Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 694 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото фронтовые кинохроникёры: М. Гольбрих (в центре с кинокамерой), В. Орлянкин (второй слева), И. Гольдштейн (справа на фото). Фото из семейного архива Ларисы Кучеровой (Гольбрих).
Гольдштейн Израиль Цалевич (1918–2003).
Оператор и режиссер документального кино. Еврей. Заслуженный деятель искусств УССР. Народный артист Украины. Член ВКП(б).
В 1939 окончил операторский факультет ВГИКа. В качестве ассистента оператора участвовал в съемках фильмов «Богатая невеста», «Семья Оппенгейм», «Поднятая целина».
На фронт откомандирован с Центральной студии кинохроники. Работал в киногруппах Юго-Западного, Донского, Сталинградского, Центрального и 1-го Украинского фронтов. Снятые им материалы вошли в фильмы «Битва за нашу Советскую Украину», «Сталинград», «Победа на Правобережной Украине», журналы СКЖ и спецвыпуски хроники.
Снимая в составе киногруппы Сталинградского фронта, Гольдштейн заслужил достойную характеристику:
«За полугодие заснял 17 сюжетов, в том числе – 5 боевых, 5 сюжетов включено в СКЖ, один принят для фильма "День войны", один – в Кино-сборник, шесть – в Летопись, четыре – в Фильмотеку.
Тов. Гольдштейн – молодой ассистент оператора, проявивший на фронте способность к самостоятельной творческой работе. Выделился своими хорошими съемками к сюжету "Бронебойщик Найдин" (СКЖ № 43). Совместно с т. Вакаром заснял интересный фрагмент "Смерть летчика", вошедший в фильм "День войны".
Тов. Гольдштейн работает еще неровно, не всегда обеспечивает высокое качество фотографии. Вместе с тем стиль его работы уже определился: это стиль хроникера, внимательного к фактам и событиям, избегающего таких ложных приемов, как инсценировки.
За последнее время на Сталинградском фронте сделал сравнительно немного. Кадры из сюжетов "Смотри, боец", "Волжская флотилия", "Красные десантники" были использованы в СКЖ.
Тов. Гольдштейн пока что лучше работает в паре с более опытными операторами, но он имеет все данные для того, чтобы вырасти в самостоятельного, инициативного оператора-хроникера.
Директор Центральной студии кинохроники (Головня).
Редактор (Попов)».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 21.)
Когда бои разгорелись в самом Сталинграде, Гольдштейн заработал еще более горячую характеристику:
«С июня 1941 г. на фронте в киногруппе, в которой занимает по количеству и качеству заснятых сюжетов одно из первых мест. Дал такие отличные съемки, как "На лыжах за языком", "В разведке", "Путь части полковника Гаспаряна" и др. С первых дней обороны Сталинграда беспрерывно находится в городе, снимает, проявляя выдержку, смелость и давая образцовые съемки обороны города.
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 5.)
Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, 5 медалями.
После войны работал на Украинской студии хроникально-документальных фильмов.
«В ДОНБАССЕ»
20 января 1943 г.
Монтажный лист № 1443
Операторы: Гольдштейн, Капкин
Войска ЮЗФ перешли в наступление, форсировали Сев. Донец и вступили на Донецкую землю, освободив города Лисичанск, Пролетарск.
В сюжете снято:
Город Артемовск – столица пролетарского Донбасса – превращен немцами в груду развалин. Отступая под ударами наших войск, немцы взорвали и сожгли все лучшие здания города. Уничтожены школы, больницы, театр, жилые здания. Взорван прекрасный памятник Артему, от которого остался только пьедестал. Подожжены склады с зерном. В центре города немцы устроили гигантское кладбище своих солдат. И сегодня наши пехотинцы и танкисты освободили город Артемовск от немцев. В город входят первые жители с тачкой. Пролетариат Донбасса сразу же организовывается в боевые дружины и идет гнать немцев дальше.
Отряд из Соляного рудника им. Либкнехта под руководством инженера Д.И. Грибовского уходит из поселка на фронт. Части идут дальше на Донбасс.
Гольдштейн.
Подлинник. Автограф. Монтажный лист написан карандашом.
_____________________________
1. По административному положению г. Пролетарск входит в состав Ростовской области РФ.
«ЧЕРНИГОВСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗАПОВЕДНИК» (материал для А.П. Довженко)
25 октября 1943 г.
Белорусский фронт
Операторы: Софьин А.П., Островский Г.У., Гольдштейн И.
Чернигов был немецким тылом, где германский фашизм считал себя хозяином навеки веков, навсегда. Можно твердо сказать: человечество не знало за всю свою историю преступлений такой жестокости, таких масштабов.
Украина встала перед нами в своей несказанной прелести, в печали, в гневе своем, в богатстве зелени, в черных рубищах пепелищ. Немцы надругались над историческими памятниками Украины, над Черниговским историческим заповедником.
Исторический заповедник.
Самым древним памятником в Чернигове, свидетельствующим о зачатках общественной жизни, является возвышенность на валу, доминирующая над рекой Десной и прилегающим [нрзб.], от которого эта возвышенность отрезана рвом. Это остаток старинного «городища», служившего в доисторическое время укрепленным пунктом для возникшего здесь Северянского поселения. Городище служило и местом собрания (Вече) племени в важное и трудное время общественной жизни – нападение врага, решение вопроса о войне. На этой возвышенности находится исторический заповедник. На краю возвышенности установлены большие пушки, подаренные Чернигову Петром I. Эти пушки были на бастионах Полтавы. Исторический музей (дом с колоннами) разграблен и сожжен. Здание музея стиля ампир построено в конце XVIII века. Исторический музей был гордостью Украины, в его коллекциях было 100 000 экспонатов. В музее находились лучшие коллекции по истории Украины. Оригиналы живописи иностранных, русских и украинских художников (<…> Аргунова, Ге, Репина, <…> и Рашевского, Васильковского, <…>). В музее погибли личные библиотеки выдающихся украинских деятелей (50 000 экз.).
Екатерининская церковь сооружена в XVII веке черниговским полковником Лизогубом в честь Азовского похода. В этой церкви был Петр I. Здесь присягал на верность Петру Черниговский полк. Полк сохранил сторону изменника Мазепы. Церковь построена в стиле украинское барокко. В нем немцы предали огню 2 400 0001 архивных документов украинского архива XVII–XVIII веков. Знаменитый Спасский собор начала XI столетия, древнейший памятник каменной архитектуры Европейской части СССР, построен Мстиславом Владимировичем в честь победы над поляками. Немцы после отхода из Чернигова неоднократно бомбили этот памятник, стараясь его уничтожить (стены этого собора побиты осколками авиабомб). Красная Армия, освободившая Чернигов, защищает исторические памятники от воздушных пиратов-варваров. Зорко следят зенитчики за небом, они в любую минуту готовы отразить нападение на исторические памятники.
Снято:
Церковь выглядит так [рисунок]2.
Церковь выглядит примерно так [рисунок]3.
Руководитель съемки оператор Софьин.
Подлинник. Автограф.
___________________________
1. Так в документе.
2. В монтажном листе сделана зарисовка церкви.
3. В монтажном листе сделана зарисовка собора.