Полное имя:
Виктор Дмитриевич ПАТЕ-ИПА

Дата рождения:
22 апреля 1898
с. Лыхны, Сухумский округ, Кутаисская губерния, Российская империя

Дата смерти:
22 декабря 1941 (43 года)
Абхазская ССР, СССР

Профессии:
актёр, кинооператор, кинорежиссёр, монтажёр, организатор кинопроизводства, редактор, сценарист

Краткая биография

Благодарим Мамонтова Геннадия Леонидовича (внука В. Д. Пате-Ипа) за предоставленные материалы и фотографии.

Последнее обновление: 10.07.2023.

Пате-Ипа (иногда Патейпа) Виктор Дмитриевич (22 апреля 1898 (по другим данным в 1888)[1], с. Лыхны — 22 декабря 1941, Абхазская АССР) — актер, кинооператор, режиссер, организатор кинопроизводства. Пионер Абхазского кинематографа.

В 1913 году в возрасте 15-ти лет Виктор Пате-Ипа едет в Киев, где получает художественное (по другим сведениям музыкальное) образование[2].

В конце 1923 г. переехал в Москву, где непродолжительное время работал в Т/Д  «Н. Козловский, С. Юрьев и Ко» в качестве помощника оператора[3].
В 1924 году возвратился в Абхазию; сотрудничал с Госкино в качестве помощника оператора.
В 1925 году по направлению ЦИК ССР Абхазии поступил в Государственный техникум кинематографии (ГТК) на натурный (актерский) факультет; параллельно учился на операторском факультете.

С первого курса Пате-Ипа, как особо одарённого, отлично знавшего кавказские адаты и имеющего профессиональные навыки, приглашают в качестве актёра и помощника режиссёра на 1-ю кинофабрику Госкино, на картину «Под властью адата» (режиссер В. Касьянов)[4].

В сентябре 1925 — оператор, редактор–монтажер в отделе хроники «Совкино» (принимал участие в съемках фильма «Абхазия сегодня» и др.).

Снимает кинооператор Виктор Пате-Ипа. Фото из семейного архива Г. Л. Мамонтова (внука В. Пате-Ипа).

В январе 1926 — актер, оператор и помощник режиссера на фильме «Потомок араба» (режиссер Я. Морин).

В январе — июне 1926 — оператор фильмов «Армавирский базар», «Железная дорога и поезд», «Сочи», «Гагра – Гудаута», «Ацуныхва в с. Лыхны».

Организатор кинодела в Абхазии; работал заместителем уполномоченного по киносъемкам в Абхазии; помогал в работе кинокомиссии при Наркомпросе.

В августе 1926 г. ЦИК Абхазии направляет Пате-Ипа в Совкино «для усвоения методов организации киноуправления и предприятия» для профессионального становления собственного национального кинопроизводства и создания базы советской кинопромышленности в Абхазии.

В период 1926 - 1927 гг. снимает в качестве автора сценария, режиссера и оператора первый рекламный фильм об Абхази «Абхазия на экране»; картина с успехом демонстрировалась на Лионском международном конгрессе по медицинской биологии и бальнеологии в октябре 1927 года[5].

В апреле 1927 — оператор Ленинградской кинофабрики.

В 1928 — актер и помощник на съемках фильма «Закон гор»; автор-оператор фильма «Секрет секретов»[6].

Киногруппа фильма «Два ключа» (1930) на съемках в ауле в Дагестане. Оператор В. Пате-Ипа (стоит у кинокамеры), предположительно  автор сценария Михаил Лакербай (стоит за спиной оператора). Фото из семейного архива Г. Л. Мамонтова (внука В. Пате-Ипа).

На Ялтинской студии «Восток-кино» снял этнографические очерки «Марийцы» (1929), «Через лесную дорогу» (1930), «Комета» (1930), «Два ключа» (1930), «Жизнь и быт Казахстана» (1931).

В 1932 — снял с режиссером В. Кариным на киностудии «Культкино» фильм «Джайляу – Казахстан».

В разные хроникальные ленты вошли снятые Пате-Ипа материалы по Абхазии (1931–1935).

С 1932 — начальник Абхазского отдела Госкинпрома Грузии; назначен Председателем ЦИК Нестором Лакобой [7].

В 1933 году Пате-Ипа оборудовал первый звуковой кинотеатр в Абхазии «Апсны»; способствовал ускорению строительства звукового кинотеатра «Алашара».

В 1936 году Пате-Ипа совместно с режиссером Александром Довженко занимался вопросом создания «Советского Голливуда» на территории села Мгудзырхуа в Абхазии[8].

