Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 681 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Фронтовые кинооператоры И. Гольдштейн и Б. Вакар (ссправа)". Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).
Вакар Борис Васильевич (1919–1943).
Оператор-документалист. Русский. Член ВЛКСМ. До войны работал на «Укркинохронике». Кинохроникер Юго-Западного, Воронежского, Сталинградского фронтов, снимал в партизанских отрядах. Участвовал в съемках фильмов «Сталинград», «Битва за нашу Советскую Украину», спецвыпусков кинохроники и сюжетов в киножурналах.
Уникальность этого молодого оператора была в том, что у него был самый высокий процент подлинно боевых сюжетов по отношению ко всему отснятому материалу.
«За полугодие (с 25/IV по 15/Х), – свидетельствует его служебная характеристика 1942 г., – снял 18 сюжетов; в том числе 8 боевых.
6 сюжетов вошло в СКЖ, 3 сюжета использованы как материал для фильма "День войны", 5 сюжетов включены в Летопись, 3 – в Фильмотеку, 1 сюжет забракован по техническим причинам.
Общий метраж его съемок за этот период 1670 метров, из них 363 м – технический брак.
Принадлежит к числу молодых операторов, окрепших и значительно выросших в ходе войны. Показывает пример быстрого творческого роста на протяжении последнего полугодия. Работает смело, активно. Обладает хорошей репортерской хваткой.
Умело сочетает методы документальной и организованной съемки. За время пребывания на Юго-Западном фронте один из лучших его сюжетов "Бронебойщик Найдин" – СКЖ № 43.
Остро, по-репортерски снят сюжет "Смерть летчика", вошедший в фильм "День войны". На Сталинградском фронте также снял ряд интересных сюжетов. Наиболее законченный из них "Бой за Клецкое" (СКЖ № 67)».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 18.)
В другом документе той поры отмечался своеобразный универсализм, готовность и умение молодого оператора вести боевые съемки в любых родах войск:
«Проявил себя оперативным, смелым работником, самостоятельно проводит съемки боевых сюжетов в танковых частях, пехоте, авиации, кавалерии, беспрерывно находится в частях, действующих на передовой линии. Сейчас дает отличные съемки боевых действий под Сталинградом».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 3.)
Обе характеристики были написаны еще до главных боев Сталинградской битвы, и самые лучшие съемки у Вакара были еще впереди. Быстро выдвинувшись в число ведущих мастеров подлинно боевого кинорепортажа, Борис не задирал нос, не пиарил свои успехи, дружил со всеми и сам был всеобщим любимцем.
Однако война рано забрала его. Вакар погиб в бою в сентябре 1943 года, участвуя в Карпатском рейде С.А. Ковпака при выходе партизанского отряда из окружения.
Из воспоминаний Алексея Палажченко:
«Вакару первому из фронтовых операторов удалось заснять в подробностях уничтожение вражеских танков расчетом противотанкового ружья. Удачно схвачены грозно ползущие на бойцов гитлеровские танки.
Первым заснял он раненого советского бойца, отказавшегося покинуть поле боя и продолжавшего сражаться с фашистами до последней капли крови. Им были засняты редкостные кадры, в которых отчетливо видны действия советских снайперов. Смелость, отвагу, находчивость проявлял Вакар и в партизанском соединении. Группу, с которой выходил из окружения темной сентябрьской ночью Вакар, возглавлял начальник штаба партизанского соединения Г. Базыма. Неся в руках документы и жестяные коробки с пленкой, партизаны осторожно пробирались полевой дорогой. Далеко позади остались Карпаты. Еще несколько переходов и начнется партизанское Полесье. Казалось бы, уже ничто не предвещало беды. И вдруг в упор по партизанам ударили пулеметы и автоматы гитлеровцев. Первой же очередью прошило минера Давидовича и кинооператора Вакара, тяжелораненый в голову, упал Базыма.
– Пленку... Пленку спасайте! В Москву доставьте! – только и успел крикнуть Вакар».
(ГЦМК)
Лауреат Сталинской премии I степени – за съемки, вошедшие в фильм «Сталинград».
Награжден орденом Красного Знамени.