Советский кинематограф в битвах с сионизмом

Из книги «История российской кинематографии. 1968 — 1991».

Советский кинематограф в битвах с сионизмом

07.11.2022

Валерий Фомин

Киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино.

Из книги «История российской кинематографии. 1968 — 1991» (Авторы: М.И. Косинова, В.И. Фомин. 2022; изд.: — М.: Канон+; с. ). Фото баннера: скульптурная композиция «Лаокоон и его сыновья». Вт. пол. I в. до н. э.

С  этим гадом  сражались достаточно умело и изобретательно и в 20-е и в 30-е и в последующие годы[1].

Но  совершенно особый этап этого сериала наступил на исходе 60-х, когда совсем махонький Израиль нанес страшное военное поражение чуть не всему огромному арабскому миру. Летом 1973 года в составе Пятого управления Лубянки появился восьмой отдел, перед которым была поставлена задача «выявления и пресечения акций идеологической диверсии подрывных сионистских центров». Работы на данном направлении быстро прибавлялось. В какой-то момент  решено было бабахнуть по распоясавшимся сионистам не статейками и какими-то жалкими брошюрками, а бронебойными залпами «важнейшего из искусств».       

Однако реализовать продюсерские инициативы КГБ на поприще борьбы с гидрой международного сионизма оказалось делом не из простых.    

«КГБ СССР  при Совете Министров СССР         
№ 1269-А         

гор. Москва                                                                                                                

«Секретно         

2 июня 1969 г.                                                 

ЦК КПСС   

Реакционные и сионистские круги на Западе, используя пресловутый вопрос о «дискриминации» евреев в СССР, продолжают инспирировать антисоветские акции. В этих целях они организуют пикетирование советских представительств, допуская при этом злобные выпады против национальной политики СССР, распространяют клеветнические слухи о положении евреев в нашей стране.   Студией «Центрнаучфильм» по заказу Агентства печати Новости создан документальный фильм «Мы здесь родились...», который с исторической правдивостью показывает жизнь евреев в СССР, их участие в строительстве коммунистического общества. В фильме использованы снятые сюжеты о пребывании в СССР американских и канадских туристов. 

В целях разоблачения клеветнических утверждений западных реакционных и сионистских кругов о якобы существующем притеснении граждан еврейской национальности в СССР Комитет госбезопасности полагает целесообразным:   

— довести указанный фильм до зарубежного зрителя путем направления его в посольства Советского Союза в ряде капиталистических стран для последующей демонстрации в обществах дружбы с СССР, а также во время организуемых посольствами просмотров советских кинокартин;   

— поручить Агентству печати Новости организовать и провести для представителей зарубежной прессы, радио и телевидения, аккредитованных в Советском Союзе, показ фильма «Мы здесь родились...», после чего разрешить автору сценария ШЕЙНИНУ Б.С. и режиссеру МАНДЕЛЬБЛАТУ В.А. рассказать о создании указанного фильма и ответить на, возможно, возникшие у иностранных представителей вопросы;   

— разрешить АПН в установленном порядке продажу фильма «Мы здесь родились...» зарубежным кино- и телевизионным кампаниям. Согласие АПН (тов. Зайчиков В.Н.) имеется.     

Просим рассмотреть.
Председатель        

Комитета государственной безопасности                                      
Андропов»
       

Казалось бы, с официальной советской точки зрения — полезная и дельная инициатива. Надо бы похвалить и поощрить. 

Ошибаетесь! На Старой площади КГБ за это начинание по головке не погладили. В ЦК КПСС нашлись люди более осмотрительные: 

«ЦК КПСС       

15 сентября 1969 г.                                                                                             

Секретно                                   

О кинофильме «Мы здесь родились...»

Комитет государственной безопасности при СМ СССР (т. Андропов) вносит предложение об использовании за рубежом документального фильма «Мы здесь родились...», подготовленного по заказу Агентства печати Новости студией «Центрнаучфильм».       

Полнометражный фильм «Мы здесь родились...» посвящен рассказу о жизни евреев в СССР, разоблачению измышлений буржуазной прессы о проявлениях антисемитизма и ущемлении интересов людей еврейской национальности в нашей стране.     

