Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 792 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото (слева направо) кинооператоры: Всеволод Афанасьев и Борис Рогачевский. Вена, апрель 1945 года. Фото из архива В.И. Фомина. Автор фото: Е. Халдей (предположительно).
Рогачевский Борис Михайлович (1894–?).
Оператор документального кино. Сведений о его работе в кино и во фронтовой кинохронике, в частности, почти не сохранилось.
По монтажным листам можно установить, что он снимал в паре с оператором Лозовским. Оба они много времени уделяли вопросам усовершенствования съемочной аппаратуры. В связи с этим на совещании начальников фронтовых киногрупп 12–13 мая 1942 г. Роман Кармен счел необходимым напомнить:
«Второй вопрос – о технике. Еще до войны, когда заседала наша оборонная [кино] комиссия, мы, прежде всего, говорили о том, чтобы приспособить танки для съемок. Вот уже одиннадцать месяцев идет война, а до сих пор этого не сделали. Товарищ Рогачевский дал проект создания специального кинооборудования на танке. Это надо реализовать. Не обязательно оператору сидеть в танке. Если кинокамера будет хорошо приспособлена на танке, то достаточно водителю нажать рычаг и камера сама будет снимать. Я видел в немецких трофейных журналах фото такого танка, немцы применяют такой метод съемки».
Позднее этот проект Рогачевскому и Лозовскому все же удалось реализовать.
С июля 1944 г. по февраль 1945 г. снимал в составе киногруппы 3-го Украинского фронта. Как можно понять из служебной характеристики этого периода работа Рогачевского не совсем удовлетворяла: «Оператор Рогачевский за прошедший период участвовал в съемках Ясско-Кишиневской операции, вступления наших войск в Болгарию, освобождения Белграда и боев в Венгрии.
При съемках Ясско-Кишиневской операции он участвовал в стремительных рейдах 4-го Мотомехкорпуса, заснял разнообразные кадры действия танков, но среди них непосредственно боевых кадров было мало.
В съемках вступления Красной Армии в Болгарию он хорошо передал мощную картину движения нашей боевой техники.
В течение всех дней боев по освобождению Белграда он снимал эти бои как на подступах к городу, так и в городе. В уличных боях в Белграде Рогачевский проявил смелость, но из-за того, что он все еще слабо владеет средствами хроникальной съемки, не дал сильных боевых кадров.
В боях в Венгрии Рогачевский плохо выполнил возложенное на него задание: показ действий танковых частей. Вообще за последний период в работе Рогачевского налицо снижение ответственности, стремление "отсидеться". Он нечетко выполняет возложенные на него задания, недостаточно дисциплинирован.
В творческом отношении Рогачевский не поднялся выше достигнутого им среднего уровня качества съемок.
Нач. киногруппы 3-го Украинского фронта Кацман».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 11.)
«ОРУДИЙНЫЙ РАСЧЕТ СТАРШЕГО СЕРЖАНТА МИХАИЛА ИВКИНА»
Монтажный лист № 940
Операторы: Лозовский, Рогачевский
Немецкие танки прорвались в расположение орудийного расчета старшего сержанта
Михаила Ивкина.
Расчет выкатил орудие на прямую наводку и принял бой.
Несмотря на ранение 3-х человек из расчета – командира орудия Ивкина, замкового
Ивана Максимкина и установщика Ахмата Галиева – расчет продолжал бой до тех пор,
пока немецкий танк, направившийся на уничтожение орудия, не был подбит и сожжен.
Машинопись. Незаверенная копия. Без даты.
«Получил восемь прямых попаданий»
«ТАНК "БЕСПОЩАДНЫЙ"»
Монтажный лист № 939
Операторы: Лозовский, Рогачевский
В августе в «Правде», «Красной Звезде» и «Комсомольской правде» (от 3 или 4 сентября) отмечалась доблестная боевая деятельность команды танка «Беспощадный», возглавляемой ст. лейт. Павлом Хорошиловым.
Танк «Беспощадный» интересен тем, что построен на средства лауреатов Сталинской премии: художников Кукрыниксы, поэтов: Гусева, Михалкова, Маршака и др. (подпись снята).
Мы засняли команду танка в момент получения боевого задания, выхода из леса на его выполнение, момент боя, возвращение после боя, во время которого команда танка «Беспощадный» подбила два немецких танка (они сняты).
Танк «Беспощадный» получил 8 прямых попаданий. Во время последнего боя водитель Царапин был ранен в голову, он продолжал вести машину.
За время боевой деятельности команда танка «Беспощадный» уничтожила 12 танков, 6 бронемашин и 7 орудий противника.
Команда танка:
Командир – старший лейт. Павел Хорошилов.
Водитель – Егор Царапин (ранен в голову).
Радист-пулеметчик – Алексей Егоров.
Командир орудия – Алексей Фатеев.
Мл. механик – Егор Филиппов.
Командир танка Павел Хорошилов в заключение заснят, когда он наносит на башню танка результат последнего боя – две звездочки (количество уничтоженных немецких танков).
Операторы: Лозовский, Рогачевский.
Машинопись. Незаверенная копия.
«Сожжен небольшой по размерам, но чудесный театр г. Николаева...»
«НИКОЛАЕВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»
Монтажный лист №№ 402, 404
Оператор: Рогачевский
Снято:
а) Сожжен небольшой по размерам, но чудесный театр г. Николаева (двухэтажный дом с колоннами).
б) Большой дом (на панораме) специалистов.
в) Иезуитски уничтожены вокзал, депо и вся территория вокзала. Не осталось в целости ни одной рельсы, ни одной шпалы. Все это взорвано и изрублено.
Рогачевский.
Незаверенная машинописная копия. Без даты.