«ПОРТРЕТ МОЕГО ТОВАРИЩА» ВЕРЮ В ТЕБЯ, ИРА

Газета ВГИК «ПУТЬ К ЭКРАНУ» № 6 от 04 марта 1974 года.

«ПОРТРЕТ МОЕГО ТОВАРИЩА» ВЕРЮ В ТЕБЯ, ИРА

19.04.2024


Автор:
Мария РЯБОВА (111 киноведческий)

Источник: газета ВГИК «ПУТЬ К ЭКРАНУ» № 6 от 04 марта 1974 года.

Лишь слово выставляет напоказ
Мороз и жар — всё, что в душе у нас

ХИЛОЛИ.

Чтобы рассказать о человеке, надо войти в тайну его мыслей, его несчастий, радостей, ero волнений... Это трудно. Даже если перед тобой друг...

Решившись написать о студентке четвертого курса режиссерского факультета Ирине Свешниковой (мастерская Л. Дербышевой), я не обращалась ни к педагогам, ни к ее сокурсникам. Они могли бы рассказать, что Ира отличница, одаренная, ищущая студентка, интересный, остроумный человек, прекрасный друг...

Меня же в Ире прежде всего поражают большая энергия, неравнодушие, общительность, острота взгляда. В ней удивляет легкость, с какой она занимается, работает. Но эта легкость — видимость. За ней лежат мучительные сомнения, поиски правильного и нужного решения. Легкость идет от ее умения собраться, целиком сконцентрироваться на предмете...

Деловые качества, принципиальность в сочетании с человечностью, отзывчивостью послужили ee основанием для выдвижения кандидатуры в комитет ВЛКСМ. Ира, будучи заместителем секретаря комитета по организационной работе, сделала немало. И когда в 1971 году она выезжала в ГДР в составе  студенческого строительного интеротряда, за работу в нем Ира была награждена грамотой РК ВЛКСМ.

Поршендорф... Небольшая деревенька, расположившаяся недалеко от Дрездена. Здесь на асбесто-цементном заводе впервые работал вгиковский строительный отряд. Нас было всего девять. И здесь, далеко от дома, произошло для меня второе открытие этого человека...

Серо-голубоватое здание завода внешне казалось легким, воздушным, оно находилось в живописном месте, лес и речка были ему соседями. А внутри словно в машинном отделении корабля огромные механизмы, шум аппаратов и спокойный свет неоновых лам. Но труд остается трудом — по 8 часов в день приходилось контролировать работу машины, в течение дня делать сотни «приседаний» с лопатой, отвозить на тачках тяжелые отбросы мокрого цемента. Как работала Ирина, на а вид хрупкая, слабая! И ее работе удивлялись немецкие товарищи. «Гут, гут, Ирина», то и дело слышалось в ее адрес. Она работала до тех пор, пока работали машины. Если Ира отдыхала, значит встал конвейер...

Когда моя смена шла на работу, Ирина заканчивала ее. И я видела, как она вместе с рабочими возвращалась из цеха. Они чем-то говорили, улыбались, тепло прощались. По-своему понимая немцев, Ира тоже улыбалась и отвечала им по-русски. Было полное взаимопонимание...

И все-таки я видела, чего стоила ей работа. Как, придя в корпус, ей не хотелось ничего, кроме как принять горизонтальное положение и не шелохнуться. Даже ребята, с кем мы работали, вряд ли знали, как ей было тяжело, ибо никогда не слышали от нee жалоб. И когда проходили эти тяжелые минуты, Ира снова была полна энергии, вечерами делилась со мной своими мыслями по поводу будущего диплома, пересказывала свои литературные вкусы — необычные, интересные...

Еще раз тесно связала нас с Ирой работа над ее курсовой. И здесь я была свидетелем, как ей приходилось отстаивать тему своего фильма не только в стенах а института, но и за его пределами. Новый фильм Иры Свешниковой об автоклубах, о культурном обслуживании на селе. Снимался он в Краснодарском крае и в буквальном смысле на колесах. Bce я это позади, работа Иры получила высшую оценку, впереди самое сложное — диплом.

 Я верю в твои силы, Ира.