Однако для успешного выполнения фильмом этих целей мешают серьезные его недостатки.       

Кроме конкретной задачи показа жизни еврейского населения в СССР, что сделано в фильме правдиво, его авторы пытаются поднять некоторые общие вопросы, связанные с перспективами развития еврейской национальности, с сохранением языка, традиций, особенностей культуры. В связи с этим затрагиваются вопросы о необходимости создания специальных школ, клубов, театров, ежедневной газеты на еврейском языке. Ставятся эти вопросы поверхностно, а в отдельных случаях и неточно, что может послужить поводом для возникновения ошибочных представлений и даже разжигания националистических настроений.     

Чрезмерно много места занимает в фильме тема страданий, перенесенных евреями в период Великой Отечественной войны. У зрителей может создаться неверное представление о том, что люди еврейской национальности пережили неизмеримо большие тяготы войны по сравнению с другими народами нашей страны.     

Такой акцент, а также рассуждения о возможности утраты еврейской национальностью своей самобытности и языка, которые имеются в некоторых интервью, включенных в фильм, приводят к выводу о трагической судьбе еврейского народа, его «обреченности» и «жертвенности» и т. д.   

Отдел пропаганды и отдел культуры ЦК КПСС поручили АПН (т. Зайчикову) и Комитету по кинематографии при Совете Министров СССР (т. Головне) провести дополнительную работу над фильмом с тем, чтобы устранить отмеченные недостатки. После этого АПН могло бы использовать фильм в зарубежной пропаганде в установленном порядке.       

Что же касается организации просмотра фильма и встречи его авторов с иностранными журналистами, то в настоящее время считаем их нецелесообразными.       

Просим согласия.       

Зам. зав. Отделом пропаганды ЦК КПСС А. Яковлев       

Зам. зав. Отделом культуры ЦК КПСС 3. Туманова       

КГБ при СМ СССР (тт. Ушаков П. А. и Гудков Н. С.) сообщено.

Надо сказать, что с этим треклятым «сионизмом» на Лубянке изрядно намучались. В основном из-за того, что в высшем руководстве страны все об этом горе-злосчастии, видимо, по-разному думали. Одни наказывали: боритесь и искореняйте! Другие — попридерживали. И каждый раз,  затевая на этом поприще что-то новенькое, на Лубянке не знали – не ведали, то ли схлопочешь от Матери-партии награду и повышение по службе, то ли получишь по рогам. Так КГБ решительно поддержал  яркое антисионистское произведение — документальный фильм с характерным названием «Тайное и явное». Но не успели авторы завершить свое могучее кинополотно, как  возопила обеспокоенная общественность: «Антисемиты голову подняли!».

Со студии ЦСДФ от орденоносного оператора-документалиста Соломона Когана последовала горькая жалоба самому Леониду Ильичу о совершенно распоясавшихся на студии антисемитах. 

«6 августа 1973 г.                                                                                 

Генеральному секретарю ЦК КПСС                                                                                 

товарищу Л. И. БРЕЖНЕВУ                                                                                  

от Соломона Когана, Лауреата Государственных премий СССР, кинооператора                             

Дорогой Леонид Ильич!       

Обращаюсь к Вам как к человеку, который знает меня с первых дней Отечественной войны.     

По Вашему заданию вместе с М. Трояновским мы отправились в осажденную Одессу, где до последнего дня снимали героическую оборону города. По Вашему представлению Трояновский и я были награждены за съемку обороны Одессы боевыми наградами.       

43 года я беспрерывно работаю на Центральной студии документальных фильмов. 

Студия стала моим родным домом. И мне горько, что приходится обращаться к Вам, а в Вашем лице — в Ленинский Центральный Комитет по поводу фильма «Тайное и явное»[*], созданного на нашей студии.       

Не национальные чувства движут мною, а долг коммуниста и гражданина нашей многонациональной родины. Фильм «Тайное и явное» — подарок сионистской пропаганде, разнузданно клевещущей на наш Союз Братских Республик.       

