13.08.2018

Корреспондент.

Опубликовано: nvgazeta.ru / Газета Ростовской области / №342 от 02 сентября 2011 года.

В историю отечественного кинопроизводства эта организация вошла под названием «Ювкинокомсомол»[1], в этих трудах прочтем, что расцвет советского киноискусства в середине 1920-х «обеспечивался работой нескольких государственных кинофабрик, а также рядом негосударственных фирм, среди которых лидировали «Межрабпом-Русь», «Пролеткино», ростовский «Ювкинокомсомол» и ряд других».

Но почему «Ювкинокомсомол»? — удивится иной читатель, заподозрив опечатку. Может быть, «Юг…»? Нет, все верно. Ведь полное название звучало так: «Юго-восточное краевое издательство Госкинокомсомол».

27 октября 1926 года корреспонденцию о «Кинокомсомоле» (называя эту фирму именно так) напечатала наша газета — «Большевистская смена». Там — множество интересных фактов, но многое, видимо, осталось в блокноте моего далекого предшественника, автора этой публикации «И. Б-ка», за газетной строкой. Я попыталась восстановить пробелы с помощью уже современных источников.

«Кинокомсомол» начался с КОТа — комсомольского общественного театра, который существовал при Ростовском Центральном клубе молодежи.

В октябре 1924 года группа комсомольцев во главе с тов. Большинцовым, как писал И. Б-к, поставила на сцене этого клуба пьесу «Следопыты» и загорелась идеей заснять спектакль на пленку.

Мануэль Большинцов (ну тогда просто Моня) был человеком разносторонним. То мелькнет информация, что тов. Большинцов — комсомольский работник, то что он — артист профессионального Ростовского театра им. Луначарского. Он и статьи пишет, и в финансах вроде разбирается, а самое главное — имеет, видно, талант к тому, что мы сегодня называем раскруткой фирмы.

Группа этих энтузиастов договорилась насчет кинооборудования с ростовской лабораторией «Ренессанс», при помощи которой в старое время в Ростове делали местную кинохронику, засняла «Следопытов» и произвела впечатление. Прежде всего, вероятно, на Донской комитет комсомола, который сделал новоиспеченной киностудии заказ: снять «антирелигиозную фильму». Так появились «Похождения Ваньки-гвоздя» — агитка о разоблачении церковных чудес.

«Кинокомсомол» подавал надежды: ему предоставили летнее помещение театра «Буфф», у него появились договоры с Госкино…

«Кинокомсомол», состоявший преимущественно из неспециалистов, снимал ленты игровые и документальные, просветительские — близкие к нынешним научно-популярным.

Однако уже в 1925 году «Кинокомсомол» выпустил фильм «Коммунит», в титрах которого стояло имя известного в кинематографических кругах человека — актера и режиссера Якова Морина. Его командировали в Ростов с Одесской киностудии, поначалу он будто бы иронически отнесся к ростовским энтузиастам и их детищу, но увлекся работой. «Коммунит» (другое название — «Русский газ») был фантазией о том, как в СССР изобрели парализующий газ — секретное оружие, сделавшее победу мировой революции неизбежной и неотвратимой.

Евгений Славинский к середине 20-х годов был уже не просто мастером своего дела, он был легендой российского кинематографа. Один из первых русских операторов, еще в 1908 году снимал по заказу всемирно известной фирмы братьев Патэ хроникальный фильм о ледоколе «Ермак». И Славинского тоже командировали в Ростов. Вместе с режиссером Большинцовым он снял приключенческую ленту «Приказ №».

Это был фильм о ростовских подпольщиках. Главную роль в нем сыграл будущий отважный летчик, герой Великой Отечественной, а тогда — просто Саня Грисенко. В «Кинокомсомоле» он был правой рукойБольшинцова.

К октябрю 1926 года у «Кинокомсомола» был хороший творческий багаж и планов громадье. Мой коллега И. Б-к сообщал читателям о том, что студия завершает работу над двумя большими научными фильмами «Нервные болезни» и «Тайны неба» (научными консультантами были профессора Донского университета), а кроме того, на экраны скоро выйдет «картина из современной американской жизни «Остров беглецов», которая снималась этим летом экспедицией «Кинокомсомола» в Закавказье».

