«Лесная, 27». ЭХО «ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМА». Записки старшего администратора

О том, как директора картины Закараю бросили через забор...

«Лесная, 27». ЭХО «ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМА». Записки старшего администратора

06.12.2024

Илья Коган

Родился 15 июня 1934 года. Режиссер и сценарист научно-популярного и учебного кино. Окончил ВГИК (1956 год – экономический факультет, 1969 – сценарный, мастерская И.А. Василькова). Работал на киностудии «Центрнаучфильм» и видеостудии «Кварт». Один из авторов детского познавательного киножурнала «Хочу все знать», автор сценария и постановщик более 60 научно-популярных фильмов и образовательных видеокурсов. Фильмы отмечены призами и дипломами на отечественных и зарубежных кинофестивалях (Бельгия, Венгрия, Чехия, Словакия, Украина, Армения и др.). Несколько лет читал авторский курс «Да здравствует кино!», рассчитанный на людей, считающих, что их образование не полно без знания непреходящих ценностей мирового киноискусства. Член Союза кинематографистов России, член Гильдии кинорежиссеров. 

Источник: «Лесная, 27». ЭХО «ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМА». Записки старшего администратора. (Эпизод 1, глава 4). Материалы для публикации предоставлены автором. Фото: Москва, Ленинские горы. 1957 г. Неизвестный автор. Источник фото: МАММ / МДФ.

А время бежало. Была уже зима 1958 года. И я работал на картине «Вьетнамские этюды» — о выставке молодых художников, вернувшихся из поездки во Вьетнам.

Мы снимали во Дворце культуры автозавода. И главный энергетик извел меня комплиментами в адрес моего директора — ослепительной  Беллы.

— Красотка ваша Белла! — приставал он ко мне. — А как у нее по части мужиков?

А что, если я приглашу ее в кино? Для начала?..

Белла Михайловна недавно окончила мой же экономический факультет, и, по-моему, я был у нее первым администратором. А она была моим первым таким симпатичным директором. Она была полукровкой: мама русская, а папа… врач. И очень известный. Белле передались лучшие черты обоих предков.

— А какие плечи! — восторгался энергетик. — Порода!

— Шел бы ты! — думал я. Но сказать не решался. Мы от него зависели.

Удивительно симпатичная подобралась у нас группа. Режиссером была Марианна Елизаровна Таврог — чуть полноватая дама бальзаковского возраста. Она училась во ВГИКе у знаменитой пары — Кулешова и Хохловой. Было это во время войны в Алма-Ате, где тогда же Сергей Эйзенштейн снимал «Ивана Грозного». Много позже я прочел воспоминания Марианны Елизаровны  об этих съемках. И о многом другом, очень для меня интересном.

Рядом с Таврог всегда держалась сценаристка Лосева. Человек удивительного обаяния. От нее веяло каким-то теплом и уютом. Но, прежде всего, — талантом. Нелли Ионовна, как мне кажется, была мотором этого тандема. Она придумывала темы их совместных фильмов. Она выбирала героев — художников, поэтов, ученых, которые были близки ей по духу. У меня на полке стоит ее книжка — «Один Тамм»: сборник сценариев, по которым Марианна Таврог сняла свои лучшие фильмы.

Если бы Нелли Ионовна еще не курила! Она дымила, не переставая. Щурила от дыма красивые глаза и прикуривала одну сигарету от другой. Одно спасение было — Марьяна Таврог. Она не церемонилась. Когда в машине Лосева раскрывала пачку, режиссера спрашивала: — Хочешь курить?

И просила водителя: — Вася (или Федя)! Остановитесь на обочине, пожалуйста! Неля покурит…

Я этому методу так и не научился. А жаль!

Сами съемки были довольно скучными. «Этюды» оказались серыми, без искры божьей. Чуть выделялись работы Алексея Шмаринова — сына знаменитого графика. Он заканчивал Суриковский институт. Кажется, направление, в котором он трудился, называлось «суровым реализмом».

— Больше мы на такую халтуру не пойдем! — обещала Лосева.

— Картина в плане, — вздыхала Таврог. — Студия не должна страдать!

Как-то раз нас взбудоражил все тот же энергетик.

— Белла Михайловна, мойте шею! — не очень удачно пошутил он. — Щас прибудет «сам»!