Не говоря уже о том, что в фильме использованы кадры гитлеровских антисемитских кинокартин, весь фильм пронизан духом чуждой нам идеологии; после его просмотра создается впечатление, что сионизм и евреи — одно и то же.                                                 

Я считаю, что необходимо создавать фильмы, разоблачающие сионизм, империализм, расизм, однако делать это надо с классовых позиций, руководствуясь марксистско-ленинской идеологией.       

Отдельные критические замечания, которые высказывались на обсуждениях фильма «Тайное и явное», безоговорочно пресекались руководством студии и официальными консультантами фильма.       

Фильм «Тайное и явное» неоднократно демонстрировался на Центральной Студии для членов коллектива и посторонних лиц, создавая крайне нездоровую обстановку.       

На студии известно, что фильм смотрели в вышестоящих инстанциях, однако его подлинную оценку руководство студии скрывает от коллектива.       

Как могли руководители студии поручить создание такого ответственнейшего фильма недостаточно опытному режиссеру Карпову, судя по фильму, далекому от марксистско-ленинского мировоззрения?       

Как мог появиться такой черносотенный фильм в стенах студии, которая награждена самыми высокими правительственными наградами — орденами Ленина и Красного Знамени, на студии, которая создала столько замечательных фильмов о славном боевом пути нашего народа, нашего государства с первых дней Великого Октября по сей день!   

Я считал своим долгом — коммуниста и советского гражданина написать Вам это письмо.       

С уважением С. Коган,   

кинооператор Центральной                                                                               

студии документальных фильмов»[2]

Конечно, такое страстное обращение к бывшему боевому товарищу, дослужившего до высокого звания генсека КПСС не могло быть просто проигнорировано. За неимением у нас достоверных сведений трудно сказать влетело ли Лубянке за очередную проявленную там инициативу, но вот то, что  отчитываться по полной за душевные раны нанесенные труженику ЦСДФ Соломону Когану пришлось именно начальству Госкино СССР.        

Участь оправдываться  и объясняться за прегрешение пришлось заместителю Ермаша  В. Е. Баскакову:         

«17 августа 1973 г. ЦК КПСС   

В связи с поручением Госкино СССР докладывает.   

В соответствии с рекомендациями об усилении идеологической борьбы с сионизмом Госкино СССР утвердил в плане Центральной студии документальных фильмов тему полнометражного документального фильма «Империализм и сионизм» («Тайное и явное»), над которой студия работает уже около двух лет. Киноматериал для фильма разыскивался и собирался с большими трудностями в киноархивах ряда стран, во-многом он является уникальным. К созданию фильма привлечены творческие многом он является уникальным. К созданию фильма привлечены творческие работники, зарекомендовавшие себя предыдущими фильмами. Режиссер Б. Карпов окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии, поставил фильмы «Слово о русской матери» (приз Московского международного фестиваля), «Сергей Есенин» (приз Всесоюзного фестиваля), «Атомное пламя» — об И. В. Курчатове (Ломоносовская премия) и другие фильмы, получившие широкое общественное признание.

Сценаристом фильма является литератор Д. Жуков, автор ряда работ по истории и искусству. На всех стадиях работы группа была обеспечена консультацией специалистов. Либретто фильма, а затем сценарий были просмотрены в Международном отделе ЦК КПСС.   

Непосредственную рабочую консультацию по фильму осуществляла группа специалистов в составе: Чальян Д.С. — советник МИД СССР, Никитина Р. С. — кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения АН СССР, Моджарян Л. А. — доктор юридических наук, профессор Высшей дипломатической школы, Евсеев Е. С. — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института философии АН СССР.   

Студия и авторы фильма ясно представляли трудности, с которыми придется столкнуться, работая над фильмом об идеологии и практике международного сионизма — одного из орудий империализма в его глобальной борьбе и подрывной политической и идеологической деятельности против СССР и других социалистических стран. 

Уже с самого начала создания фильма отдельные творческие работники студии выражать неприятие самой идеи и темы этого фильма. Еще не был готов даже первый вариант фильма, но в западной прессе появилась тенденциозная информация о нем.   

