Опубликовано: журнал Пролетарское кино, № 3, 1932 год (с. 40 - 44).
Раньше, чем рассказать о масштабе и характере небывалого успеха, который имел «Энтузиазм» за границей, я хочу оговориться, что не нахожусь во власти «головокружения от успехов», что, не забываю о крупных недостатках фильмы, на которые мне некоторые товарищи правильно указали.
Я хочу лишь показать, что заграничная демонстрация «Энтузиазма», невзирая на недостатки этой фильмы, имела для нас крупное революционное значение.
1
«Нотферорднуиг». Диктатура чрезвычайных декретов Гинденбурга, против которой под руководством германской коммунистической партии борется немецкий пролетариат.
Берлинская газета «Вельт ам Абенд» в статье «Первая жертва «Нортферорднунг» сообщает, что первым применением на практике этого чрезвычайного декрета было запрещение советской фильмы «Энтузиазм» (Вельт ам Абенд, № 236, 9 октября 31 г.).
2
С одной стороны фильма «Энтузиазм» была особой комиссией при министерстве внутренних дел признана „Künstlerisch wertfoll“, то есть ценным, как произведение искусства, что освобождало «Энтузиазм» от оплаты ввозного контингента.
С другой стороны то же Министерство внутренних дел в лице самого министра д-ра Вирта по политическим соображениям окончательно запретило показ фильмы даже на закрытых просмотрах.
3
Со статьей «Фильм-Диктатура» выступила «Франкфуртер Цейтунг». Со статьями «Господин Вирт показывает себя...», «Ответ д-ру Вирту» — выступил «Берлин ам Морген».
«Целый ряд газет и журналов и деятелей искусства заявил протест против этого запрещения и отметил исключительное значение фильмы «Энтузиазм», как высокохудожественного произведения, являющегося вместе с тем экспериментальной работой, на которой могут учиться все киноработники». (Киногазета, № 64, Москва, 26 ноября 31г.).
4
Вот текст протеста:
1) Мы читаем в «Берлинер Верзенкурьер», что фильм «Энтузиазм» ценнее, чем сто обычных фильм для публики.
2) Мы читали в «Дейтше Альгемейне Цейтунг», что «фильм «Энтузиазм» превосходная симфония».
3) Мы читали в «Генеральанцейгер», что «от этого первого русского звукового фильма может научиться по крайней мере дюжина немецких режиссеров и операторов».
4) Мы читали в газете «Дер Дейтше»,. что «художественная композиция картины «Энтузиазм» изумительна».
5) Мы читали в газете «Фольке Вахт» Бреслау, что фильм «Энтузиазм» — «грандиознейший показательный фильм для кинорежиссеров, когда-либо снятый», что «этот фильм приносит столько нового, что целое поколение режиссеров еще долго может по нему учиться».
6) Мы читаем в газете «8 Ур Абендблатт», что «этот полный энтузиазма фильм, рисующий энтузиазм воли русских рабочих, бесконечно волнует и будит сознание».
7) Мы читали в газете «Ниеве Ротердамше курант, что «Энтузиаз» имеет «проламывающее значение для развития звукового кино», «жестокий фильм, который объявляет войну кинопродукции всего мира» ...«он трубит результатами своих экспериментов всем кинорежиссерам мира в уши».
8) «Монтаг Морген» находит, что фильм «Энтузиазм» «по значению своему делает эпоху в науке о звуковом кино», что фильм «Энтузиазм» — «авангардная работа, полная побуждений и проблем, экспериментальная фильма, которую надо показать во всех киношколах, во всех специальных семинарах мира, как учебный пример того, что такое звуковое кино».
9) «12 Ур Блатт» пишет о фильме «Энтузиазм», как о зрительном и звуковом «фуриозо», как о фильме «невероятной силы».
10) «Рейхс Фильмблатт» находит, «что это произведение «Энтузиазм» надо восторженно приветствовать».
11) «Б. Ц. ам Миттаг» пишет: «Шум, звук, язык и музыка приведены у Вертова напором его кинематографической воли в единое целое и служат показательным примером того, как взаимодействие звуков и изображений создает нерушимую симфонию».
2) «Бреслауер Нейстен Нахрихтен» пишет, что звуковая конструкция фильмы «Энтузиазм» «доходит до последних границ возможностей».