Принимал участие в съемках фильмов «Веселые ребята» (1934), «По Абхазии» (1937), «Дама в зелени» (1938; не завершён), «В людях» из трилогии «Детство Горького» (1939, режиссер М. Донской), «Девушка из Хидобани» (1940), «20 лет Советской Абхазии» и др.[9].

Имел многочисленные благодарности от руководства Абхазии и «Госкинопрома».

Необоснованно репрессирован в 1941 году вместе с частью представителей абхазской интеллигенции. Реабилитирован в 1959 году (посмертно).

_______________________________
1. Источник: www.apsnypress.info (со ссылкой на «Абхазия: краткая энциклопедия. ТОМ II» // Гл. ред. В. Ш. Авидзба; 1922. С. 178). Год рождения 1888 указан ошибочно.
2. Там же.
3. Там же.
4. Там же.
5. Газета «Советская Абхазия» от 17.02.1971 г.
6. В книге «Абхазия: краткая энциклопедия. ТОМ II» (с. 178) указано: "Пате-Ипа создал авторскую работу – «Секрет секретов» о Московском эндокринологическом институте им. акад. И. П. Павлова". Вероятно, речь идет об Институте физиологии им. И.П. Павлова РАН; был организован в 1925 г. и ведет свое начало от Физиологической лаборатории, созданной в конце XIX века; первым директором института до 1936 года был отечественный лауреат Нобелевской премии академик И. П. Павлов.
7. Из истории становления абхазского кинематографа в 20-е — 30-е годы. (Источник: www.csdfmuseum.ru)
8. Источник: www.apsnypress.info.
9. Там же.

СЕМЬЯ

Отец — Пате-Ипа Дмитрий Соломонович (происхождение — из крестьян). 
Мать — Пате-Ипа Екатерина Засхановна.
Братья: 
Иван Дмитриевич, агроном Ново-Афонского хозяйства;
Владимир Дмитриевич, зам. председателя Верховного суда Абхазской АССР.
Сестры:
Вера Дмитриевна;
Евгения Дмитриевна.
Дяда — Ашхацава Семен Михайлович (1886 –  1938) — абхазский государственный деятель, писатель, историк; автор ряда очерков по абхазской истории «Пути развития абхазской истории» (1925), «Схема абхазской истории», «Внутреннее управление Древней Абхазии», «Абхазия после введения русского управления»; автор статей «Краткий исторический очерк абхазской церкви», «Несколько слов об абхазской письменности»; автор пьес «Омар-бей» и «Cафар-бей». Арестован НКВД Абхазской АССР. Осужден 26 декабря 1937 г. тройкой при НКВД ГССР. Дата расстрела: 2 января 1938 г. В 2019 году в г. Сухум издана книга "Ашхацава С. М. Избранные труды".

Софья Ивановна и Виктор Дмитриевич Пате-Ипа. 
Фото из семейного архива Г. Л. Мамонтова (внука В. Пате-Ипа).

Жена — Пате-Ипа (Смирнова) Софья Ивановна (1905 — 1989).
Дочь — Хамутова София Викторовна.

Хамутова (Пате-Ипа) София Викторовна с сыновьями — Геннадием и Германом.
Фото из семейного архива Г. Л. Мамонтова (внука В. Пате-Ипа).

Внук — Хамутов Герман Леонидович.
Внук — Мамонтов Геннадий Леонидович.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • С 2012 года в Абхазии проводится Молодежный кинофестиваль (короткометражных любительских фильмов) имени Виктора Пате-Ипа.
  • Именем Пате-Ипа названа улица в г. Сухум (Абхазия).
  • В 2018 году в рамках проекта, посвященного 120-летию кинооператора В. Пате-Ипа, создан документальный фильм о его жизни и творчестве «В. Пате-ипа. Возвращение домой» (режиссер и автор сценария Рита Пация).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые

Виктор Пате-Ипа в фильме «Под властью Адата» (1926). Фото из семейного архива Г. Л. Мамонтова (внука В. Пате-Ипа).

