РЯДОМ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

Воспоминания кинодокументалиста. Из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР».

РЯДОМ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

09.06.2019

Владлен Трошкин

Трошкин Владлен Павлович (20 февраля 1930 — 22 ноября 2015) — оператор, режиссер-документалист. Народный артист РСФСР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1986) за кинолетопись Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Удостоен высшей награды республики Перу — Орден Командора.

Источник: www.svclub.ru. Фото: "Визит Никиты Хрущева в Оксфорд. Снимает кинооператор ЦСДФ (возможно, Трошкин)". Автор фото: Дмитрий Бальтерманц. 1956 год. Источник: www.russiainphoto.ru.

С 1956 года с руководителями КПСС и государства мне довелось побывать более чем в двадцати странах мира. С Н. Булганиным, А. Микояном, А. Подгорным, А. Косыгиным, Л. Брежневым и Н. Хрущевым ездил, летал в Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америки, Индонезию[1]. Впечатлений накопилось много, расскажу лишь о тех, что остались за пределами официальных сообщений, о тех малозначительных деталях, которые откладываются в памяти надолго.

Начну с Индонезии, куда, по-моему, в 1962 году летала правительственная делегация, возглавляемая Председателем Президиума Верховного Совета CCCР – Анастасом Ивановичем Микояном[2]. Главная цель – встреча и переговоры с Президентом Индонезии Сукарно, вручение очередного дара советского правительства – стадиона "Дружба". Ничего себе дар! Полуголодный Советский Союз построил и подарил огромный стадион по размерам и внешнему виду – копия Лужников[3]. Его масштабы поразили индонезийцев, гостей и многочисленных участников первых Пан-Азиатских игр, происходивших на этом стадионе. Вероятно, поэтому президент Сукарно и без того лояльно относившийся к нашей стране, стал особенно приветлив к советской делегации.

Вместе с официальной делегацией на празднование открытия Пан-Азиатских игр прибыли и советские спортсмены[4]. Среди них знанием английского языка и умением держаться в высоком обществе выделялась чемпионка СССР по теннису – Аня Дмитриева. Симпатичная коммуникабельная девушка. До сих пор храню воспоминание о парной встрече на теннисном корте против неё и советского посла Н. А. Михайлова. Игра состоялась в посольском городке, на огромной территории которого, был спортивный комплекс, В наше время Анна Дмитриева ведет спортивные репортажи на телевидении и делает это с мастерством профессионала.

Судя по всему, молоденькая Аня приглянулась президенту Сукарно.

На приеме в президентском дворце Микоян и Сукарно зажигательно отплясывали индонезийские и русские танцы. Только, спустя много лет, в стране узнали о подлинной "щедрости" наших руководителей, без зазрения совести тративших деньги налогоплательщиков на царские подарки. Обидно, когда я эти дары становились бессмысленными, бесполезными. Так случилось и со стадионом. Вскоре, после ухода со своего поста Сукарно, дружественные отношения испортились, а стадион остался за Атлантическим океаном вместе с деньгами налогоплательщиков.

В Индию я впервые подал вместе с Председателем Президиума Верховного Совета СССР – Л. Брежневым в 1962 году[5].

Что осталось в памяти с тех пор? Демократическое общение молодого Брежнева с сопровождавшими его журналистами. На фоне иных руководителей партии и правительства, которые и за людей не считали обслуживающий их персонал, Леонид Ильич был сама внимательность, любезность, добродушие. Он сразу же по приезде в Индию собрал корреспондентский корпус и в дружеской беседе, рассказал о цели визита, установил дух демократичности, взаимоуважения. Жаль, что с годами, по моим наблюдениям у многих руководителей эти отношения меняются в худшую сторону. Во многом это зависит от чиновничьего окружения, пресмыкающегося перед "хозяином".

А в тот год Л. Брежнев был молод, красив, речь его была гладкой и уверенной.

Одним из общающихся с журналистами с трудом руководителей — был Подгорный, тоже Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Довелось с ним побывать в Иране.

