про все 70 лет, около половины по времени - про самое первое десятилетие, которое хотят якобы возродить перестройщики (об этом прямо говорится).[...]
@volgota (August 28th, 2015), Источник