ПЕРВЫЕ ШАГИ КИНО АБХАЗИИ

Газета «Советская АБХАЗИЯ» за 26 августа 1969 года.

24.07.2023

Аджинджал Ермолай Кесугович (1933 — 2022), историк; научный сотрудник Абхазского государственного музея им. Д. Гулиа. В 1961 году окончил Ставропольский  государственный педагогический институт им. А. М. Горького; в 1958 году во время учебы в институте 2 месяца был на целине, в Казахстане, за что был награжден Грамотой ЦК комсомола и Верховного Совета Казахстана «За поднятие целины», а также ЦК комсомола СССР и Обкома комсомола Абхазской АССР. С 1995 — научный сотрудник отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. И. Гулиа. Награжден Орденом Славы «Ахьӡ-аҧша» 3-ей степени.

_______________________________

Источник: газета «Советская АБХАЗИЯ». Вторник, 26 августа 1969 (стр. 3). Материал предоставлен Г. Л. Мамонтовым (внуком В. Пате-Ипа).
_________________________________

20-е и 30-е годы нашего века киноведы называют «золотой юностью советского кино». Именно в эти годы вдохновленные победой Великого Октября мастера кино формировали в молодом искусстве творческий метод, ставший задатком Социалистического реализма в кино. Именно в эти годы начинает свой путь и советская кинематография союзных республик, национальная по форме, социалистическая по содержанию. Немалое Внимание киноделу в эти годы уделяется и в Абхазии.

Абхазский государственный музей им. Д. Гулиа располагает рядом материалов по этим вопросам. Некоторые из них хранятся в музее давно, другие сравнительно недавно собраны помощником режиссера и актером абхазской драмы Сухумского государственного драматического театра им С. Я. Чанба Сергеем Габниа. Знакомство с материалами, собранными С. Габниа в ту пору, когда он был студентом Тбилисского государственного театрального института им. Руставели, а также с другими документами, хранящимися у разных лиц, помогает создать наглядную картину развития кино в Абхазии

Появление съемочных групп, снимающих кинофильмы «из абхазской жизни», относится к 1925 году. 10 февраля 1927 года в Москве был составлен договор между председателем Совнаркома Абхазии Н. Лакоба и председатели Госкинпрома Грузии Г. Александровым о съемках фильмов, посвященных абхазской жизни. И вот уже 14 мая 1927 года газета «Советская Абхазия» в статье «Отъезд киноэкспедиции» сообщает:

«На пароходе «Франц Меринг» киноэкспедиция Госкинпрома в количестве 12 человек уехала в Туапсе, где будут снимать картину из общекавказской жизни «Кровная месть». С экспедицией уехали и киноработники-абхазцы».

В этом же 1927 году грузинский кинорежиссер Д. Рондели снимает немой фильм «Угуабзиара» (6 частей, 2.108 метров), посвященный борьбе со знахарством в Абхазии. Приведем слова самого Д. Рондели о работе над фильм:

«Приехал в Абхазию, меня очень тепло приняли Н. Лакоба и С. Чанба. Они были поклонниками тогда еще молодого киноискусства. Moeй творческой работе они оказывали огромную помощь. Почти все вопросы нами решались совместно. Н. Лакоба всегда предоставлял мне свою автомашину для поездки по селам. На премьеру кинофильма в Тбилиси проехали Н. Лакоба, М. Орахелашвили и выступили с речами».

Лента фильма «Угуабзиара» и сейчас хранится в Москве, и, по мнению Д. Рондели, ее с успехом можно демонстрировать, если озвучить.

Можно вспомнить немало интересных фактов, относящихся к первым шагам кинодела в Абхазии: от съемках, в 1927 году Абхазии экспедицией «Восток-кино» картины «Эшер» (режиссер Л. Молчанов, ассистент М. Лакрба),  о зарождении кинодраматургии — сценариях С. Чанба и М. Лакрба. Подробнее хочется остановиться на творческой работе в кино нашего талантливого земляка-абхазца, уроженца села Лыхны Гудаутского района Виктора Дмитриевича Пате-ипа.

Виктор Пате-Ипа (справа). Фото из архива Г. Л. Мамонтова (внука В. Пате-Ипа).

