ИЗМЕННИЦЫ...

Документальный экран. Год 1990-й.

08.11.2023


Автор:
Валерий Канаев

Источник: Документальный экран. Год 1990-й.

В последнее время мы научились без затруднений расшифровывать зловещие аббревиатуры прошлого: ЧСИР, ГУЛАГ, ОЛП, Слон ("член семьи изменника родины", Главное управление лагерей, Отдельный лагерный пункт, Соловецкий лагерь особого назначения). Что такое АЛЖИР, вряд ли многие знают. Лишь некоторые пожилые люди вспомнит, наверное, что АЛЖИР — это вовсе не сравнительно благополучная арабская страна, мечта аппаратчиков среднего звена, АЛЖИР — это Акмолинский лагерь жен изменников родины. Был такой у нас в самые свинцовые тридцатые и сороковые-роковые. О нем, его узницах, их охранниках и их судьбах — новая картина киностудии "НЕРВ" «Изменницы». Итак — в кадре фрагменты фильма «Изменницы», за кадром — комментарий режиссера Евгении Головни (вы, наверное, помните ее последний острый талантливый фильм «Лимита, или Четвертый сон»): 

— Сценарий писали Максуд Ибрагимбеков, моя мама (Головня Оксана Анатольевна. - Прим. ред.) и я. Это была тема, особенно близкая нам. Дело в том, что узницы АЛЖИРа были моя бабушка (Любовь Ивановна Бабицкая, по первому мужу — Головня. - Прим. ред.) и мама, которая была арестована в двенадцать лет. 

Любовь Бабицкая после возвращения из АЛЖИРа с дочерью Оксаной и сыном Алёшей. Фото из архива Евгении Головня.

Когда я была маленькой, у бабушки раз в месяц обязательно собирались подруги по лагерю. Все эти женщины производили на меня потрясающее впечатление — умницы, красавицы. Я видела их необыкновенную дружбу, какое-то святое отношение друг к другу. Тайна их отношений меня волновала все детство.

Женщины-героини «Изменницы» действительно необыкновенно красивы! Жаль, что среди героинь нет еще одной бывшей узницы АЛЖИРа — матери Майи Плисецкой (Рахили Мессерер-Плисецкой. - Прим. ред.). Так получилось, что в период съемок она гостила у дочери, которая гастролировала в Испании.

Как ни парадоксально, этот лагерь считался образцовым. Функционировал АЛЖИР как большое хозяйство, основанное на труде рабынь. В степи были прорыты арыки (ими и сейчас пользуются). На дальних озерах ловили рыбу. Был цех “Вышивайка" (в фильме показаны несколько с большим вкусом вышитых картин).

Был страшный даже для здоровых мужиков лесоповал. Была посажен в голой степи большая тополиная "Аллея слез", как звали её алжировки. Были карцер и лазарет. Не было никаких удобств. Словом, образцовое социалистическое хозяйство сталинского времени.

Мне хотелось показать (не знаю, удалось ли), почему советский народ так терпимо относился к системе лагерей. Потому что все, что внутри решетки, это лишь сущность того, что вне её. Это мысль Варлама Шаламова. Не в том беда, что еды не было, а в том, что у человека обрубались постепенно все степени свободы — свободы любить, свободы выбора, свободы устраивать свою жизнь так, как он хочет.

А на экране начальник лагеря, его зам, охранники. Бывшие. Но вовсе ни о чем не сожалеющие.

— "Я не Сталину служил, а Советской власти", — с гордостью говорит охранник Корчагин.

...Столовая старых большевиков, что в Москве, на Кировской. Главная героиня, женщина удивительной остроты ума в свои восемьдесят, актриса Оксана Козьмина несет поднос к столику.

А за кадром она же говорит:

—  "В странное время мы живем. Палачи и их жертвы прикреплены к одной кормушке". Это начало «Изменниц». А вот конец: героиня пробирается через знакомые всем нам кумачовые лозунги, разбросанные во дворе после окончания демонстрации. А между началом и концом — АЛЖИР, с его палачами и жертвами.....


Материалы по теме