Он имел в виду бывшего комсомольского бога, а ныне министра культуры Михайлова. Это был первый министр, которого я видел так близко. И надо сказать, не очень впечатлился. Видимо, посещение началось с банкета для узкого круга, потому что бывший комсомольский вожак все время сдерживал сытую отрыжку. И потом меня поразил обтрепанный воротник его белой сорочки. Что, у министра не хватает денег на новую?

Мы снимали. Но на обратном пути Нелли Лосева спросила оператора:

— Надеюсь, кассета была не заряжена? Министры меняются, как перчатки!

Оператором у нас был Эдик Уэцкий. Эдгар Михайлович. Мой ровесник. Очень спокойный, очень интеллигентный. Вот на кого мне хотелось быть похожим…

— Нелли Ионовна, я работаю честно! А там уж ваше дело: вставлять или не вставлять!..

Надо сказать, что следующий министр культуры, которого я близко видел, была гораздо презентабельнее Михайлова. «Была» — потому что я говорю о Екатерине Фурцевой. Студия сдавала какую-то картину. Я привез коробки с пленкой в министерство, когда они с Михвасом вышли из просмотрового зала. Фурцева щурила глаза после темноты и выговаривала что-то моему директору. Статная, подобранная, уверенная в себе. Рядом с пузатеньким Михвасом смотрелась королевой. Да, далеко ушла она от краснокосынной ткачихи. Не чета моей теще!

Комсомольское собрание было назначено в звуковом павильоне. Я продирался туда сквозь плотную толпу студийных аборигенов. Зимой студия переселялась со двора на лестницы и в коридоры студии. Стояли в тесноте, но не в обиде. Буквально «на ходу» обсуждались сценарии, обговаривались планы будущих экспедиций. Здесь же делились впечатлениями, слухами сплетнями.

Сегодня я получил очередную порцию не газетной информации:

— Вы слышали, Хрущев назвал Веронику шлюхой!

«Ага, понял я, это они о реакции «хозяина» на «Летят журавли».

— А как вам нравится скандал с Дудинцевым?

— Дело не в политике. Это просто слабая книга.

«Вот те раз! — мысленно не согласился я. — Я читал «Не хлебом единым». Нам с Таней нравится…».

Комнат на студии было мало, и тесниться в них никому не хотелось. Вот и бродили люди по лабиринту коридоров. А если павильоны были свободны, рассаживались там.

Павильонов на студии было три: два закрытых и один проходной — между двумя лестницами. Он не был рассчитан на съемку звуковых фильмов.

От Саши Бланка я узнал, что здание студии появилось на Лесной еще до революции. Некий Дмитрий Харитонов в 1916 году и открыл там собственное киноателье.

— Все ждали, что он вот-вот обанкротится, —- рассказывал Саша, — ведь у него не было ни режиссеров, ни операторов, ни, самое главное, «королей экрана», на которых пойдет публика. Но пройдоха-предприниматель обошел всех - он предложил тем, кто был ему нужен, такие гонорары, которые им и не снились.

Этот Саша знал все. Держа меня за пуговицу, он допытывался, знаю ли я что-нибудь о Вере Холодной?

Ну, уж как нибудь! Во ВГИКе нам показывали один из ее фильмов — «Молчи, грусть, молчи…»: о циркачке, соблазненной и брошенной богатым любовником. Надо было привыкнуть к мельканию полос и гротескно ускоренным жестам, чтобы проникнуться красотой этого печального лица и понять, почему все мужское население России сходило по ней с ума. Ее героиню — хрупкую, беззащитную — хотелось догнать, спасти, прижать к груди.

— А ты знаешь, что лучшие фильмы с Верой Холодной снимались именно здесь? — приставал ко мне Саша. И для убедительности постучал каблуком по полу.

Вот так вот. Я бродил по лестницам и переходам, не подозревая, чьи ножки пробегали тут до меня. Может быть, только стены хранили память о нелегком труде актрисы. О том, как могла она всю ночь простоять в гриме, не слушая ворчания осветителей и  вздохов засыпающих у камер операторов. А под утро возвращаться домой с головной болью и воспаленными глазами. Зато потом ослеплять зрителя «колдовским» лицом — красотой близкой к идеалу.

— Слушай, а откуда ты все это знаешь? — с уважением спросил я у Саши.