13) Редактор газеты «Ди Форм» д-р Лотц пишет, «что фильм «Энтузиазм» — первый настоящий звуковой фильм, перед которым сама по себе такая превосходная работа, как «Под крышами Парижа» Рене Клера должна отступить назад, «что фильм «Энтузиазм», это гениальное взаимодействие звука и изображения», что «блестящее единство этих двух элементов является лучшим показателем качества этой фильмы».
14) Знаменитый композитор Ганс Айслер находит, что «фильм «Энтузиазм» есть самое гениальное из того, что нам дало звуковое кино и что все композиторы Европы могут по нему учиться».
15) Профессор Мзакс из Лондонского университета пишет: «Энтузиазм» одна из наиболее замечательных и воздействующих фильм из тех, которые я когда бы то ни было видел. Не затрагивая вопросов теории, его можно характеризовать, как единственный серьезный звуковой фильм из показанных до сих пор».
16) Известный писатель и знаток звукового кино Эгон Эрвин Киш на вопрос берлинской газеты «Вельт ам Абенд» о наиболее значительном произведении за 1930 год (книга, театр, фильм) ответил: «Наиболее впечатляющим произведением искусства за 1930 год я считаю фильм «Энтузиазм» Дзиги Вертова».
17) Профессор Мотели Наги считает, фильм «Энтузиазм» «лучшим из всех Существующих звуковых фильм».
18) «Роте Фане» пишет о фильме «Энтузиазм»: «этот первый советский звуковой фильм до сих пор лучший звуковой фильм в мире».
19) Фильм был показан в Берлине, Гамбурге, во Франкфурте-на-Майне и в Бреслау. Публика, которая состояла из работников искусства, рабочих, студентов, интеллектуальных работников, музыкантов, специалистов и обычных зрителей, выразила свое мнение о фильме восторженными приветствиями.
20) Также министр внутренних дел д-р Вирт высказал свое мнение: «Запретить из основательных соображений».
Каждый, кто слышал и видел этот фильм, должен протестовать против этого запрещения «из основательных соображений».
Следуют подписи — работников кинематографии, писателей, газетных работников и многих немецких и других иностранных обществ.
5
В этом протесте, который включил в себя краткий обзор иностранной критики фильмы, ничего не говорится о «какофонии», о «кошачьем концерте», о «кастрированной музыке», о «музыкальной бестолочи» и т. д. Не упоминаются эти эпитеты и в остальных (неприведенных в протесте) отзывах иностранных газет. Наоборот, часто пресса в своем неумеренном расхваливаний доходит до того, что дает статьям об «Энтузиазме» такие, например, заголовки и подзаголовки: «Энтузиазм» — произведение, которое сделало Вертова величайшим киновиртуозом нашего времени» (АЦЕ Стед. Дагблад.). Или «„Chaplins Entusiasmus" über Wertoff » / «Энтузиазм Чаплина» о Вертове» (Фильм Курьер, 25/Х1—31 г.).
6
Первая газета помещает большую статью о фильме и заканчивает ее следующими словами:
«После «Энтузиазма» — Вертов величайший кинорежиссер из всех, которых мы знаем. Он классически и драматически близок искусству Эйзенштейна, но как фильм-виртуоз он далеко превосходит его».
7
Вторая газета пишет следующее:
«Фильм «Энтузиазм» Вертова (дальнейшие просмотры которого, как известно, в Германии. запрещены) имел в Лондоне сенсационный успех.
Чарли Чаплин, который присутствовал на просмотре, заявил: «Я никогда не знал, что индустриальные фильмы можно так сорганизовать, чтобы они так прекрасно получились. Я рассматриваю фильм «Энтузиазм», как одну из самых волнующих симфоний, которые я когда бы то ни было слышал. Дзига Вертов — музыкант. Профессора должны у него учиться и не спорить с ним. Я поздравляю».
Чарли Чаплин
(Фильм Курьер, Берлин, 23/Х1 31 г.)
8
«Самый факт, что противник звукового кино Чаплин высказался за звуковую фильму, вызвал в английских кругах большое возбуждение». (Ди Вельт ам Абенд, № 297). «Маленький урок (нравоучение) д-ру Вирту»,—замечает по поводу отзыва Чаплина «Берлин ам Морген». («Берлин ам Морген», 26/X—31 г.).
