Из истории сочинского КСО. Гибель спелеологов в ноябре 1981 года в районе горы Фишт под Сочи

На ЦСДФ официальные лица эту историю не любили вспоминать...

Из истории сочинского КСО. Гибель спелеологов в ноябре 1981 года в районе горы Фишт под Сочи

22.03.2019

На ЦСДФ официальные лица эту историю не любили вспоминать...

Осенью 1981 года группа из шести человек — Александр Полуянов (руководитель группы)Геннадий ШершуновВладимир РыбалкоИрина Воротникова (все четверо работали на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) — Шершунов в фотоцехе, Рыбалко работал в механическом цехе, Воротникова в машинописном бюро, т.к. персональных компьютеров в СССР ещё не было), а также семейная пара Устиновых (друзья А. Полуянова), спускается в пещеру «Парящая птица» в горном массиве Фишт на территории Адыгеи (Северный Кавказ). Трагедия произошла после возвращения группы из пещеры на поверхность, 02 ноября 1981 года. В районе нахождения пещеры резко ухудшились погодные условия, начался обильный снегопад. Группа разделилась. Рыбалко, Шершунов и Воротникова остались в палатке. Полуянов и семейная пара ушли за помощью. Директором ЦСДФ Евгением Козыревым и сочинским поисково-спасательным отрядом была организована операция по спасению людей. Из шести человек трое оставшихся погибли из-за переохлаждения — это Геннадий Шершунов, Владимир Рыбалко и Ирина Воротникова (для всех троих это был первый в жизни и последний спелеологический опыт). Представители ЦСДФ — Владимир Иванов и Юрий Селивёрстов, прилетевшие из Москвы на место трагедии, опознавали тела Шершунова и Рыбалко уже в сочинском морге. Тело Ирины спасатели нашли только весной, когда растаял снег. 

Через 38 лет, в ноябре 2016 года, на сайте  www.risk.ru был опубликован отчет о поисково-спасательной операции, проведённой сочинскими спасателями. Некоторые факты (о том, как разделилась группа спелеологов, пытаясь спастись), приведённые в отчёте, расходятся с информацией 1981 года. Предлагаем вашему вниманию материал отчета, а точнее — воспоминания, опубликованные пользователем Николаем на сайте www.risk.ru.


В отряде с плановой проверкой Резун Анатолий Иванович — нач. краевой КСС (полное название — туристская контрольно-спасательная служба; — прим. ред. #МузейЦСДФ), Стуков Генрих Александрович — зав. отделом безопасности ЦС (ЦСТиЭ ВЦСПС; — прим. ред. #МузейЦСДФ).

Срочная телеграмма. Резун зачитывает:

"Я такой-то, такой-то, заслуженный, ... и т.д., и т.д...." (автором письма был советский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР и отец спелеолога и оператора ЦСДФ Александра Полуянова — Сергей Сергеевич Полуянов; — прим. ред. #МузейЦСДФ).

Текст длинный на двух бланках.

— Тьфу ты, — не выдерживает Стуков, — что ему надо?

" ... группа спелеологов Центральной cтудии документальных фильмов планировала прохождение пещеры "Парящая Птица", срок возвращения прошёл, известий нет. Прошу оказать помощь. Не дайте погибнуть молодым людям."

— Да нам хоть дети уборщицы тёти Маши! Они на учёте? (Стуков)
— Нет.



Пещера на массиве горы Фишт  — вход на высоте 2350 м. Глубина — 535 м. Колодцы, колодцы, колодцы. Сквозит. Много воды.

Погода лётная. ПСР — служба аэропорта готова к вылету. Удачно связались с Плоткиным Леонидом — адлерская спелеосекция. Самоотверженные общественники, спасатели от Бога.
Их заберут в Адлере. Набиваем рюкзаки снаряжением и на сочинскую вертолётную площадку.



Летим.

Много снега. Проходим над перевалами Черкесским, Белореченским. Никого. В районе пещеры следов нет... Высаживаемся на террасе над входом в пещеру. Вход забит снегом. Откапываем.

На фото: Олег Беркус. Нашли "коногонку". Толя Чепур со спины.

В колодце есть навеска, что-то просматривается на дне. Лёня спускается. Кто посвободнее,  обустраивают лагерь.

