Опубликовано в газете «Красная звезда» от 19 февраля 1964 года.
Идут заглавные титры: "«В пламени и славе», Центральная ордена Красного Знамени студия документальных фильмов, 1963 г. Сценарий Миколы Садковича, режиссёр Владимир Бойков", первые кадры с застывшим у знамени часовым – и вместе с блещущим ярким днём на экране в музыку, мужественную чеканную, как солдатский шаг, врывается песня:
От голубых уральских вод
К боям Чонгарской переправы
Прошла Тридцатая вперёд
В пламени и славе.
Идут по улицам города гвардейцы прославленного соединения. И какая мать солдатская не смахнёт слезу радости при виде чётких шеренг, какая девушка не улыбнётся, не зардеется, поймав жгучий весёлый взгляд парня?
К ним, людям в защитных гимнастёрках, нет равнодушных, ибо они – те же советские люди, вставшие с оружием на защиту труда, мира, свободы. Поэтому большим и точным смыслом наполнены слова диктора: «Они всегда вместе с народом, и в горе, и в радости…»
Для меня песня, льющаяся с экрана, перепетая и самим в былые годы, высекает в памяти отдалённое событие. Туапсинское направление. Лесистые ущелья. Ушла Тридцатая вперёд, – погромыхивали отдалённые громы, – а среди крутых лесистых взгорков навечно остались лежать немецкие горные егеря. По одному, а то и по двое в квадратных неглубоких окопчиках, – блестят выпуклыми гранёными шляпками гвоздей густо подбитые подмётки стылых ботинок… И, возможно, то самое кладбище, какое встаёт из фильма – с наспех сколоченными крестами, на которых чёрной краской готическим шрифтом выведены мена не прошенных нами «гостей» – куртов, гансов, фрицев, – именно это свежее кладбище и видел я тогда возле приткнувшейся у гор деревеньки?
К обеду пригревало сладким теплом – капало с деревьев, на солнечных смежных скатах выплавлялись пролысины, пьянило терпкой бражной влагой.
В один из таких дней я наткнулся на расчёт «полковушки», замаскированной на вершине высотки: только когда нога скользнула в ровик, увидел короткий, как обрубок, ствол пушки. А после – и расчёт. Командир – в ватнике под ремнём, на петлицах гимнастёрки проглядывали по два зелёных угольника – был белобрыс, пучок светлых волос выскользнул из-под шапки.
Как оказалась здесь пушка? Скаты высоты крутые, кавказские ясени с белёсой корой столпились свечками, один к одному: человеку протиснуться мудрено. Одно окно – прогалина в сторону противника. Я не удержался от удивления.
— Так мы её по винтику, милую! – всласть, как-то счастливо улыбнулся сержант, открыв щербинку – сколок переднего зуба, и с подчёркнутой гордостью добавил: – На то мы из Тридцатой. У меня батя, к примеру, из партизан в неё пошёл. Тоже пушкарь, и слыхали, как на Чонгарской переправе по винтику разбирали да переносили! Традиция!
И кто знает, не родня ли тому пушкарю сержант Барабыкин (тоже со щербинкой!), отличник боевой и политической подготовки сегодняшних дней? Во всяком случае, они оба, как и многие их товарищи, – достойные носители и продолжатели поистине неисчерпаемых революционных и боевых традиций соединения, прошедшего сквозь грозы гражданской и Отечественной войн, сквозь черёд мирных дней, отмеченных высоким накалом ратного труда в «пламени и славе». «Приезжайте к нам, посмотрите, как бережём мы честь и славу уральцев», – говорит землякам-уральцам от имени всех воинов сержант Барабыкин, посетивший с делегацией в дни юбилея соединения один из гигантов-заводов.
Созданная из рабочих отрядов партизан Блюхера, славная дивизия существует уже почти полвека.
На экране оживают суровые, но полные романтики далёкие годы… Урал в огне! Сводный революционный Южноуральский отряд под командованием рабочего большевика Блюхера с многодневными жестокими боями, через леса и горные кряжи пробирается на соединение с частями Красной Армии. Победный рапорт Ленину: «…твёрдо верим, что недалёк тот день, когда красное знамя социализма снова взовьётся над Уралом».
Первые награды Советского правительства бойцам и командирам, орден Красного Знамени №1 их отважному Главкому Блюхеру.
Потом бои против Колчака в горах и долинах Урала, в снегах Сибири. Отряд кавалерийского дивизиона во главе с будущим маршалом Рокоссовским лихим ударом взял белогвардейскую батарею в плен в полной исправности.
А после – на юг! На Врангеля! Сражение на знаменитой Чонгарской переправе…
Умолкли громы гражданской войны, и мрачным чудищем – разбитыми заводами, кладбищами паровозов, печальной скорбью запущенной земли – ощерилась разруха. На борьбу с ней рядом с рабочими плечом к плечу встают солдаты. На одном из кадров трофейный английский танк – «бак», неуклюжий, громоздкий, тянет по пашне сцепку борон. Что ж, пусть поработает в мирной упряжке!