Еще до выступления Чаплина бюллетень Советского Торгпредства в Лондоне сообщил о следующем выступлении реакционной «Морнинг Пост»:
«Вчера. В Лондонском «Фильм Сосайти» состоялся просмотр нашей фильмы «Симфония Донбасса». Сообщая об этом просмотре, «Морнинг Пост» указывает, что данная фильма, являясь образцом передовой кинотехники, еще более замечательна, как пример умелого использования кино для целей пропаганды: «Картина является определенным прославлением пятилетки и выполнена так драматично и живо, что поднимает энтузиазм убежденных коммунистов и убеждает колеблющихся».
«Правительства других стран, — говорит «Морнинг Пост», — должны тщательно изучить эту фильму, как образчик пропаганды, потому что она представляет собой первоклассное пропагандистское произведение, будучи вместе с тем одним из интереснейших экспериментов в области новой техники звукового кино». (Бюллетень Лондонского Торгпредства, № 41, от 16/Х1— 1931 г.).
9
Публика искренно аплодировала во время просмотра фильмы, пела Интернационал и проявляла восторженное участие к показываемой в фильме работе по выполнению пятилетнего плана.
Также пресса, вплоть до буржуазной и крайне правой, вынуждена была признать, это большое достижение Ветрова.
Характерно, что как раз правые газеты высказывали сожаление о том, что Германия не делает таких воздействующих пропагандистских фильм...» (Из письма «Лиги независимой фильмы»).
10
«Если наибольшая душевная опасность большевизма заключается в том, что немцы с их тоской, мечтами, сердцем привязываются к России, если такие фильмы, как «Энтузиазм», дают этим душевным стремлениям новые побуждения, то пора, наконец, понять немецким постановщикам фильм, что в их руках находятся большие национальные возможности...» (Дейтше Альгемейне Цейтунг, 19/1Х—31 г.).
11
«Мы уже отметили в подробной критической оценке, как необычайно существенен, захватывающ и достопримечателен созданный им (Вертовым) фильм. Можно добавить только, что публика с большим интересом смотрит фильм и в моменты сильнейших переживаний не может удержаться от одобрительных возгласов и выражений симпатий (Ди Вельт ам Абенд, 15, IХ—31 г.). *
12
«Воздействие кинодокладов Вертова в соединении с выступлением прессы и дискуссиями, которыми сопровождались доклады, вызывает новый подъем восторженных симпатий к напряжениям советского строительства и не может быть еще потому в достаточной мере учтено». (Из письма «Фильм-Лиги»).
13
«В Базеле были в день просмотра как раз выборы, и коммунистическая молодежь, включив просмотр в свою выборную пропаганду, двинулась с красными знаменами к кинотеатру». (Ди Роте-Фане, № 239).
«Перед театром стояли плакаты коммунистической партии. Листовки раздавала коммуни-стическая молодежь. Двое уходящих обывателей удрученно обменялись мнениями: «...Эти еще доставят нам много хлопот»... (Базлер Форвертс, .№ 244).
14
«Базяер Нахрихтен» делает после показа «Энтузиазма» следующее заявление от редакции: «После коммунистического пропагандного доклада Ганса Мейера, который был аккуратно использован юношами для демонстрационных целей, этот большевистский фильм, вербующий непо-средственно за восемь дней до национальных выборов...
Соображают ли сейчас ответственные лица из студенческого комитета, как и политической наивностью злоупотребляют москвичи, заставляющие их плясать под свою дудку? —Кто имеет молодежь — тот имеет будущее... „Caveant consules !!» («Базлер Нахрихтен», 21/Х — 1931 г.)
15
Под заглавием «Сдерживаемое бешенство» коммунистическая газета «Базлер Форвертс» от 24/Х—31 г. сообщает о выступлениях реакционных газет, в частности о выступлении «Нойе Базлер Цейтунг».
«Нойе Базлер Цейтунг», фашистский орган невежд, «uni Wellauer und Pfenniger» выл в понедельник (день просмотра «Энтузиазма») от бешенства. Он хотел бы добыть Людвигу (цензор) удлиненные цензурные ножницы. То, что писала католическая газета, мы не стали читать — она корчилась в конвульсиях»... «Ди Нахрихтен» более довольны, когда студенты устраивают доклады об оккультизме, вместо того, чтобы разъяснять им сегодняшнюю действительность. Выступления буржуазной прессы еще усилятся, особенно, если они услышат, что студенты с интересом разбирали листовки, которые им раздавала студенческая марксистская группа».
16
В Париже владельцы кинотеатров один за другим отказались предоставить помещения для кинодоклада. Мы получили приют в Коммунистическом клубе, где й состоялся просмотр «Энтузиазма».
