Операторы и работники фронтовых киногрупп. Гольдштейн Израиль Цалевич


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Гольдштейн Израиль Цалевич

06.04.2020

В. И. Фомин

Автор:
В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 694  — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото фронтовые кинохроникёры: М. Гольбрих (в центре с кинокамерой), В. Орлянкин (второй слева), И. Гольдштейн (справа на фото). Фото из семейного архива Ларисы Кучеровой (Гольбрих).

Гольдштейн Израиль Цалевич (1918–2003).

Оператор и режиссер документального кино. Еврей. Заслу­женный деятель искусств УССР. Народный артист Украины. Член ВКП(б).

В 1939 окончил операторский факультет ВГИКа. В качестве ассистента оператора участвовал в съемках фильмов «Богатая невеста», «Семья Оппенгейм», «Поднятая целина».

На фронт откомандирован с Центральной студии кинохрони­ки. Работал в киногруппах Юго-Западного, Донского, Сталинград­ского, Центрального и 1-го Украинского фронтов. Снятые им ма­териалы вошли в фильмы «Битва за нашу Советскую Украину», «Сталинград», «Победа на Правобережной Украине», журналы СКЖ и спецвыпуски хроники.

Снимая в составе киногруппы Сталинградского фронта, Гольдштейн заслужил достой­ную характеристику:

«За полугодие заснял 17 сюжетов, в том числе – 5 боевых, 5 сюжетов включено в СКЖ, один принят для фильма "День войны", один – в Кино-сборник, шесть – в Летопись, четыре – в Фильмотеку.

Тов. Гольдштейн – молодой ассистент оператора, проявивший на фронте способ­ность к самостоятельной творческой работе. Выделился своими хорошими съемками к сюжету "Бронебойщик Найдин" (СКЖ № 43). Совместно с т. Вакаром заснял интерес­ный фрагмент "Смерть летчика", вошедший в фильм "День войны".

Тов. Гольдштейн работает еще неровно, не всегда обеспечивает высокое качество фо­тографии. Вместе с тем стиль его работы уже определился: это стиль хроникера, внима­тельного к фактам и событиям, избегающего таких ложных приемов, как инсценировки.

За последнее время на Сталинградском фронте сделал сравнительно немного. Кадры из сюжетов "Смотри, боец", "Волжская флотилия", "Красные десантники" были исполь­зованы в СКЖ.

Тов. Гольдштейн пока что лучше работает в паре с более опытными операторами, но он имеет все данные для того, чтобы вырасти в самостоятельного, инициативного оператора-хроникера.

Директор Центральной студии кинохроники (Головня).

Редактор (Попов)».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 21.)

Когда бои разгорелись в самом Сталинграде, Гольдштейн заработал еще более го­рячую характеристику:

«С июня 1941 г. на фронте в киногруппе, в которой занимает по количеству и качеству заснятых сюжетов одно из первых мест. Дал такие отличные съемки, как "На лыжах за языком", "В разведке", "Путь части полковника Гаспаряна" и др. С первых дней обороны Сталинграда беспрерывно находится в городе, снимает, проявляя выдержку, смелость и давая образцовые съемки обороны города.

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 5.)

Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, 5 медалями.

После войны работал на Украинской студии хроникально-документальных фильмов.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ

«Войска форсировали Сев. Донец и вступили на Донецкую землю, освободив города Лисичанск, Пролетарск...»[1]

«В ДОНБАССЕ»

20 января 1943 г.

Монтажный лист № 1443

Операторы: Гольдштейн, Капкин    

Войска ЮЗФ перешли в наступление, форсировали Сев. Донец и вступили на Донецкую землю, освободив города Лисичанск, Пролетарск.

В сюжете снято:

  1. В Донбасс вступают советские войска. Виднеются первые терриконы советского Дон­басса, это город Пролетарск, войска проходят по окр. гор. Жители города возвращаются в свои жилища.

Город Артемовск – столица пролетарского Донбасса – превращен немцами в груду развалин. Отступая под ударами наших войск, немцы взорвали и сожгли все лучшие здания города. Уничтожены школы, больницы, театр, жилые здания. Взорван прекрасный памят­ник Артему, от которого остался только пьедестал. Подожжены склады с зерном. В центре города немцы устроили гигантское кладбище своих солдат. И сегодня наши пехотинцы и танкисты освободили город Артемовск от немцев. В город входят первые жители с тачкой. Пролетариат Донбасса сразу же организовывается в боевые дружины и идет гнать немцев дальше.