1926 — «Под властью Адата» (о религиозных обычаях и законах старого Кавказа, о борьбе горских племен с царскими войсками); производство: Ленинградская фабрика  «Госкино»; режиссер В. Касьянов и В. Пате-Ипа; оператор: Николай Козловский; исполнитель главный роли В. Пате-Ипа; фильм не сохранился  
1926 — Потомок араба (о конном заводе графа Орлова, где выводились рысаки, составившие славу русского, а затем и советского коневодства); автор сценария Н. Шпиковского; режиссер Я. Морин; перемонтаж Григорий Васильева; оператор В. Пате-Ипа; фильм не сохранился
1927 — Закон гор (о религиозно-бытовых предрассудках, которые преобладали в дореволюционное время на Кавказе); производство: 3-я фабр. Госкино и Госкинопром Грузии; режиссер Б. Михин; оператор Пате-Ипа совм. с А. Поликевичем 
1929 — Комета (по мотивам пьесы татарского писателя Рахманкулова «Пучина»; фильм рассказывает об эксплуатации духовенством и купцами беднейшего татарского населения в дореволюционные годы); произвдство: «Восток-кино»; автор сценария Валентин Туркин; режиссёр Валериан Инкижинов; операторы: Борис Франциссон, Виктор Пате-Ипа; актеры: Галина Кравченко, Петр Репнин, Михаил Яншин и др.; фильм не сохранился

Виктор Пате-Ипа в роли летчика. Фильм: «Крылатый маляр» (1936). Фото из семейного архива Г. Л. Мамонтова (внука В. Пате-Ипа).1936 — Крылатый маляр; комедия; производство: кино-студии Госкинпрома Грузии; режиссер Лео Эсакия; звукооператоры: В. Котов, Д. Ломидве; Виктор Пате-Ипа в роли летчика (в титрах не указан)

Документальные, в том числе этнографические 

1926 — Абхазия на экране; производство: «Абкино»; автор-оператор
1928 — Секрет секретов; производство: Промыслово-кооператив. товарищество «Межрабпром Русь»; автор-оператор
1929 — Марийцы; производство: «Востоккино»; режиссер Н. Прим; оператор В. Пате-Ипа
1930 Жизнь и быт Казахстана (Джайляу) (хроника 1920-х г.: скотоводы-казахи за работой, в быту. Летние, зимние съемки; съемки 1932 г.: колхозники-животноводы на работе, собрании, ярмарке, летних выпасах, в быту); производство: «Восток-кино»; режиссер В. Карин; оператор В. Пате-Ипа
1930 — Через лесную дорогу; производство: «Восток-кино»; режиссер С. Богатырев; оператор В. Пате-Ипа
1930 — Два ключа («Два источника») (этнографический фильм о Дагестане); производство: «Восток-кино»; авторсценария М. Лакрба (Лакербай), режиссер Б. Михин; оператор В. Пате-Ипа

РЕПРЕССИИ

Виктор Пате-Ипа арестован 31 августа 1941 года по сфабрикованному делу «О нелегальной контрреволюционной национал-социалистической организации в Абхазии». Осужден приговором Военного трибунала войск НКВД Грузинской СССР от 13-18 ноября 1941 года по статьям 19-58-3, ч. 2 58-10, 58-11 УК ГССР к высшей мере наказания — расстрелу, с конфискацией имущества. Приговор приведен в исполнение 22 декабря 1941 года.

Надпись на документе (сделана рукой Софьи Ивановны Пате-Ипа): «Я купила свои вышеуказанные вещи через комиссионный магазин г. Сухуми». Документ из семейного архива Г. Л. Мамонтова (внука В. Пате-Ипа).

Решением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 02 июня 1959 года В. Д. Пате-Ипа реабилитирован (посмертно).


Картина написана Виктором Дмитриевичем Пате-Ипа 1 февраля 1941 года.

Цитаты

[...]Приведу так же цитату из письма директора «Госфильмонда» СССР В. Привато от 16 апреля 1969 г. (кстати, это был ответ на запрос начальника архивного управления при СМ Абхазской АССР Тулумджана от 7 марта 1969 г.): «…По имеющимся у нас сведениям, он [Пате-ипа] как оператор принимал участие в создании фильмов Комета (совм. с Б. Франциссоном, 1929 г., производство Ялтинской студии Востоккино, это о дореволюционной Татарии), Марийцы (1929 г., Ялтинской студии Востоккино, этнографический очерк)…» и т.д.
Надо сказать, что именно в те годы, Виктор Пате-ипа был в наилучшей профессиональной форме. Он стоял за камерами разных модификаций рядом со многими именитыми дореволюционными и начинающими, молодыми, активно ищущими советскими кинематографистами. Это были яркие личности, которые собственными поисками, находками, умением и дерзанием утверждали методы и средства выражения нового советского кино. Одним словом, создавали язык кино. Он был не просто одним из них. Образованный, изобретательный – мастер своего дела. О его высокой квалификации свидетельствовали многие. Наряду с рассказами о профессиональной деятельности, как правило, следовали многочисленные примеры его человеческих, особо гуманных качеств, необыкновенной коммуникабельности. На съемочной площадке он был незаменим: мог одинаково хорошо работать за и перед камерой, правильно установить свет, фон (часто изобретая его из подручных материалов), внести поправки в сценарий…
Кстати о сценарии. Его к фильму «Комета», по пьесе Рахманкулова «Пучина», написал уже известный к тому времени сценарист – валентин Туркин.[...]