Не только в годы разрухи, но и позднее люди в военных гимнастёрках выходили на передовые рубежи пятилеток и побеждали: закладывали новые заводы, прорубали в горах дороги, строили Днепрогэс.
В этом большая жизненная правда, зримое подтверждение единства в нашей стране труда сталевара, рудокопа, землепашца и ратного труда воинов. Не удивительно, что на кумаче боевого Знамени в ряду орденов, олицетворяющих боевую доблесть соединения, появляется орден за рудовую доблесть.
Великая Отечественная война. Не об одной Тридцатой рассказывает фильм. О величайшем единстве фронта и тыла, о безграничном мужестве всего советского народа, вставшего в своей победной непреодолимой силе против зла – фашизма.
Где они, бывшие воины Тридцатой? Они – у вагранок, варящих чугун, у станков, вытачивающих снаряды, в танковых сборочных цехах. А их сыновья – бойцы Тридцатой – воюют у вершин Кавказского хребта, штурмуют Новороссийск, освобождают Керченский полуостров, потом Пинск, громят врага в Восточной Пруссии, а после – в Берлине. Их вели на подвиг советские командиры.
И полным высокого смысла и значения лейтмотивом звучало в трудные моменты:
— Коммунисты, вперёд!
Живы многие ветераны дивизии – бывший политрук роты Бабушкин, генералы Смирнов, Суслопаров, герой Чонгарской переправы Каменских… Но многих нет, и высокий гранёный обелиск-памятник в посёлке Арти молчаливо напоминает о первых героях Тридцатой. А сколько их, героев Отечественной войны, не жалевших ни крови своей, ни жизни! Командир роты Бутков, рядовой Бакир Мустафаев, сержант Алексеенко, рядовой Сергей Роман, повторивший подвиг Александра Матросова.
Уходят, отслужив, воины, сменяются поколения солдат-гвардейцев, но ветераны не рвут крепких, вечно живых нитей – связей с соединением, недаром в торжественные дни звучит перед строем команда:
— Для встречи ветеранов гражданской и Отечественной войн… смирно!
Много героических дел и свершений в боевой летописи соединения. И этот ратный подвиг, неиссякаемый, как сама жизнь, живительный родник боевых и революционных традиций видишь воочию, когда смотришь великолепные кадры, в которых встают сегодняшние дела воинов в освоении современной сложной техники, в укреплении дисциплины, в походах и учениях. Ощущаешь не только живой дух, беспокойный пульс той героический эстафеты, которую приняли они, солдаты третьего поколения, но и осознаёшь, сколь незримо укрепили, подняли и возвысили они честь и славу дедов и отцов своих.
И пусть заключительные кадры с парадным эскортом подводных лодок, гулом самолётов, танками, ракетами и даже ощупывающим лучами прожекторов (совершеннейший анахронизм!) стандартны, фильм оставляет светлое чувство большой и сердечной правды, радости за советских воинов, вместе со всем советским народом высоко несущих знамя живых, немеркнущих революционных и боевых традиций.
55-я гвардейская стрелковая Иркутско-Пинская ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, трижды Краснознамённая, ордена Суворова 2 степени дивизия имени Верховного Совета РСФСР — одно из самых прославленных соединений Вооруженных сил СССР. Принимала участие в Гражданской и Великой Отечественной войнах. Сформирована в 1918 году как Западная стрелковая дивизия, с 11 ноября 1918 — 30-я дивизия, с декабря 1920 — Иркутская, с июля 1944 — Иркутско-Пинская. После распада СССР прекратила своё существование. Правопреемником Иркутско-Пинской дивизии является 30-й гвардейский отдельный механизированный батальон 19-й гвардейской отдельной механизированной Николаевско-Будапештской Краснознаменной, ордена Суворова II степени бригады Белорусских Вооруженных Сил.
22 июня 1941 дивизия приняла бой у местечка Скуляны, где противник форсировал реку Прут. Последовали напряженные бои и отход на рубеж Внишора-Герман-Петрештипри, а затем Поповка-Липованка. К 7 июля потеряла до двух третей личного состава и выведена в резерв. Ее командир генерал-майор С.Г. Галактионов за сдачу г. Бельцы отстранен от командования, трибунал Южного фронта 21 июля приговорил его к расстрелу «за бездействие, развал управления и самовольное оставление позиций».