Группе, работающей над фильмом, приходилось проявлять максимальную осмотрительность и осторожность, чтобы не давать повода для обвинений в антисемитизме. Памятуя о сионистской идеологической установке, объявляющей антисемитизмом саму борьбу с сионизмом, студия и авторы сосредоточили все внимание на документальном материале.   

Первой вариант фильма имел недостатки, на которые было указано на Художественном совете студии, а также в Госкино СССР. Госкино, просмотрев первый вариант фильма, не счел возможным принять его и вернул фильм на студию для серьезной доработки. Авторы фильма приняли все эти замечания и продолжают работу над фильмом.   

После просмотра окончательного варианта фильма «Империализм и сионизм» Госкино СССР представит заключение по фильму.

Заместитель Председателя Госкино СССР

В. Баскаков[3]

Тем временем  авторы, сотворившие фильм «Тайное и явное», столь оскорбивший боевого соратника генсека по Малой земле, не стали каяться, а, наоборот, повели себя вполне по-бойцовски, накатав заявление сразу ко всем трем главным советским начальникам. 

В Политбюро ЦК КПСС                                                   

Товарищам Л. И. Брежневу, А. Н. Косыгину, М. А. Суслову

В соответствии с решениями высших Инстанций два года назад Центральная студия документальных фильмов поручила нашей творческой группе работу над фильмом о подрывной антикоммунистической антисоветской деятельности сионизма.   

Пять месяцев назад мы завершили работу над полнометражным публицистическим фильмом «Тайное и явное», раскрывающим расистскую шовинистическую идеологию и агрессивную практику международного сионизма.   

Казалось, что актуальность темы диктовала немедленный просмотр фильма в Комитете по кинематографии, а при необходимости и в других инстанциях и принятие соответствующих решений о судьбе кинокартины: либо срочного выпуска ее на экран, либо не менее срочных, по мере необходимости, переделок.   

К сожалению, этого не произошло. Лишь через полтора месяца после отправки фильма в Комитет кинематографии оттуда пришло сообщение, что из фильма в обязательном порядке должны быть исключены некоторые острые, эмоциональные эпизоды и что он должен быть сокращен до 7-8 частей.   

Группа выполнила эти требования, которые, как нам сообщили в Комитете, быливыдвинуты более высокими инстанциями. Фильм был сокращен до восьми частей, сделано более пятидесяти купюр, изменений в тексте и изображении.   

В конце августа фильм «Тайное и явное» вновь был отправлен в Комитет по кинематографии на утверждение.   

26 сентября 1973 г. на имя директора Центральной студии документальных фильмов было получено письмо от начальника Главного управления Комитета тов. Сазонова А. Н. В письме говорилось в частности, что «в данном варианте режиссер и автор учли пожелания и замечания» и что при исключении еще двух фрагментов «Управлениесчитает возможным фильм «Тайное и явное» принять на союзный экран».   

Авторы выполнили и это требование, и в начале октября с. г. студия вновь отправила кинофильм в Комитет в полной уверенности, что работа над ним завершена.   

Однако, несмотря на чрезвычайные события на Ближнем Востоке и усиливающуюся антисоветскую деятельность сионистов, фильм так и не появился на экране. Более того, спустя три недели, уже после настойчивых просьб группы решить вопрос о выпуске кинокартины на экран (в соответствии с вышеупомянутым письмом Главка), Комитет кинематографии 26 октября с. г. известил студию, что требует новых значительных сокращений и переделок фильма.   

Что же происходит? Как все это понимать?   

В свое время сценарий фильма был принят к производству и утвержден, пройдя ряд инстанций вплоть до ЦК КПСС. Все замечания и предложения были учтены. Работа над фильмом проходила при сотрудничестве с компетентными консультантами из МИДа СССР, КГБ, Академии наук. Следует так же сказать, что нам удалось в киноархивах СССР, а также Англии, Франции, Чехословакии собрать уникальный исторический материал, разоблачающий деятельность международного сионизма.   

