ПАМЯТИ А. М. ГОРЬКОГО

Журнал «Искусство кино» № 7 за 1936 год.

ПАМЯТИ А. М. ГОРЬКОГО

22.12.2019

Опубликовано: журнал «Искусство кино» № 7 за 1936 год. Фото: "Встреча Горького и Роллана с кинематографистами 16 июля 1935 года". На фото (слева направо): Ю. Райзман, К. Юков, Я. Чужин, А.М. Горький, неустановленное лицо (стоит за А.М. Горьким) , М. Барская, М. Ромм, В. Пудовкин. Источник: Электронекрасовка.

Благодарим Вадима Буравцева (родственника Я. Чужина) за помощь в подготовке материала. 

Исторические дни, когда народы Советского Союза, гордые и счастливые своей победой, читали торжественные и великие слова сталинской конституции, когда трудящиеся Советского Союза за каждым словом конституции видели результаты своих побед, а трудящиеся всего мира реально ощутили свои устремления и цель в борьбе — эти счастливые дни были омрачены тяжелой утратой.

Умер любимейший художник, один из Лучших людей эпохи победившего социализма — Алексей Максимович Горький.

Академик А. П. Карпинский произнес верные и утешительные слова:

«Ему удалось дожить до осуществления того, к чему он стремился всю жизнь. Последняя болезнь, унесшая его в могилу, совпала как раз с новым шагом вперед в жизни его родины, с обнародованием конституции».

Социализм и Горький. Ленин и Горький. Сталин и Горький. Все это единые цельные понятия, из которых никак нельзя вырвать жизнь, борьбу, все творчество писателя.

Горький был прежде всего художником. Но это был художник, верный своей эпохе и своему классу. К жизни, к истории, к науке, к борьбе, к произведениям искусства всех веков и всех народов Горький подходил как художник. Но художественное мышление Горького было ярким выражением единства слова и действия, идеи и формы, какое только и может быть свойственно прогрессивному человеку переживаемой им эпохи.

Горькому чужды были пустые и бесплодные идеи «искусства для искусства». Каждый шаг в жизни, каждое слово в искусстве были подчинены одной цели утверждения в ярких, живых и художественных образах здоровых прогрессивных тенденций человечества.

Поиски жизнеутверждения, а затем самое утверждение и творческое созидание жизни проходят основной линией через всю жизнь, творчество, общественную деятельность Горького.

Различные периоды в жизни по-разному отразились на его творчестве. Но творчество было воплощением жизни, особая форма выражения единой тенденции, имевшей на каждом этапе развития художника свои акценты, силу, целеустремленность и целостность выражения.

Отсюда идет ранний романтизм, отсюда же идет тот реализм, каким было проникнуто все творчество Горького последнего периода жизни, к которому художник звал и в речах, и в статьях, и в беседах, и в письмах. Это был художник определенной выучки и складки. Он по-своему отразил в своей деятельности то, чем было сильно и победоносно большевистское движение.

Горький в своем портрете В. И. Ленина писал:

«Владимир Ленин был человеком, который так помешал людям жить привычной для них жизнью, как никто до него не умел сделать это»...

Ленинскую складку писатель как бы впитал в себя после смерти великого вождя. Он обрушивался всей силой своего литературного таланта, остротою слова на тупоумие и животную ограниченность буржуазных лицемеров от литературы, он резко осуждал лень и поверхность мысли в литературной среде. Он яростно боролся за новую яркую радостную социалистическую жизнь, восторгался молодым социалистическим поколением. С неменьшей яростью он высмеивал, бичевал скудоумие, пошлость и мразь, пытавшуюся своими грязными словами затемнить или опошлить свежие и здоровые ростки новой социалистической жизни и культуры.

Горький был подлинный революционный боец на фронте искусства, который своим авторитетом объединял вокруг себя и вел, передовые силы искусства не только Советского Союза, но и тех стран, где еще сохранился ненавистный ему капиталистический строй.

Это был художник, мобилизовавший художественные силы на борьбу за коммунизм.
Советская кинематография в лице Алексея Максимовича потеряла лучшего своего ценителя, друга и советчика.