Молодой представительный шах Ирана – Реза Пехлеви радушно принимал советскую делегацию. Но более всего в нем мне понравилась его супруга, красавица шахиня. Правда живьем увидеть её не пришлось – она была на восьмом месяце беременности.

Портреты красавицы шахини были выставлены по всей стране. Несколько лет назад вовремя пребывания во Франции молодой шах Ирана познакомился со скромной студенткой и влюбился. С тех пор лучезарная супружеская пара излучалась счастьем и безграничным богатством.

К слову, мажордом шахского дворца перед отъездом делегации на родину вынес большое блюдо, на котором горкой, лежали золотые монеты с изображением шаха и вручил от имени шахини памятные сувениры. Шахиня в свою очередь просила передать извинения, что я по известной причине не смогла лично вручить эти сувениры.

В свою очередь шах подарил мне удивительной красоты серебряный портсигар, который я вручил первому зятю в день свадьбы моей дочери. Жаль портсигара!

Из всех руководителей, с которыми пришлось поездить по миру, наиболее колоритным, запоминающимся, несомненно, стал Никита Сергеевич Хрущев.

Пожалуй, больше других он поездил по миру, представляя интересы СССР. В те времена многие его визиты были первооткрытием, носили атмосферу дружественных намерении, советской ядерной супердержавы.

Мне довелось побывать с ним в Египте на открытии Ассуанской плотины (ещё один "дар советского народа"), в Польше после разрушительного землетрясения в Скопле, в Югославии, Дании, Норвегии, Швеции, Англии, Франции, США.

Визит в Англию был для Н. С. Хрущева одним из первых в страну капитала. Воспоминаний от этой поездки у меня, к сожалению, осталось мало.

Одна фотография на фоне старинного английского фрегата, которым командовал сам адмирал Нельсон и две зарубки в памяти.

Первая – сорок лет назад, тридцатилетним молодым мужчиной я впервые увидел воочию на улице Лондона шикарных проституток. Они открыто предлагали себя прохожим, распахивая манто, одетые на голое тело. Помню, я вызвал хохот в студийной аудитории, когда рассказывал по возвращении о чудо-юдо живых проститутках. Краснел при этом заметно.

Вторая зарубка – корреспондентов из Лондона заранее отправили самолетом на одну из военных баз, где Хрущеву намеревались показать военное авиашоу.

Рядом со мной в кресле самолета оказался красивый молодой офицер в белоснежной летной парадной форме с золотыми бантами и позументами... Орденских планок и значков у него было во всю грудь. Взлетели, разговорились. Но вскоре самолет стало сильно покачивать и, о боже, мой попутчик отключился, потерял сознание, его элементарно укачало. Еле привели в чувство. Зато во время военного парада на военной авиабазе мой сосед стоял со знаменем и виновато мне улыбался. Тот ещё авиа-асс!

Иосип Броз Тито принимал Хрущева по-царски. В столице Югославии Белграде делегацию разместили в самом шикарном отеле. Для прессы был отдан целый этаж с огромным рестораном. В ресторане на столицах рядом с многостраничным меню красовалась цветная карточка с надписью "Никита" и симпатичным изображением улыбающегося русского медведя. На карточке напечатан рецепт спецкоктейля из крепких составляющих. Коктейль попробовать я не решился, а карточку "Никита" храню.

Самым впечатляющим было, конечно, посещение острова Бриони в Средиземном море. На этом райском острове делегация отдыхала после окончания визита. Говорят, этот утопающий в зелени остров, был собственностью Тито. На нём установлены блага и порядки того самого коммунизма, к которому призывали трудящихся со времен Октябрьской революции.

Несколько дорогих особняков, именовавшихся гостиницами, и зоопарк. Вот, пожалуй, и все, что наблюдалось на острове. Всё вокруг бесплатно. Питание, выпивка, катание на морских велосипедах и прочее, прочее... Любое желание удовлетворяется без задержки. Пять дней делегация и сопровождающие лица прожили в раю. Климат мягкий, средиземноморский.

Тито страсть как любил коллекционировать экзотичных животных, птиц и яхты. Потому руководители многих стран знали, что дарить президенту. Зоопарк на острове изобиловал жирафами, зебрами и прочей дикостью, а в порту колыхались разномастные яхты.