«Остров беглецов» (слоган для афиш: приключения на суше и на море) стал последней работой «Кинокомсомола». Уже в январе 1927-го объявили о его ликвидации.

Скорее всего связано это было с трудностями выживания в условиях новой экономической политики. Благодаря НЭПу это предприятие смогло появиться на свет. Но, с другой стороны… Государственных субсидий для студии было недостаточно, да и субсидировались ленты агитационные, с ярко выраженной идеологической направленностью. А чтобы наладить выпуск конкурентоспособных лент, сулящих хорошую прибыль и студии, и кинопрокатчикам, вероятно, не хватило сил: ни финансовых, ни технических, ни творческих.

Но ликвидация «Кинокомсомола» вовсе не означала конец кинокарьеры ее создателей, самых талантливых и упорных из сотрудников.

Мануэль Большинцов работал на других киностудиях, потом переехал в Ленинград, стал известным кинодраматургом и режиссером, участвовал в создании культового фильма 30-х годов «Великий гражданин». В годы войны он был главным редактором Центральной студии документальных фильмов.

Оставил свой след в кино и сценарист многих лент «Кинокомсомола» и тоже один из его пионеров Михаил Блейман. Самый популярный фильм, созданный при его участии, — «Подвиг разведчика».

В Ленинград, к Большинцову, поехал и Александр Грисенко. Старый друг уже нашел ему работу на киностудии, но…

Вот что рассказывает о дальнейшей жизни Грисенко преподаватель истории и обществоведения ростовского лицея № 33 Анна Георгиевна Гарбузова (Грисенко был выпускником 2-го городского реального училища, которое в 1920 году реорганизовалось в школу № 33, а спустя еще несколько десятилетий стало лицеем):

Александр Иванович Грисенко был активным комсомольцем. В кино он сыграл главную роль в фильме о подпольщиках, а в жизни и сам был участником и большевистского подполья, и гражданской войны.

Когда он переехал в Ленинград, в стране был брошен клич «Молодежь — на самолеты». И Грисенко стал учиться на авиатора.

Он был талантливым летчиком. В конце 1930-х участвовал в военных операциях в Северном Китае, в Великую Отечественную совершил подвиг, за который его стали называть донским Маресьевым. В боях под Сталинградом Грисенко получил тяжелое ранение, лишился стопы, но сумел вернуться в авиацию и продолжить службу Родине.

После войны Александр Иванович был директором Чугуевского высшего авиационного училища, и — снова беда. Ашхабадское землетрясение! Он оказался под завалами, выжил, но вынужден был оставить многотрудную работу в училище. Грисенко навсегда вернулся в Ростов.

Сегодня в Первомайском районе Ростова есть улица его имени, на доме, где он жил, — мемориальная доска. А мы подготовили к изданию книгу об истории нашей школы, в ней будет глава «Три войны летчика Грисенко».

…А потом, просматривая киносправочник, я наткнулась на поразившее меня название: фильм «Конец Нахаловки». Дата — 1931 год. Сценаристы — Михаил Блейман, Мануэль Большинцов, оператор — Александр Ажогин… Да это же «кинокомсомоловская» компания! Я не сомневалась, что «Конец Нахаловки» — это о Ростове и нашей Нахаловке (колоритной части старого Ростова), но, увы… Не та Нахаловка. Фильм, как оказалось, был о борьбе передовых рабочих Ленинграда (другое название картины — «Закрытая фабрика) за техническое перевооружение производства.

Впрочем, не было ли это название приветом бывших «кинокомсомоловцев» старым ростовским друзьям, прощальным жестом Ростову? Кстати, в этом фильме тоже снимались не профессионалы, а энтузиасты-любители. Как в Ростове.

P.S. Считается, что большинство фильмов ростовской кинофирмы «Ювкинокомсомол» до наших дней не дошли. Сохранилось только кое-что из их кинохроники да сюжет о пребывании на Дону Троцкого: эти кадры документалисты и телевизионщики часто включают в фильмы о той эпохе.
____________________________________
1) Киностудия создан в 1924 году на базе «Киносекции» при Ростовском комсомольском театре в Ростове-на-Дону. В 1927 году на базе «Госкинокомсомола» создана «Ростовская-на-Дону студия кинохроники». 1924–1927. «Госкинокомсомол» / «Ювкинокомсомол».