Нам стало известно, что уже после принятия Художественным советом студии «немого» варианта фильма (т. е. неозвученного) начались попытки определенных лиц опорочить кинокартину и авторов; их письма справедливо были оценены партийными инстанциями как инсинуации. Нам также стали известны утверждения этих лиц, что фильм не выйдет, а когда он был сделан, они откровенно заявляли, что фильм все равно не увидит экрана или же будет переделываться бесконечное число раз.   

В процессе переделок фильма группе, несомненно, пришлось поступиться своими творческими замыслами. Изъятие целого ряда эпизодов, разоблачающих звериную, фашистскую идеологию сионизма, уже ослабило боевую направленность фильма.   

Новые распоряжения о сокращении картины выявляют определенную закономерность — нарастание требований об уничтожении остроты фильма. Это, по нашему мнению, не только меняет идейную направленность кинокартины, но и совершенно ломает его художественную ткань, сводя на нет замысел и почти двухлетние творческие усилия коллектива. Конца этому не видно. И это в то время, когда во всем мире ширится отпор проискам сионистов!   

Нет необходимости напоминать, что идеологические установки нашей партии в отношении подрывной деятельности сионизма носят боевой, наступательный характер.   

Наш фильм, основанный целиком и полностью на фактах и документах, опубликованных в советской печати. В нем в образно-публицистической форме раскрывается сионизм как «орудие империализма в его глобальной борьбе и подрывной политической и идеологической работе против СССР и всей мировой социалистической системы, работе, направленной на расшатывание социалистических режимов изнутри» (из решения съезда Израильской компартии). 

Поэтому трудно понять, почему столь необходимый обличительный кинодокумент (фильм «Тайное и явное») до сих пор не может выйти на экран?   

По отзывам работников Комитета и студии фильм правдив, он волнует, заставляет думать.   

Значит, существуют другие причины, из-за которых народ не может увидеть фильм. Для нас совершенно очевидно, что причины эти носят искусственный характер и создаются теми, кто хотел бы ослабить борьбу нашей партии против сил международного сионизма. Приходится сожалеть, что в Комитете по кинематографии, по-видимому, не понимают этого и затягиванием выпуска уже готового фильма льют, по существу, воду на мельницу тех, кто не заинтересован в раскрытии правды о сионизме.   

Мы просим внимательно отнестись ко всему вышеизложенному и дать указание о выпуске фильма «Тайное и явное» на экран.

Сценарист  Д. Жуков  

Режиссер Б. Карпов  

Оператор  А. Киселев»[4]

Локальный, хотя и яростный конфликт разразившийся на ЦСДФ между сотрудниками студии теперь вознесся на высший партийно-государственный уровень. И стало ясно, что власть так обожавшая демонстрировать свою непоколебимую монолитность на самом-то деле не совсем  такова. Там тоже было нечто  свое — и тайное и явное. У фильма с таким названием явно были свои тайные доброжелатели и явные противники. 

Вторые взяли верх. 

Тогда и Госкино, втянутому в эту заваруху, пришлось пойти на попятную, признав в своей очередной объясниловке родному ЦК КПСС, что «при остром и доказательном разоблачении реакционной сущности международного сионизма фильм все еще содержит налет антисемитизма, что совершенно недопустимо»[5].

Характерна  формулировка в этом документе: «…все еще содержит…». Значит, треклятый антисемитизм имел место и в предыдущих вариантах? Но ведь и студия и Госкино раньше об этом ничего не говорили. 

Соответственно авторам фильма было вручено новое заключение госкиношной конторы по доработке: 

« < …>Прежде всего, следует полностью исключить вступление, начиная со скульптуры «Лаокоон» и кончая картиной Н. Рериха «Град обреченный», настраивающее на библейско-религиозный лад. По этим же мотивам неправомерен финал фильма. Он предельно жесток и неумолим, ассоциируя сионизм с мертвящей паутиной и червями, опутывающими дерево жизни. Но противопоставлено этому нечто пассивное — библейские облака и первозданная природа, а не призыв к объединению всех прогрессивных сил на борьбу против пятой колонны империализма.   

