Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 830 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Бойцы Красной Армии на улицах венгерской столицы". Фото из архива автора.
Чикноверов Иван Александрович (1911–2004).
Оператор документального кино. Армянин. Родился в Асхабаде в семье служащих. Беспартийный. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР.
В 1940 окончил ЛИКИ. В 1937–1940 – оператор киностудии «Туркменфильм / Ашхабадской студии художественных и документальных фильмов.
Фронтовой операторский путь Чикноверова начался задолго до объявления войны в частях Среднеазиатского военного округа. С ними он прошел по Ирану, снимал в частях английской армии, которая вела военные действия против фельдмаршала Роммеля, а также в гурских войсках (это были специальные части армии Великобритании).
Затем Чикноверов был переведен в группу кинооператоров 3-го Украинского фронта. Вместе с войсками Иван Александрович освобождал почти все города Украины. Он видел разрушенный Киев, горящий Харьков, сожженные сады Винниччины, почти полностью уничтоженный Днепропетровск.
Запечатленные Чикноверовым кадры включены в фильмы «Битва за нашу Советскую Украину», «Освобождение Одессы», «Разгром Ясско-Кишиневской группы», «Вена», а также киновыпуски «Взятие Бухареста» и «Освобождение Будапешта». Немало чикноверовских эпизодов вошло в 15-ю и 16-ю серии киноэпопеи «Великая Отечественная».
Начальство съемками Чикноверова, видимо, все же было недовольно. И, когда весной 1945-го решался вопрос об итоговой оценке его работы, в Москву из киногруппы ушла телеграмма с резолюцией не повышать профессиональную категорию:
«Оператор Чикноверов в условиях фронта себя не проявил зпт нет решительности и настойчивости в работе зпт перед трудностями теряется тчк Боевой материал почти не снимал тчк Оставьте старой категории тчк Ешурин Гуров».
(РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 191. Л. 39.)
И вот чудеса – почти одновременно оператор получил поистине образцовую характеристику от начальника киногруппы 3-го Украинского фронта Р.Г. Кацмана:
«Работа оператора Чикноверова представляет собой образец честного, высокосознательного выполнения долга оператора-фронтовика. Чикноверов работает смело и четко, как правило, находясь в передовых, сражающихся частях.
В Ясско-Кишиневской операции он работал вместе со Стояновским и полностью обеспечил высококачественное отражение событий на участке Днестр – Лиманы – Аккерман – Измаил – Тульча – Констанца. В результате этих высоко оцененных съемок он был переведен в операторы второй категории».
Болгарские и югославские (Белград) съемки Чикноверова были также хорошо оценены:
«В трудных условиях боев по взятию Секешфехервара, а также при отходе из этого города Чикноверов проявил энергию, настойчивость и смелость.
Каждое задание Чикноверов выполняет организованно, "с душой". Во всей работе отличается исключительной скромностью и моральной чистотой.
Нач. киногруппы 3-го Украинского фронта Кацман».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 8.)
После войны работал на Алма-Атинской студии художественных и хроникальных фильмов.
Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
«Героям Дуная – слава!
СЮЖЕТ ДЛЯ ЖУРНАЛА «НОВОСТИ ДНЯ»
27 марта 1945 г.
Киногруппа 3-го Украинского фронта
Монтажный лист № 504
Операторы: С. Стояновский, И. Чикноверов
Снято – 220 метров, пленка «Суперпан».
Пленку списать со Стояновского – 120 метров, с Чикноверова – 100 метров
В конце марта 1945 года в придунайских городах Венгрии Мохаче, Пакше и Дунафёльдваре были торжественно открыты памятники – обелиски в честь героев, воинов 4-й гвардейской армии, павших при форсировании Дуная в декабре 1944 года.
Снято:
Выступление члена Военного совета армии гв. генерал-майора Семенова.
На трибуне группы Героев Советского Союза, получивших это звание за форсирование Дуная.
Надпись на обелиске.
Общий план – панорама на реку Дунай и памятник.
Общий план – панорама реки Дунай и митинг у обелиска.
Салют из зенитных орудий.
Возложение венков.
Средние и крупные планы наших солдат и офицеров, гражданского населения.
Момент опускания чехла с обелиска.
Надписи на памятнике.
Детали памятника.
Возложение венков.
Общие и средние планы присутствующих.
Кинооператоры Стояновский, Чикноверов.
Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.