За летние бои 1941 командиру 256-го полка полковнику Георгию Александровичу Сафонову в марте 1942 присвоено звание Героя Советского Союза. 30-я горнострелковая дивизия отошла за Днестр, затем за Южный Буг, а 25 августа переформирована в стрелковую. В ноябре 1941 под началом генерал-майора М.Д. Гончарова 10 дней вела бои в окружении, но, пройдя 250 км, вышла к своим севернее Ростова. Затем действовала на реке Миус, в июле-августе 1942 во главе с полковником Б.Н. Аршинцевым отходила на Кавказ, участвовала в оставлении Краснодара и в Туапсинской оборонительной операции. В сентябре-октябре удерживает рубежи у реки Каверзе, прикрывая Хребтовый перевал. Посмертно героями Советского Союза стали политруки Григорий Иванович Гардеман и Александр Поликарпович Кириченко, старший сержант Герасим Евсеевич Кучерявый, лейтенант Владимир Венедиктович Есауленко.
18 декабря 1942 30-я Иркутская стрелковая дивизия была преобразована в 55-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
Полное название по окончании Великой Отечественной войн – 55-я гвардейская стрелковая Иркутско-Пинская ордена Ленина, трижды Краснознаменная, ордена Суворова 2 степени дивизия им. Верховного Совета РСФСР.
Звание Героя Советского союза получили 25 воинов дивизии (в т.ч. 1 генерал, 11 офицеров и 2 политрука), ордена и медали – 22100. К июню 1945 дивизия выведена в Белоруссию.
Закавказский фронт, Черноморская группа войск, 56-я армия — на 01.01.1943.
Северо-Кавказский фронт, 56-я армия — с 12.01.1943.
Северо-Кавказский фронт, 37-я армия, 11-й гвардейский стрелковый корпус — на 01.07.1943.
Северо-Кавказский фронт, 18-я армия — на 01.10.1943.
7-я отдельная армия, 11-й гвардейский стрелковый корпус — на 01.01.1944
Приморская армия, 20-й стрелковый корпус — на 01.04.1944
1-й Белорусский фронт, 28-я армия, 20-й стрелковый корпус — на 01.07.1944.
Резерв Ставки ВГК, 28-я армия, 20-й стрелковый корпус — на 01.10.1944
3-й Белорусский фронт, 28-я армия, 20-й стрелковый корпус — на 01.01.1945.
Резерв Ставки ВГК, 28-я армия, 20-й стрелковый корпус — на 01.04.1945.
164-й гвардейский стрелковый полк.
166-й гвардейский стрелковый полк.
168-й гвардейский стрелковый полк.
126-й гвардейский артиллерийский полк.
62-й гвардейский отдельный самоходно-артиллерийский дивизион (62-й гвардейский отдельный истребительно-противотанковый дивизион).
72-я зенитная батарея (до 25.04.1943).
57-я гвардейская разведрота.
63-й гвардейский сапёрный батальон.
85-я гвардейская отдельная рота связи.
444-й (61-й) медико-санитарный батальон.
59-я гвардейская отдельная рота химический защиты.
624-я (58-я) автотранспортная рота.
594-я (56-я) полевая хлебопекарня.
540-й (54-й) дивизионный ветеринарный лазарет.
81-я полевая почтовая станция.
341-я полевая касса Госбанка.
328-й военторг (торгово-бытовое предприятие).
Аршинцев, Борис Никитич (18.12.1942 — 11.01.1944), полковник, с 23.01.1943 генерал-майор (погиб 11.01.1944 от прямого попадания артиллерийского снаряда на Керченском полуострове).
Мурашов, Павел Александрович (30.01.1944 — 04.03.1944), полковник.
Семёнов, Сергей Иванович (05.03.1944 — 24.03.1944), полковник.
Турчинский, Адам Петрович (25.03.1944 — 11.05.1945), генерал.
16.09.1943 — награждена орденом Суворова 2 степени
14.07.1944 присвоено наименование «Пинская»
1978 награждена орденом Октябрьской Революции
В 1991 Гвардейская Иркутско-Пинская мотострелковая дивизия была выведена с территории Чехословакии. Новые места базирования подразделений — в Слуцке и Уручье (Белоруссия). Штаб разместился в Марьиной Горке.
В соответствии с разработанной в Главном штабе МО концепцией реформы вооруженных сил 30-я МСД вначале была преобразована в механизированную бригаду. Затем и эта войсковая единица прекратила свое существование.
В настоящее время правопреемником 30-й стрелковой дивизии является 30-й гвардейский отдельный механизированный батальон 19-й гвардейской отдельной механизированной Николаевско-Будапештской Краснознаменной, ордена Суворова II степени бригады Белорусских Вооруженных Сил. 11 ноября 2013 года в бригаде торжественно отметили 95-летие Иркутско-Пинской дивизии.
30-й отдельный гвардейский механизированный Иркутско-Пинский батальон кадра Белорусских Вооруженных Сил входил в состав 37-й гвардейской механизированной бригады в Полоцке. Осенью 2011 года бригада была расформирована, а Иркутско-Пинский батальон был переведен в пос. Заслоново Лепельского района Витебской области.
(Источник: www.irkipedia.ru)