Необходимо исключить эпизод с толпой возле московской синагоги, поскольку этот же эпизод, но с другими комментариями, содержится в фильме «Паутина». Одни и те же кадры с разными комментариями вызовут только недоумение у зрителей.   

Следует исключить из фильма все кадры и дикторский комментарий, имеющие антиеврейскую направленность. Это искажает политическую сущность фильма.   

Неправомерно использованы в качестве подзаголовков ленинские цитаты, так как прямое отношение к теме фильма имеет только первая цитата. 

Также нет необходимости приводить цитату из работы К. Маркса «К еврейскому вопросу» о мирском культе еврея.   

Не следует в данном фильме подчеркивать, что сама еврейская религия призывает евреев уничтожать все другие национальности. А как быть с неверующими евреями? По фильму это обвинение распространяется и на них.   

По этим же мотивам следует исключить из фильма цитирование священной книги евреев, призывающей к этому же. Нельзя годы реакции в царской России и Ленский расстрел в 1912 г. относить к обвинению сионизма только потому, что владельцем приисков был еврей Гинцбург. То же самое произошло бы и при капиталисте другой национальности. Не надо в дикторском тексте ставить Троцкого в один ряд с сионистами. Троцкий был антиленинцем и впоследствии контрреволюционером, но к сионистам отношения не имел.   

Исключить кадры морального разложения искусства и молодежи, которые в фильме приписываются исключительно одному — сионизму. Подобное присуще не столько сионизму, сколько капиталистическому образу жизни вообще.   

Резко сократить чехословацкий эпизод, исключив кадры 16-35, так как нельзя сводить все, что произошло в этот период в Чехословакии, исключительно к проискам сионистов.   

Может быть, следует заменить в фильме кадры выступления А.Н. Косыгина на заседании ООН, а также выступления Л.И. Брежнева на XXIV съезде КПСС на более позднюю по времени публикаций из центральной печати.II. Некоторые частные замечания, а также поправки по дикторскому тексту неудачно сказано: «бывший прогрессивный писатель Артур Миллер». 

Неудачное выражение «держите вора».   

Неправильно сформулировано: «мы не могли получить вразумительного ответа от французских рабочих о сионизме».   

Неудачно сформулирована мысль о том, что «Родшильды формируют общественное мнение Франции, в их руках пресса, радио и т. д».   

Вряд ли правильно сказано о Де Голле, на которого ополчились сионисты. Не надо цитировать высказывание Черчилля об организации государства Израиль.   

Нельзя допускать перебора в вопросе связей фашизма и сионизма, Гитлера и еврейских капиталистов.   

Надо убрать из текста слова «о раковой опухоли» применительно к государству Израиль как искажающий смысл исторических явлений и событий. < …>»[6]       

«Не надо…». «Неправильно…», «Нельзя…»

Это была уже похоронка. И хороший урок и Лубянке, и Госкино, как и всем тем многим другим организациям и лицам, стоявшим за проектом  фильма «Тайное и явное».       

Но ситуация тем не менее была такова, что спокойно отсиживаться в надежно отрытых окопах  чекистам и прочим их заединщикам тоже не было возможности. Не позволяли сами события  мировой и собственно советской текущей жизни. К тому же все время кто-нибудь призывал  прижать сионистам хвост. Из того же о Союза кинематографистов СССР, славившегося своим вольнолюбивым нравом, поступали призывы к немедленному выявлению обнаглевшего  сионистского подполья: 

« 26 августа 1969 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР  товарищу АНДРОПОВУ Ю. В.

Уважаемый Юрий Владимирович

Мною получено по городской почте на домашний адрес «обращение», озаглавленное «еврейский кино-манифест». Учитывая антисоветский и провокационный характер этого «манифеста», считаю необходимым довести до Вашего сведения.       

С уважением

Первый Секретарь Правления                                

Союза кинематографистов СССР                                   

Л. Кулиджанов» [7]             

К тому же был еще один участок кинематографической жизни, где без тайного догляда обойтись было уж совсем нельзя  обойтись — то были контакты нашего передового высокоидейного искусства с их поганым и растленным буржуазным киномиром. Вот тут уж действительно зевать было нельзя! Но о сражениях и достижениях киноведов с Лубянки на этом фронте мы расскажем уже в главе о международных связях нашего кино…

Пока же подведем итоги нашего обзора.

