Опубликовано: www.www.liveinternet.ru / 2000 год / Фото: "Кинооператоры Владислав Микоша и Константин Дупленский на Итальянском кладбище в Севастополе. Апрель 1944 года". Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ.
В рядах сражавшихся на фронтах Великой Отечественной стояли и люди с камерой, запечатлевшие на долгие годы ожесточенные бои, свидетельства ужасающих злодеяний фашистских войск и главное — портреты безымянных героев, проживавших четыре военных года ежедневным подвигом. Хроникеры войны прошли ее с первых дней и до последних, победных мгновений, с приграничных июньских постов и до судебных залов Нюрнберга. Всю территорию, охваченную пожарищем, видели они через объективы тяжелых четырехглазых "Аймо" — от Ледовитого океана и до Черного моря. Были среди них и женщины, такие как Мария Сухова, партизанский хроникер, погибший от осколков с камерой в руках. На фронтах погибло 52 боевых кинооператора, всего же их было 257.
На Свердловской киностудии помнят и чтут память Константина Петровича Дупленского. Нет, он не погиб на войне. После 1945 года впереди у него была плодотворная жизнь хроникального кинематографиста. Не стало его 16 лет назад — скончался от тяжелой болезни. В предверии праздника в Доме Кино собрались его друзья и коллеги. Кто лучше них сможет сказать о войне, которую запечетлевала кинокамера Дупленскогои о нем самом?
Ярополк ЛАПШИН, режиссер Свердловской киностудии:
— Я знал Костю еще по ВГИКу — мы были одногодки и учились вместе. Он снимал меня для своей курсовой. Его уважали уже тогда — за рассудительность, серьезность, отзывчивость. Когда началась война, всех студентов отправили под Смоленск, где под постоянными бомбежками строили заградительные сооружения. Однажды немцы сбросили листовки: "Студенты, убегайте отсюда! Мы скоро начинаем наступление". И действительно, через пару дней наступление началось, нас всех вернули в Москву, а оттуда — в глубокий тыл, в Алма-Ату. Отправляли на открытых платформах, заставленных пустыми троллейбусами, которые мы, вгиковцы, и забились так, что пошевелиться невозможно было. Была зима, температура доходила до –40 градусов, наши импровизированные "вагоны", конечно, не отапливались, а только до Куйбышева мы добирались 19 суток — со множеством остановок, не ограниченных временем.
Дупленский был назначен старшим. На одной из станций, в Арзамасе, он встретил девчушку лет 15-16, беженку с Украины. Он привел ее в наш "троллейбусный" вагон — взял над ней шефство, желая отвести в теплую Алма-Ату. Нам это доставило некоторые неудобства — при ней, ведь, мы не могли ни умыться, ни переодеться. Но до Алма-Аты он ее все таки довез, попытался пристроить получше, но, увы, она затерялась где-то на алма-атинских улицах.
Всю дорогу Костя пробивал нам маршрут и добился того, чтобы нам предоставили настоящий плацкартный вагон. Так что до места назначения мы добрались с лучшим комфортом.
После войны мы встретились с ним уже на киностудии. Он пробовал силы и в большом кино, но с любимым делом - кинохроникой - расстаться не смог, уехал в Челябинск, где руководил корпунктом. Костя рано ушел из жизни, он многое бы еще мог сделать, но и то, что осталось после него — огромный задел.
Игорь ПЕРСИДСИЙ, оператор и режиссер Свердловской киностудии:
— Константин Петрович ушел на фронт в 1942 году, еще будучи студентом ВГИК. Сразу стал военным кинооператором. Он и его сотоварищи за годы войны отсняли свыше трех с половиной миллиона метров пленки. Работа эта была очень нужной для поднятия духа бойцов и для последующих поколений, но и очень опасной. Сколько их погибло, не отпуская камеры из рук! Константин прошел с ней до самой победы. Снимал взятие Будапешта, Вены, на Тихом океане - разгром Японии. Его друг тех лет, известный ныне оператор Владислав Микоша тепло вспоминает о нем до сих пор, прислал из Москвы телеграмму с поздравлениями его родственникам. Кстати, хроника Микоши тоже обошла весь мир. В Америке 1943 года его кадры видел Чаплин — он долго сидел после них, закрыв лицо руками, а потом поднялся и сказал: "Теперь я знаю Россию. Она обязательно победит!". А Константин после войны пришел на нашу киностудию — прямо в гимнастерке, в форме капитен-лейтенанта, военно-морского офицера.
Сергей МИРОШНИЧЕНКО, режиссер-документалист:
— Начинал я на Челябинской студии телевидения осветителем. Потом поехал на Свердловскую киностудию проситься ассистентом к кинооператору Константину Дупленскому. Он фронтовик, выпускник ВГИКа, талантливый человек и хороший педагог.
Я тогда носил белый плащ, красный шарф, желтые ботинки, длинные волосы, фирменные джинсы Levi's от спекулянтов. Пришел, ищу Дупленского. Вижу человека в кирзовых сапогах и робе. «Мужик, — говорю, — а где здесь Дупленский?» —
«Это я и есть, — сказал он. — До тебя тут был один балбес, он потерял ключ, я его уволил. Сделаешь новый — будешь работать».
А я напильника в руках не держал. Завернул заготовку в верстак, а она вывалилась. «Не волнуйся, — говорит Дупленский, — у меня еще пять таких. Работай». Я упорный, решил не отступать. Дупленский посмеялся над выточенным ключом-уродцем, воткнул его — дверь открылась. «Беру тебя», — говорит. Это был ключ в профессию!
Я поступал во ВГИК с этим рассказом, с фотографиями, которые Дупленский научил меня снимать. Поступил с первого раза и ошалел от счастья. Светлая память Константину Петровичу…
Ольга Константиновна, дочь Дупленского:
— Конечно, прежде всего он для меня - отец. Подававший пример детям спокойным характером, трудолюбием и добротой. До сих пор все свои действия, свое отношение к людям, я сверяю по тому, как бы поступал он...
Вечер памяти Константина Дупленского увлеченно снимал увесистым фотоаппаратом совсем юный мальчишка - внук Константина Павловича...