Отряд из Соляного рудника им. Либкнехта под руководством инженера Д.И. Грибов­ского уходит из поселка на фронт. Части идут дальше на Донбасс.

Гольдштейн.

Подлинник. Автограф. Монтажный лист написан карандашом.

_____________________________
1. По административному положению г. Пролетарск входит в состав Ростовской области РФ.

 

«Немцы надругались над историческими памятниками Украины...»

«ЧЕРНИГОВСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗАПОВЕДНИК» (материал для А.П. Довженко)

25 октября 1943 г.

Белорусский фронт

Операторы: Софьин А.П., Островский Г.У., Гольдштейн И

Чернигов был немецким тылом, где германский фашизм считал себя хозяином наве­ки веков, навсегда. Можно твердо сказать: человечество не знало за всю свою историю преступлений такой жестокости, таких масштабов.

Украина встала перед нами в своей несказанной прелести, в печали, в гневе своем, в богатстве зелени, в черных рубищах пепелищ. Немцы надругались над историческими памятниками Украины, над Черниговским историческим заповедником.

Исторический заповедник.

Самым древним памятником в Чернигове, свидетельствующим о зачатках общественной жизни, является возвышенность на валу, доминирующая над рекой Десной и прилегающим [нрзб.], от которого эта возвышенность отрезана рвом. Это остаток старинного «городища», служившего в доисторическое время укрепленным пунктом для возникшего здесь Северян­ского поселения. Городище служило и местом собрания (Вече) племени в важное и трудное время общественной жизни – нападение врага, решение вопроса о войне. На этой возвышен­ности находится исторический заповедник. На краю возвышенности установлены большие пушки, подаренные Чернигову Петром I. Эти пушки были на бастионах Полтавы. Исторический музей (дом с колоннами) разграблен и сожжен. Здание музея стиля ампир построено в конце XVIII века. Исторический музей был гордостью Украины, в его коллекциях было 100 000 экс­понатов. В музее находились лучшие коллекции по истории Украины. Оригиналы живописи иностранных, русских и украинских художников (<…> Аргунова, Ге, Репина, <…> и Рашевского, Васильковского, <…>). В музее погибли личные библиотеки выдающихся украинских деятелей (50 000 экз.).

Екатерининская церковь сооружена в XVII веке черниговским полковником Лизо­губом в честь Азовского похода. В этой церкви был Петр I. Здесь присягал на верность Петру Черниговский полк. Полк сохранил сторону изменника Мазепы. Церковь постро­ена в стиле украинское барокко. В нем немцы предали огню 2 400 0001 архивных документов украинского архива XVII–XVIII веков. Знаменитый Спасский собор начала XI столетия, древнейший памятник каменной архитектуры Европейской части СССР, по­строен Мстиславом Владимировичем в честь победы над поляками. Немцы после отхо­да из Чернигова неоднократно бомбили этот памятник, стараясь его уничтожить (стены этого собора побиты осколками авиабомб). Красная Армия, освободившая Чернигов, защищает исторические памятники от воздушных пиратов-варваров. Зорко следят зе­нитчики за небом, они в любую минуту готовы отразить нападение на исторические памятники.

Снято:

  1. Пушки на валу.
  2. Екатерининская церковь, остатки сгоревших в ней архивных дел, пепел сохран. [нрзб.] рукопись, марки.

Церковь выглядит так [рисунок]2.

  1. Спасская церковь.
  2. Исторический музей. В развалинах музея сняты остатки мраморных скульптур, пуш­ки, ядра, сожженное внутри здание.
  3. Борисоглебский собор: в нем в огне погибла церковная живопись и мировая цен­ность – фреска Феклы XI столетия Спасского собора.

Церковь выглядит примерно так [рисунок]3.

  1. Проход зенитной артиллерии мимо петровских пушек. Зенит. артиллерия занимает огневые позиции. Работа зенитных расчетов. Огонь зенитных батарей.

Руководитель съемки оператор Софьин.

Подлинник. Автограф.

___________________________
1. Так в документе.
2. В монтажном листе сделана зарисовка церкви.
3. В монтажном листе сделана зарисовка собора.


Материалы по теме