СТО СТРОК О ТОВАРИЩЕ СВЕШНИКОВОЙ

Газета ВГИК «ПУТЬ К ЭКРАНУ» № 4 от 05 марта 1973 года.

СТО СТРОК О ТОВАРИЩЕ СВЕШНИКОВОЙ

19.04.2024

Драматург и театральный режиссёр. В 1975 году окончил сценарный факультет ВГИКа.

Источник: газета ВГИК «ПУТЬ К ЭКРАНУ» № 4 от 05 марта 1973 года. На фото мастерская Л. Н. Дербышевой. ВГИК. 1973-1974 гг. Ирина Свешникова (третья слева в верхнем ряду). Фото из архива И. Г. Свешниковой.

Знакомились мы месяца полтора. Тем удивительней, что всюду ее знали. — Свешникова? Член комитета комсомола. — Ира? Вместе в ГДР в стройотряде были. — Ирка! Просто героиня. Училась, кино снимала и вот такого бутуза родила!

Мы познакомились в Венгрии. Там четыре вгиковца три недели практики снимали строительство газопровода СССР-ВНР. Откопала информацию о нем тоже Ира, и в Будапеште, волнуясь и краснея, объясняла в министерстве, что хотим снимать и зачем. «Берег дарац», «Ленинварош» — что нас ждало там, на месте? Мы не знали, а венгерские химики говорили о прекрасных видах, о реке Тиссе. Видовой фильм пугал её. «Мы хроникеры». И Ира бегала встречаться с нашим собкором ТАСС Борей Шестаковым, расспрашивала ребят из киношколы, что еще можно бы снять, что интересно?

Мы вставали в шесть, в пять, в четыре утра, чтобы после восьмичасовой дороги добраться на другой конец Венгрии, где «может быть», можно еще что-нибудь доснять.

«Слушай, а какой старичок!» — повторила она несколько раз на длинном пути назад. Маленький старичок сторож в тирольской шляпке с большой прокопченной трубкой и усами остался в сумерках на трассе газопровода. Стемнело, и его не успели снять. Он на прощанье опять галантно приподнял свою шляпку над круглой головой с седым ежиком, а Ира все вглядывалась: «Саш, а может можно?». Саша Минаев — ее бессменный оператор, антипод уравновешенности успокаивал: «Да не расстраивайся, Ира, другого найдем!». Ей не хватало и этого кадра, и тысячи других.

Поэтому мы снимали и химкомбинат, и газопровод, и аукцион автомобилей, и розыгрыш тотализатора. Мы уже ездили на другом микроавтобусе и с другим шофером, но и этот выносливый красавец Дени уже стыдливо намекал, что машина как бы «сдает»...

Мы редко виделись с друзьями из киношколы и сейчас мне это не кажется удивительным. Но встречаясь, в первую очередь они обращались к ней как старшему среди нас. С ними случилось то же, что с Зиновием Гердтом, когда он при полном отсутствии времени написал текст и озвучал курсовую работу неведомой студентки, просто позвонившей ему по телефону.
Голодные возвращались мы в общежитие киношколы ночью, и Ира с киноведом Машей Рябовой готовила обед. А после говорили, переваривая обильную пищу и впечатления долгого дня. Вдруг Ира совсем не к разговору сказала: «Ребята, какие мы взрослые!». Так, словно сама удивлялась тревожной смеси своей юности и зрелости.

Такое же удивление от этой многообразной жизни застыло на живом личике ее годовалого сына, со светлыми глазами и приоткрытым ртом от полноты впечатлений, похожем на мать так, как бывают похожими самые счастливые сыновья.

Когда Свешникову осенью принимали в партию, из зала сказали полушутку: «В партбюро есть оператор Свешников. Теперь во ВГИКе будет образцовая коммунистическая семья». Да, так и есть, но практически уже не во ВГИКе.

Ира снимает четырехчастевый диплом на ЦСДФ и опять снимает его дипломник Минаев. Теперь лишь изредка встречая Иру в коридорах института, я с трудом представляю, что именно она и есть «Режиссер И. Свешникова, мастерская Л. Дербышевой».