Пация Рита Анатольевна, историк кино, Источник

[...]Пате-ипа сотрудничал с разными кинофабриками, но более всего с АО «Восток-кино», откуда его направляли снимать по всему Советскому Союзу. Поэтому у него киноматериалы о разных народах, начиная с Крайнего Севера и до Кавказа. Например, из созданных им картин на этой кинофабрике одна – о марийском народе, две – о казахах, одна – о создании лесной промышленности в СССР. К сожалению, картины, созданные им об абхазском народе, не сохранились. Во всяком случае, пока не найдены. Как, впрочем, не найдены его фильмы о татарах, эвенках, об ойротах, еще фильмы о марийцах и многие другие.[...]

Рита Пация, историк кино, Источник

[...]... в 1941 г. грузинское НКВД, приписывая Виктору «предательство родины и шпионаж», в числе прочих земных и неземных грехов вменяли ему в вину дружбу с Дмитро Бузько, Владимиром Нильсеном, Валерианом Инкижиновым… А также то, что возил по всей Абхазии на арбах кинопередвижки, показывая в числе прочего и заграничные фильмы (понятное дело, «идеологически враждебные»!).[...]

Рита Пация, историк кино, Источник

[...]Как известно, в августе – сентябре 1941 г. на абхазскую интеллигенцию обрушилась вторая волна репрессий. Те немногие, кто уцелел в 1937-1938 гг. подверглись новым преследованиям.
В этот период были арестованы 20 человек (18 абхазов, 1 грузин, 1 немец). Вот их имена: Зосим Иосифович Кобахия, Владимир Мурзаканович Маргания, Зосим Васильевич Агрба, Симон Петрович Басария, Михаил Иванович Тарнава, Николай Соломонович Патейпа, Ражден Иванович Какуба, Виктор Дмитриевич Патейпа, Семён Гелачевич Дбар, Пётр Григорьевич Хварцкия, Тарас Владимирович Маргания, Владимир Дмитриевич Патейпа, Калистрат Павлович Тарнава, Герасим Алексеевич Киласония, Карл Георгиевич Вебер, Антип Михайлович Марганадзе, Иван Семёнович Мушба, Константин Алексеевич Габлия, Платон Миронович Кутарба, Александр Мурзаканович Чачибая.
По заданию бывшего Наркома ВД Абхазской АССР Гагуа было сфабриковано новое дело под названием «О нелегальной контрреволюционной национал-социалистической организации в Абхазии». «Организатором» этой организации проходил З.И, Кобахия, вернувшийся только что из ссылки. С 13 по 18 ноября 1941 г. в Сухуме состоялась выездная сессия военной коллегии войск НКВД ГССР. Без участия сторон смертный приговор был вынесен С.П. Басария, З.И. Кобахия, С.Г. Дбар, В.М. Маргания и др. По сообщению следователя Надирашвили, приговор был приведен в исполнение 22 декабря 1941 года. Г. Килосония, К. Вебер, Р. Какубава, К Тарнава получили по 10 лет тюремного заключения с поражением в правах, по 7 лет дали П. Кутарба, П. Хварцкия, А.
Марганадзе и И. Мушба.
Однако данное постановление от 13-18 ноября 1941 г. в г. Тбилиси частично было пересмотрено Военным трибуналом войск НКВД ГССР 8-9 мая 1942 г. дела, касающиеся С. Басария, К. Тарнава, К. Вебера, Г. Киласония, П. Хварцкия, П. Кутарба. Всем им был вынесен смертный приговор, и он приведён в исполнение 23 июня 1942 года (Сагария, 1995. С. 23).
Таким образом, репрессивные практики сталинского режима привели к почти полному физическому уничтожению управленческой, хозяйственной и интеллектуальной элиты Абхазии. [...]

Инджгия Джамбул Джумберович, cтарший преподаватель кафедры истории, археологии и этнологии, Абхазский государственный университет;

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в т.ч. "АБХАЗИЯ Краткая энциклопедия. Том II // Гл. ред. В. Ш. Авидзба (Изд. Научно-исследовательский центр «Абхазская энциклопедия» Сухум - Санкт-Петербург, 2022; с. 178). Фильмография (документальные) — электронный каталог РГАКФД. Оцифрованные фотографии и документы из семейного архива Мамонтова Г. Л. (внука В. Д. Пате-Ипа).

[ Страница дополняется материалами ]