17
О «чрезвычайном успехе» в Париже и о «сенсационном успехе» в Лондоне сообщает «Фильм Мульер».
18
«Повсеместно «Энтузиазм» встретил большой успех», —пишет «Роте Фане» 29 XII—31 г.— «как начало новой эры в искусстве кино».
19
Мне удалось прочесть радиодоклад в Бреслау. В других городах подобные попытки провалились. В частности во Франкфурте мой радиодоклад был отменен а последний момент «распоряжением сверху».
20
Скандал произошел во время просмотра «Энтузиазма» в Цюрихе, где заведующий театром упорно выключал и заглушал звук во всех подозрительных (по его мнению) в пропаганде местах.
21
В Амстердаме крики революционно настроенной аудитории продолжались до тех пор, пока ораторы не перестали ко мне обращаться: «Господин Вертов» и не стали говорить по–советски: «Товарищ Вертов».
22
В Гамбурге просмотр для двух тысяч рабочих шел под крики «Рот-Фронт» и кончился речами ораторов и пением революционных песен.
23
Гамбургские рабочие выступили в печати со следующим протестом против запрещения «Энтузиазма»:
«Запрещение нового советского фильма «Энтузиазм» из «основательных соображений» (по выра-жению министерства) показывает открытый фронт немецкой культурной реакции в борьбе против последних остатков свободы демонстрации фильм, до неузнаваемости изуродованной разными суровыми чрезвычайными декретами. Почему этот обостренный курс правительства с католическим министром д-ром Вирт против фильмовой культуры? Потому что в этом советском звуковом фильме выражена неслыханная трудовая воля и гигантски усиливающийся трудовой энтузиазм. Этот фильм есть документ несокрушимой веры русского пролетариата в социализм».
«Фольксфильмферанд Гамбург» и вместе с ним весь мировой пролетариат хочет видеть в этом фильме превосходство социалистического планового хозяйства. Они протестуют из основа-тельных политических соображений против запрета советского фильма «Энтузиазм» и требуют немедленной отмены, этого неслыханного фашистского мероприятия. Мы требуем упразднения реакционных положений о демонстрации фильм так же, как о фильмовой цензуре. «Фольксфильмферанд Гамбург».
Приведенных фактов и примеров достаточнео, чтобы подвести итоги боевой операции, проде-ланной советской фильмой «Энтузиазм» на фронте борьбы против чрезвычайных декретов капиталистического мира.
От редакции
О „статье“ т. Вертова
Прочтя собрание вырезок из немецких газет, которое т. Вертов столь сенсационно озаглавил, читатель может по меньшей мере недоуменно развести руками. В самом деле, почему редакция поместила эту — называемую т. Вертовым «статьей» — из ряда вон выходящую рекламу? Объяснение действительно необходимо. Но прежде всего мы обязаны доказать, что материал, присланный т. Вертовым в журнал, — совершенно недопустимая самореклама. Читатель в таком доказательстве не нуждается — он и сам это великолепно поймет. Но т. Ветров, заявляющий, что голова его не кружится от успехов и что он помнит о крупных недостатках фильмы, может обвинить нас в недобросовестности: лучше уж сразу отвести в сторону подобные разговоры.
Рекламный характер «статьи» т. Вертова особенно ярко проявился в заголовке. Тут и Чарли Чаплин, и гамбургские рабочие, и приказы доктора Вирта. Чарли Чаплин об «Энтузиазме». Это ведь не фунт изюма! Однако, из текста мы узнаем, что заметка о Чаплине — «неумеренное расхваливание» работы Вертова. И вот так оценивая данную заметку, т. Вертов начинает заголо-вок с имени Чаплина. Мало этого, говоря о «неумеренных похвалах», т. Вертов не ограни-чивается лишь указанием на это неприятное обстоятельство, но «добросовестно» цитирует их. Такие «неловкости» можно делать, только преследуя рекламные цели. Недопустимость само-рекламы состоит не только в том, что т. Вертов кажется, первый из работников советского искусства счел для себя возможным собрать и напечатать за своей подписью наиболее эффектные из отзывов о его работе. Она прежде всего в том, что т. Вертов не постеснялся придать саморекламе характер большого политического события: смотрите, как мой «Энтузиазм» работает на арене мировой политической борьбы. Свою «статью» он заканчивает так: «Приведенных фактов и примеров достаточно, чтобы подвести итоги боевой операции, проделанной советской фильмой «Энтузиазм» на фронте борьбы против чрезвычайных декретов капиталистического мира». Как видит читатель, здесь проявилось не только отсутствие «скромности» у автора, но и самая настоящая мания величия, пытающаяся спекулятивно использовать факты действительно огромного значения.