Первая информация.

— На дне колодца транспортники, — рассказывает Плоткин, — навеска не снята и в следующем колодце. Предполагаю худшее. Экипируемся и по готовности уходим.

Им не мешаем, только выполняем их просьбы. У Наташи уже готов горячий обед. И когда она только успевает!? Наташа — инструктор турклуба, всегда готова на спасаловку.

Время уходит быстро. По радиосвязи Горлов (нач. КСО) сообщает, что в пещере никого нет, есть погибшие, подробности не по эфиру, вертолёт за вами завтра.

Не спится. Ясная, морозная ночь. Крик гусей. Как тянется время...

С рассветом собрались, ждём вертолёт. Ага, тарахтит. Прошёл над нами, кружит, уходит ниже. Где-то сел. Улетел. Догадок не строим, просто ждём.

Избегая подначек, осторожно спрашиваю:
— слышал-ли кто что-нибудь ночью?
— Гуси пролетали. (Саша Токарев)

Уже в вертолёте кое-что узнаём.
— Вчера, сразу после заброски, — рассказывает Горлов, — залетели на кардон Бабук-Аул. Там и застали оставшихся в живых — руководителя Полуянова и участников Устинова и Устинову. Трое замёрзли в непогоду.

Сегодня высадились в предполагаемом месте гибели. Устинов легко ориентируется.

— Под той скалой лёг первый, а под той — второй.

Проходим щупами, находим быстро. Теперь задача — найти девушку...

В отряде уже сидит представитель ЦСДФ — Михаил (Соболев, администратор съемочной группы ЦСДФ; — прим. ред. #МузейЦСДФ). В разговоры не вмешивается, но всё записывает. Полуянов, Устиновы в прокуратуре.

История складывалась примерно так.

Со слов Михаила, Полуянов со спелеоопытом, задался идеей снять фильм в пещере "Парящая Птица", увлёк идеей сотрудников студии, стали готовиться. На каком-то мосту тренировались спускаться, подыматься по верёвке, готовили снаряжение. На кордоне заповедника их пропустили — помогли удостоверения ЦСДФ. Базировались на аварийной хижине Белореченского перевала. В пещеру ушли пятеро. Погода стояла хорошая. Устинов каждый день поднимался к входу в пещеру. В тот день задуло, пошёл снег. Устинов поднялся к пещере. Полуянов (с его слов) ушиб копчик и в сопровождении Устиновой и Воротниковой поднялся из пещеры. Дав указание Устинову дождаться выхода двоих ребят, которые поднимали снаряжение, ушёл с девушками к хижине. Когда из пещеры поднялись парни, ветер уже был ураганный. Мокрые, уставшие они шли за УстиновымХолод забрал одного и чуть ниже другого. Ушедших ранее в хижине не было. Ночь Устинов провёл один. Полуянов, Воротникова, Устинова в пурге сбились с пути. Набрели на огромный валун с нишей. Пережидали ночь. Грелись у примуса, потом сожгли гитару.
Утром Устинов вышел на поиск. Встретились они недалеко от хижины. Ирины Воротниковой с ними не было...

Завтра вылетаем. Собираем спасателей–общественников. В вертолёте битком. Следователи, Полуянов, мы, и даже Миша "ввинтился".

По словам Полуянова, Ирина легла не далеко от того места, где они встретились с Устиновым.

Миша бегает кругами, фотографирует. Ходили не долго. Полуянов нашёл валун на котором была маркировка тропы "тридцатки".

— Я стоял здесь. А она легла под камнем ниже, только тут всё теперь под снегом.
— И вы не вернулись, не помогли? (следователь)
— Я потом не нашёл бы маркировку.
— . . . 

Щупы уходят глубоко. Где-то камни, где-то земля. Вдоль, поперёк. Ещё и ещё. Не находим.
Пора улетать.

На следующие дни погода нелётная. Полуянов в отряде. Пишет объяснительную.
Резун читает, передаёт мне. На трёх листах расписана красота пещеры, где подсветить, как заснять... и, если фильм снять, то ребята погибли не даром.

— Что Вы такое пишите?! ... Погибли Ваши товарищи!
— Вы — дилетант в спелеологии, Вам не понять.
Резун глянул на меня.
Коля! Выйди!