Как-то Хрущев с супругой катались на белоснежной яхте, расслаблялись с Иосипом Броз Тито и его красавицей-супругой Иованкой Броз. Когда яхта причалила к пирсу, гости прямо c тpaпa попали в птичье царство. Экзотические пернатые галдели на разные голоса. Вдруг слышим громкий заливистый смех, голос Никиты Сергеевича не спутаешь. Оказывается, виновником опять оказался попугай и с теми же русскими выражениями, которые произвести печатно не пристало.

Невольно припомнились бранные слова, грязные эпитеты и едкие карикатуры на Тито, где он с топором в руках и лужах крови расправлялся со своим народом. По указанию Сталина несогласного с политикой Тито, его подвергли оскорблению, унижению. Хорошо, что эти мрачные дни в истории наших стран ушли в прошлое, и жаль, что впереди у Тито маячили дни забвения в распавшейся Югославии.

"Встреча с Францией"- так назывался полнометражный документальный фильм, который создал известный в художественном кино талантливый режиссер – Сергей Юткевич[6].

Четыре кинооператора прибыли в Париж за несколько дней до официального визита Н. С. Хрущева.

Вместе с Юткевичем большим знатоком Франции мы должны были побывать в разных уголках страны. Вам повезло. По радио сообщили, что визит Хрущева откладывается на десять дней из-за гриппа, который подхватил глава нашего государства. Эти дни как подарок мы использовали во всю, сняли много ярких эпизодов.

Мне довелось съездить в небольшой городок Дижон и встретиться там с каноником Киром. Снять о нём сюжет. В те времена имя его было известно, как борца за мир. В своих проповедях он призывал к сотрудничеству с "империей зла", которой с подачи американского президента именовалась наша страна. Каноник встретил меня радушно. Повел в свой маленький ресторан и пытался угостить устрицами, которые я на дух не принимаю. Мы дегустировали вина из местных виноградников.

Кстати, в маленькой гостинице, где я остановился на ночлег, долго не мог понять – почему в ванной три крана. Путем проб и ошибок выяснил, что третий кран предназначен для белого сухого вина. Пей, не хочу... Жаль, что я не любитель сухих вин...

Фильм, созданный С. Юткевичем, носил следы подлинной художественности, что в лучшую сторону отливало его от чисто публицистических официозов, созданных на нашей студии.

С одним из подобных фильмов чуть было не произошел курьёз. "Хрущев в Америке" – так назывался полнометражный фильм, над которым трудился большой коллектив документалистов, в который входил и я. Так вот, после выхода на экраны страны и восторженной критики приласканных журналистов, фильм был выдвинут на Ленинскую премию, высшую награду страны. Во многом этому способствовала роль грозного консультанта, одного из помощников Хрущева. Теперь-то я понимаю, как славно, что фильм этой награды не получил, хотя коллектив журналистов, сопровождавших Хрущева в поездке и сотворивший книгу под названием – "Лицом к Америке" стал лауреатом Ленинской премии.

Конечно, этому весьма способствовал руководитель авторского коллектива – главный редактор газеты "Известия" зять Хрущева – Алексей Аджубей.

Визит в США Н. С. Хрущева был ярким и запоминающимся. Впервые руководителя коммунистической партии и премьер-министра принимали вопреки международному протоколу на президентском уровне. Впервые в истории отношений с Америкой в страну прибыл советский руководитель со всей семьей.

Никита Сергеевич попав в стан капитала, пытался с присущей ему энергией, напором, образностью, выставить напоказ преимущества социалистического строя, что выглядело порой весьма странно.

Видеть и слышать его было подчас удовольствием, столь искренним, верующим в то, что он проповедовал акулам империализма, выглядел крестьянский сын – Никита. Отсутствие глубокого образования он заменял народным юмором, пословицами, поговорками, "кузькиной матерью", наконец.

Никита Хрущёв и Росуэл Гарст. Источник: www.kulturologia.ru.