Профессиональная деятельность в кино В. Пате-ипа, на первых поpax в качестве оператора, началась в 1925 году в Москве во время учебы в Госкинотехникуме. Затем В. Пате-ипа работал на Ленинградской кинофабрике. В съемочной группе на Кавказе он был помощником режиссера, оператором и актером фильма «Под властью адата», затем редактором-монтажистом отдела хроники студии Совкино (Москва), там же, в Москве, помощником режиссера 1-й кинофабрики (одна из его работ фильм «Потомок араба»). Самостоятельно В. Пате-ипа снял фильм «Секрет секретов» — о работе Московского эндокринологического института.

C 1928 года творческая деятельность В. Пате-ипа еще более расширяется. Студия «Восток-кино» командирует ero в Марийскую АССР, где он снимает фильм в шести частях «Марийцы». А в следующем году, уже в Татарии он совместно с группой операторов снимает фильм (неразборчиво) — «Два ключа» из жизни аулов Советского Дагестана.

Киногруппа фильма «Два ключа» (1930) на съемках в Дагестане. Оператор В. Пате-Ипа (стоит у кинокамеры), стоит за спиной оператора автор сценария Михаил Лакербай (предположительно). Фото из архива Г. Л. Мамонтова (внука В. Пате-Ипа).

В. Пате-ипа был не только кинооператором. В качестве актера снимался он в фильмах «Закон гор», «Красный маляр» и других. В 1930 году от Всесоюзного государственного кинотреста «Восток- кино» он командируется в Краснодар для участия в режиссерской разработке фильма «Проказы».

В. Пате-ипа был пионером организации кинопроекционного дела в Абхазии: он впервые «озвучил» в Сухуми кинотеатр «Апсны» в 1932 году, организовал, кинопередвижки, обслуживающие горные районы республики.

Интересные сведения помещены в газетах «Правда» от 3 января 1936 года и «Советская Абхазия» от 16 января того же года. В них сообщается, что в Абхазии в то время находилась экспедиция Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР. Целью экспедиции было изучение и выявление природных возможностей Абхазии для строительства здесь киногорода. В краткой беседе с сотрудниками редакции газеты «Советская Абхазия», (неразборчиво), а также на совещании в Госплане Абхазии, созванном по инициативе т. Н. Лакоба, замечательный советский кинорежиссер Александр Довженко говори, что самым подходящим местом на советском побережье Черного моря для (неразборчиво) города является Гудаутский район.

«Я займусь детальным изучением климата, географии, экономики Гудаутского района, эта работа должна дать материалы окончательного убеждения в целесообразности построения киногорода в Абхазии», — писал А. Довженко.

Мы обращаемся ко всем читателям газеты, ко всем жителям Абхазии с просьбой. Если кто-нибудь располагает какими-либо сведениями, фактами, документами об истории организации кинодела в Абхазии, о творчестве В. Пате-ипа, или других киноработников, просим прислать эти материалы в Аб-госмузей. Приближается 50-летие установления Советской власти Абхазии, и создание монтажной кинолетописи «50 лет Советской Абхазии» было бы хорошим подарком трудящимся нашей республики к празднику.

Пометы на странице (написаны рукой жены В. Пате-Ипа — Софьей Ивановной Пате-Ипа (Смирновой):

«Зачем так жестоко поступили с ним?
А теперь ему этого ничего не надо.
Великомученик»


СПРАВКА

Фото из архива Г. Л. Мамонтова (внука В. Пате-Ипа)

Пате-Ипа  Виктор Дмитриевич (22 апреля 1898, с. Лыхны — 22 декабря 1941, Абхазская АССР) — актер, кинооператор, режиссер, организатор кинопроизводства. Пионер Абхазского кинематографа

Необоснованно репрессирован в 1941 году вместе с частью представителей абхазской интеллигенции. 

Арестован 31 августа 1941 года по сфабрикованному делу «О нелегальной контрреволюционной национал-социалистической организации в Абхазии». Осужден приговором Военного трибунала войск НКВД Грузинской СССР от 13-18 ноября 1941 года по статьям 19-58-3, ч. 2 58-10, 58-11 УК ГССР к высшей мере наказания — расстрелу, с конфискацией имущества. Приговор приведен в исполнение 22 декабря 1941 года.

Решением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 02 июня 1959 года В. Д. Пате-Ипа реабилитирован (посмертно).


Материалы по теме