Почему же редакция решила поместить «статью» т. Вертова?
Во-первых, потому что она заставляет нас насторожиться в отношении работы наших фильм за границей. Известно, что фильма т. Вертова не получила одобрения у нас в СССР. Известно, что «Энтузиазм» страдает такими недостатками, которые привели к искажению фильмой картины социалистического строительства, идущего в нашей стране. Совсем не случайно, что она очень недолго продержалась на экране, несмотря на отсутствие в то время других звуковых фильм.
Никаких козней «прокатчиков» тут не было.
Если же верить т. Вертову, а он действительно «пользовался успехом» за границей, то в Германии, Франции и других странах «Энтузиазм» получил совершенно иную оценку. При всех поправках и на самовлюбленность т. Вертова и на полное непонимание им причин успеха его фильму следует признать, что многие друзья СССР приняли вертовский показ «социалисти-ческого строительства» за чистую монету, не отнеслись к этому показу критически. Мы должны помнить, какое огромное значение имеет всякий рассказ об СССР за границей, какое огромное значение имеет даже простая фотография. Понятно какое гигантское значение может иметь фильма, да еще звуковая, да еще «документальная». С другой стороны, мы должны помнить о том, как плохо еще знают о нас за границей наши друзья, как много лжи распространяется о нас врагами. Поэтому с величайшей осторожностью, т. е. с предельной правдивостью, должны мы делать наши фильмы для заграничного зрителя. И уже если за границу идет фильма не очень правдивая, нужно приложить все меры к тому, чтобы и заграничному зрителю стали понятны ее недостатки.
Во-вторых, мы помещаем «статью» т. Вертова для того, чтобы показать киноработникам «секрет» успеха за границей некоторых наших фильм. Почему «Энтузиазм» не вызвал у советского зрителя никакого энтузиазма? Почему эта же картина становилась в отдельных случаях фактором борьбы коммунистов Германии с социалфашистами? Потому что «нег пророка в отечестве своем», потому что мы плохие ценители большого искусства? Конечно, не потому, Вертов не понимает или не хочет понять, что рабочий зритель за границей аплодировал не фильме, а героическому рабочему классу СССР, не достоинствам фильмы, а достоинствам советского строя, не успехам звукового советского кино (их, к сожалению, очень мало в «Энтузиазме»), а успехам социалисти-ческого строительства. Некоторые из наших режиссеров, получивших известность за границей, склонны приписать это своему «мастерству», «таланту», и только этому. Между тем все они должны понимать, что своей известностью они обязаны прежде всего революции, характеру нашей страны, жизни ее. Мы ведь знаем случаи, когда весьма посредственные картины нашего производства, именно потому, что они были советскими картинами, становились в ряд с наиболее яркими явлениями и нашей и буржуазной кинематографии. А если говорить о действительных образцах советской продукции, то и здесь без решающего значения революции не обойдешься. Ибо только она открыла дорогу для того большого искусства, которое так привлекает внимание заграничного зрителя. Вертов, упоенный отзывами о «виртуозном мастерстве», не понимает — или не желает понимать — этого. Фильма, присланная из СССР, фильма об СССР — вот ведь что родило успех «Энтузиазма».
В-третьих, мы помешаем «статью» т. Вертова как образец «документалистского» творче-
ства. В этой статье, как и в своих фильмах, т. Вертов собрал только факты и документы. Однако «статья» получилась лживая. Вырвав цитаты из контекста статей, статей из контекста общественно-политических событий, обезличив авторов статей и т. д., Вертов исказил их объективный смысл. Если бы он вместо склеивания «фактов» и цитат занялся добросовестным анализом причин успеха «Энтузиазма», он понял бы, что меньше всего повинен в этом успехе автор фильмы.
Редакция надеется, что т. Вертов не замедлит сделать соответствующие выводы, прочтя эти строки.
Редакция
Материалы по теме
- МАТЕРИАЛЬНОСТЬ ЗВУКА: КИНО КАСАНИЯ ЭСФИРИ ШУБ (Lilya Kaganovsky “The Materiality of Sound: Esfir Shub’s Haptic Cinema”)