Горький видел почти все значительные картины производства последних лет. И по отношению к каждой картине у Алексея Максимовича было свое особое мнение, часто оригинальное и неожиданное по форме своего выражения и по способностям заглянуть в глубины идеи и смысла художественного произведения. Алексею Максимовичу чужд был дух критиканства. Он никогда даже не ставил своей задачей критиковать произведения кино так, как это принято в среде профессиональных критиков. Алексей Максимович учитывал всю силу кинематографа, способность кино воспитывать, агитировать, заниматься научной деятельностью, средствами кинотехники, учить, быть информатором, натуралистом, этнографом и историком.
Алексей Максимович отчетливо представлял весь смысл и значение переживаемых нами событий.

Придавая особое значение различным формам документации, способной отразить все богатство и смысл нашей эпохи, Алексей Максимович с особым вниманием относился к кинематографу, видя в нем одно из замечательнейших средств сохранения для потомства живых картин истории.
Однако было бы неверно представлять Алексея Максимовича как сторонника «документализма» - известного в кинематографии течения. Нет, Алексей Максимович был реалист, сторонник правды, враг трюков, формализма, игры монтажом.

Перед советской научной критикой, историками советского кино стоит актуальнейшая задача: собрать высказывания, замечания, записки, письма А. М. Горького по вопросам кино. Из этих высказываний вытекает основная мысль: «использовать чудеснейшее средство техники для утверждения роста и развития социалистической культуры».

А. М. Горький учитывал, что кинематограф не только искусство, но и наука и учебное пособие и средство информации. Дифференцированно подходя к различным областям кинематографической деятельности, высказывания и замечания Алексея Максимовича имеют одну общую для всех этих областей тенденцию: «реалистически, правдиво ра
скрывать жизнь, все ее процессы и исторические явления».

Неестественность, надуманность, историческое извращение, натурализм, формалистические выверты — всегда вызывали его резкое осуждение.
Всем кинематографистам особо памятны две встречи.

Одна — в Союзе писателей, на совещании по вопросу о подготовке литературы и кино к двадцатилетию Октябрьской революции.

Другая — в Горках, на квартире у Алексея Максимовича, в связи с приездом Ромен Роллана.

В обеих встречах Алексей Максимович отстаивал реализм, правдивый реалистический показ в кино жизни и исторической действительности. Если продумать критические замечания по отдельным фильмам, высказанные на этих двух встречах, то мы увидим в этих замечаниях основное стремление - направить молодое растущее революционное искусство в сторону социалистического реализма, предостеречь от «детских» болезней искусства, от чрезмерного эстетизма, от натуралистического смакования не типичных сторон жизни, от формалистической извращенности.

Все это очень ценно и дорого для советской кинематографии.

Советская кинематография имеет большой отряд творческих людей, для которых творческие принципы Горького есть их органическое мироощущение, их стиль, их единственный способ об разного отображения действительности. Это не только те художники, которые ставили фильмы по произведениям А. М. Горького. Больше того, некоторые из тех, кто ставил фильмы по одноименным произведениям А. М. Горького, несмотря на их заверения, часто бывают очень далеки от горьковского реализма.

Перед художниками советского кино, подлинными реалистами, стоит почетнейшая задача: в художественных образах киноискусства раскрыть всю силу, ясность, простоту и убедительность реализма, утверждаемого Горьким в его творчестве.

Редакция журнала «Искусство кино», выдвигая основной своей задачей борьбу за образное искусство социалистического реализма, ставит перед собой задачу: помочь научной критике и историкам советского кино в собирании, проверке и опубликовании материалов, связанных с высказываниями Алексея Максимовича о кино и об отдельных фильмах.

Советская кинематография должна продолжить и укрепить художественные традиции Горького.

Эти традиции вливаются в общий поток грандиозного течения социалистического реализма, всячески поддерживаемого и укрепляемого заботами о советском искусстве нашего великого вождя и учителя тов. Сталина.

Искусство, руководимое партией Ленина — Сталина, растит новую замечательную смену.
Эти художники должны будут высоко держать знамя Горького, знамя социалистического реализма.