В кукурузном штате Айова успешному фермеру Гарсту он объяснял, как надо выращивать кукурузу. "Вы сеете кукурузу слишком загущенно, в результате получаете меньше кормовых единиц с гектара, и далее... Но господин Гарст немного зазнался и не хочет слушать критические замечания" – после этих слов раздался оглушительный смех фермеров и сопровождавших Хрущева лиц.

Ажиотаж во время визита был поразительный. Тысячи журналистов, теле- и кино операторов преследовали делегацию. Помню, в вагоне скорого поезда из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско Хрущев давал интервью. Набилось столько народа, что дышать стало затруднительно. В буквальном смысле слова сидели друг на друге. Я оказался со своей ручной камерой в метре от лица Никиты Сергеевича. Снимаю и вдруг понимаю, что камера у меня останавливается, перестает работать. Оказалось, что на барабан, выступающий сбоку камеры, намотались волосы ответственного работника ЦК КПСС. Он стерпел и хорошо, что оказался впоследствии незлопамятным...

Одна из лучших фотографий, опубликованных в американской прессе – Хрущев с интересом заглядывается на декольте звезды Голливуда – Ширли МакЛейн, которая перед этим демонстрировала своё искусство в танце[7].

Между Хрущёвым и его женой Ширли Маклейн. Второй справа: Фрэнк Синатра. Источник: www.kulturologia.ru.

Даже в Голливуде Никита Сергеевич умудрился атаковать капиталистов. Миллионер Скурас привел доводы в пользу американской системы, мол, он из бедного грека стал владельцем крупной кинофирмы. Рассерженный Хрущев привел ему в ответ ещё более убедительный пример из страны социализма. Мол, он из малограмотного шахтера стал премьер-министром огромной страны.

За тридцать лет, объездив полмира с правительственными делегациями, я устал от постоянного напряжения, от необходимости соблюдать субординацию, скрывая подчас собственное мнение. Постепенно я отошел от этих заманчивых на первый взгляд командировок в сторону авторских фильмов.
________________________
1. Владлен Трошкин впервые в составе официальной правительственной делегации выехал в Лондон в 1956 году. Итогом поездки стали документальные фильмы:
«Миссия дружбы и мира» (пребывание Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева в Англии); полнометражный; режиссер: Г. Бобров, И. Сеткина; операторы: И. Бессарабов, Ю Г. Бобров, П. Касаткин, Л. Котляренко, И. Сокольников, В. Трошкин 
«В Лондоне» (о достопримечательностях столицы Великобритании; фильм основан на книге очерков Сергея Образцова "О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон); полнометражный; режиссер: Г. Бобров; операторы: И. Бессарабов, П. Касаткин, Л. Котляренко, И. Сокольников, В. Трошкин 
2. Итогом поездки в Индонезию в 1962 году стал документальный фильм «Визит друга» (пребывание Первого Заместителя Председателя Совета Министров СССР А. И. Микояна в Индонезии); режиссёр: З. Фомина; операторы: М. Каюмов, В. Трошкин 
3. «Есть в Джакарте стадион», документальный фильм 1963 года; Производство: Ташкентская студия кинохроники: режиссер: М. Каюмов; оператор: В. Трошкин 
4. «Победа дружбы в Джакарте», документальный фильм 1963 года (о спортивных играх GANEFO в Джакарте (Индонезия) в 1962 году); операторы: М. Каюмов, В. Трошкин

5. Документальный фильм «В Индию с визитом дружбы» (визит Л. И. Брежнева, Т. Кулатова, В. И. Лихачева, И. В. Архипова, Я. А. Малика в Индию); режиссёр: З. Тулубьева; операторы: С. Медынский, А. Савин, В. Трошкин 
6. Документальный полнометражный фильм «Встреча с Францией» (пребывание Н. С. Хрущева во Франции); режиссёр: С. Юткевич; операторы:  Д. Каспий, В. Киселев, В. Трошкин  
7. Эпизод подробно описан в книге В.М. Суходрева "Язык мой - друг мой. От Хрущева до Горбачева" (Хрущев и Ширли Маклейн Лос-Анджелес, 1959 год).