Однозначных выводов из рассказанного сделать при всем желании нам не удастся. Роман «органов» с советским кино и в самом деле по-настоящему счастливым и удачным уж никак не назовешь. Но и сводить эти отношения только к одной гулаговщине и прочим нанесенным нашему кино ранам и ограничениям тоже было бы несправедливо.

Ведь были в этих сложных отношения и свои просветы.

Важно также иметь в виду, что казавшееся абсолютно всесильным ведомство, на самом деле, как и все прочие институты советской государственности было вынуждено исполнять свои обязанности в строго очерченных ему рамках. Лубянка была лишь хирургическим инструментом в руках самого властного органа советской цивилизации — ЦК КПСС.

На Старой площади, как правило, высоко ценились кагэбэшные инициативы, рапорты, рецензии, оперативные мероприятия. Никогда не отмахивались от них, как от некоторых бумаг из того же Малого Гнездниковского. Соответственно участие, влияние и роль КГБ  в управлении киноделом была очень и очень значительна.  

Если же учесть, что в руки к нам попала лишь самая ничтожная часть документов о кино, изготовлявшихся на творческой кухне Лубянки, к тому же самые невинные из таковых, то не покажется смешным предположение, что тайным, но реальным шефом советского кино в рассматриваемый период являлся бывший ученик киномеханика Юра Андропов — будущий шеф КГБ СССР и генсек ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов.

Впрочем, хорошо известно афористичное признание заместителя председателя Госкино СССР Бориса Павленка, что, на самом деле «в Москве имеются целых два Комитета государственной безопасности. Один — на Лубянке, другой — в Малом Гнездниковском». Отчасти, так, наверное, и было. Но все же многоопытный и умудренный зампред все же несколько обольщался, намекая на равенство с ведомством Андропова…

А под финал этой главки хочется признаться, что на светлой заре перестройки, когда чуть-чуть стали приоткрываться двери прежде недоступных архивов и впервые довелось познакомиться с эпистолярным наследием «киноведов» с Лубянки, читались эти документы с одним ярко выраженным чувством: ну и козлы же, эти товарищи из «органов»!

С годами, вволю налюбовавшись на красоты победившей перестройки, итоги волшебной нашей приватизации и прелести режима, научно именуемого теперь олигархатом (более крепкое и широко бытующее в массах название – паханат), многое воспринимается уже совсем иначе. И по вопросу, кто был или оказался на самом деле настоящим козлом, мысли обретают уже совсем иное направление.

Поневоле подходишь к зеркалу и всматриваешься в собственное отражение с опасением увидеть в нем нечто не только козлино-бородатенькое но и вполне рогастое…

_________________________________

* По сообщению российских информационных агентств, Сыктывкарский городской суд включил в список экстремистских материалов советский пропагандистский фильм «Тайное и явное (Цели и деяния сионистов)». Запись появилась в Федеральном списке экстремистских материалов (№ 5218) на сайте Минюста РФ 08 ноября 2021 года.

_________________________________
1. Особо интересующихся  отсылаем к дотошнейшему исследованию  историка  Г.В. Костырченко : Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия. Часть 1. От царизма до победы во второй мировой. (— М. : Международные отношения. 2015); Г.В. Костырченко. Тайная политика Хрущева. Власть, интеллигенция, еврейский вопрос (— М. : Международные отношения. 2015); Г.В. Костырченко. Тайная политика: от Брежнева до Горбачева. Часть 2. Советские евреи: выбор будущего. (— М.: Международные отношения).
2. РГАНИ, ф. 5, on. 66, д. 233, л. 114.
3. РГАНИ. ф. 5, on. 66, д. 233, лл. 115-116.
4. РГАНИ, ф. 5, on. 66, д. 233, лл. 119-121.
5. РГАНИ, ф. 5, on. 66, д. 233, лл. 123-126.
6. Там же.
7. Из Архива СК СССР.