Тем временем началось...
Там, в Москве, задействовали "больших людей", дело на контроле в!..
Этот Михаил хоть и из ЦСДФ, но прилетел по собственной инициативе, стал "мутить воду" в прокуратуре, выдавать версии, даже такую:

— Мол, они Ирину оставили в пещере на выживание, я, мол, видел у Полуянова методичку по выживанию. Возмущался, что спасатели тратят деньги, летая на вертолёте, а туда можно на такси ездить, показывает атлас автомобильных дорог.

Что он наговорил маме Ирины, не знаю. Звонила она ночью, плачет, говорит, что уже никому не верит, но есть у неё надежда ...

Коля, я поверю только Вам ...

Пожалуй, это самые тяжёлые моменты в жизни спасателя.

Прилетел представитель ЦСДФ, нормальный мужик, извинялся за Михаила.

— Не подумайте, что у нас все такие. Этот Михаил и не такое отчебучивал. 

Откуда-то вызвали кинолога Усова. По первой погоде вылетаем.

На фото: Усов справа второй. У ног собака.

Хотя сам Усов говорит, что надежды на собаку мало, прошло много времени, собачка работает,  мечется. То там залает, то там.

Фото: Если увеличить изображение, видны цепочки следов. Искали под каждым валуном. 

Копаем. Иногда собачка даёт точную "наводку", откапываем мочу с прошлого поиска. Прорываем траншеи, но до земли не доходим, очень глубоко.

Погода резко меняется, нас едва успевают выдернуть.

По просьбе прокуратуры вылетаем, теперь уже со спелеологами, опять к пещере, достать транспортники и по возможности обследовать пещеру.

Ветер затрамбовал всё вокруг снегом так, что найти вход не удалось. Роем, роем — скала. Влево, вправо — скала.

После всех этих вылетов, "на верху" было принято решение поиски прекратить до лета.

С началом сезона, на первые группы "тридцатки", на дежурстве инструктор КСО Миша Руцких с заданием просматривать предполагаемое место гибели Воротниковой. Он её и обнаружил.

Следователи фотографируют, записывают, расспрашивают Мишу.

Осматриваюсь. Вокруг берёзки. Это ж сколько было тут снега, что мы и макушек их не видели.
Лежит она прижавшись к валуну. Смотреть жутко, мышь свила из волос гнездо под головой, обгрызла лицо.

Ирина Воротникова была обвенчана с одним из погибших парней. После экспедиции была намечена свадьба...

На фото (справа налево): вход в пещеру, грот Аслан-Бека, место гибели Ирины, перевал Белореченский.

Атлас автомобильных дорог

В семидесятые годы была спроектирована дорога Майкоп–Дагомыс. Руководство заповедника восстало против её строительства. В министерстве автодорог были уверенны, что в правительстве их проект поддержат и начали прокладку дороги. Но было принято решение оставить заповедник неприкосновенным. С юга дорога дошла до Верхнего Солох-Аула, с севера дорога обрывается у плато Лаго-Наки — "дорога в никуда".
Одновременно со строительством, был издан "Атлас автомобильных дорог", в котором была указана дорога Майкоп–Дагомыс как существующая.

Домой.

Опубликовано: www.risk.ru 24 ноября 2016 года. Фотографии автора.


Из жизни кинохроникёров

Работники Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) на уборке картофеля в подшефном совхозе БОРЕЦ (Дмитровский р-он Московской области). 1978 год. На фото (слева направо): Алексей Клиентов, Владимир Иванов и Геннадий Шершунов. Фото из личного архива Владимира Иванова.

Мы, молодые люди, не только работали, но и умели отдыхать. А способствовал нам в этом профсоюзная и комсомольская организации ЦСДФ. Фотография конеца 70-х — начала 80-х годов прошлого века. На фото (слева направо): администратор Володя Журавлёв, светотехник Сергей Петраков, секретарь комсомолькой организации ЦСДФ Саша Браташ, светотехник Саша Богданов, редактор Ольга Ревтова, инспектор отдела кадров Елена Полякова, работники механического цеха Володя Плюснин и Володя Рыбалко, светотехник Володя Жуков. Фото из личного архива Сергея Петракова.

К сожалению, фотографию Ирины Воротниковой найти не удалось.