— Есть такое место в Москве. Называется «Ленинка». Походи туда, и сам энциклопедией станешь!

Вот был бы смех, заговори я о легендарном прошлом на комсомольском собрании! Не до истории нам было. Молодежи на студии жилось нелегко. Приходилось носиться, высунув язык, пропадать в экспедициях, да еще терпеть хамство маститых невеж. Выслушивать их нарекания на смеси одесского с нижегородским. И выживать на мизерную зарплату. Только речи об этом на собрании не было.

Что вы! Говорили об изучении материалов очередного пленума, о предстоящих выборах, о героическом труде освоителей целинных земель и о необходимости следовать их примеру. Особенно распинался комсомольский активист Келерман — не то электрик, не то механик.

— Мы, комсомольцы, должны активнее участвовать в общественной жизни! — призывал он.

Но особое впечатление произвел на меня молодой и смазливый член студийного парткома, не самой славянской внешности. Он стыдил комсомольцев за пассивность, горячо упрекал нас в инертности.

— Меня поражает, что вы, молодые, так далеки от современных проблем! Вы живете, как в скорлупе! Мне стыдно за вас!

И много чего-то подобного.

«Господи! — думал я. — О чем это он? О каких проблемах? О том, как трудно прожить от зарплаты до зарплаты? Или о кубинской революции?».

— Кто это? — спросил я у Саши Бланка.

Борис Гольденбланк. Режиссер. Ученик самого Эйзенштейна!

«Неужели он это серьезно? — думал я тем временем. — Взрослый же человек!».

Серьезно, серьезно. Я убедился в этом позже, когда довелось работать с Борисом Михайловичем. Идеализм в нем как-то уживался с практицизмом.

Это не помешало ему стать художественным руководителем географического объединения и даже директором Мексиканской киношколы!

— Мне бы ваши заботы, господин учитель! — подвел итог собранию ассистент оператора Миша. Так, наверное, его бабушка говорила.

А я смотрел на студийную молодежь и думал о своем двусмысленном положении. С одной стороны, я был ровесником помрежей и ассистентов. Я хотел быть на дружеской ноге с ними. Но с другой стороны, в группе я должен был представлять интересы администрации. «Ох, подозревал я, нелегко будет балансировать на канате! Собачья у меня должность все-таки!».

Постепенно я проникался атмосферой студии. И чувствовал какую-то вибрацию в воздухе. Какое-то напряжение. Просветил меня все тот же Саша Бланк.

— У нас же работают и те, кто сажал, и те, кто сидел. После смерти Сталина из лагерей вернулись «безродные космополиты» и «агенты мирового сионизма».

— Господи, боже мой! Сколько же их было?

— Человек шесть.

— А тех, кто сажал?

— Да, почитай, вся студия. На собрания же сгоняли всех. И все должны были клеймить и осуждать.

Не сразу, из осторожных разговоров, я узнал, что было «молчаливое большинство» и были партийные активисты, которые особенно яростно, просто с пеной у рта, требовали изгнания и осуждения  подозреваемых в низкопоклонстве перед Западом.

— А как же теперь они смотрят в глаза тех, кто по их милости отбывал сроки?

— Молча. Знаешь же поговорку: «Кто прошлое помянет…»?

Теперь я лучше понимал, почему так убежденно выступал против меня оператор Поликарпов. И почему отмалчивался режиссер Тарич.

— А как же Михвас? — спросил я у Саши.

— Сидел в президиуме… Но ты видишь, сколько на студии нашего брата. В самое смурное время Михвас принимал на работу людей с «пятым пунктом». Тех, кого ближе Свердловска к Москве не подпускали.

На студии, и правда, было «всякой твари по паре». Чуриковы, гендельштейны, бабаяны. И все как-то уживались. Каждый знал: «то, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». И обижаться на это правило себе дороже.

Только раз до меня докатилось эхо скандала, Рассказывали, что директор картины Закарая как-то очень нелестно высказался о еврейских аборигенах студии. Так вот: оператор Лев Наумович — тот самый с искаженным лицом, который в мой первый день кормил Кабыздоха, — схватил бедного Закараю в охапку и перекинул через забор. Что-то я до сих пор сомневаюсь в правдивости этой истории. Закарая был не таким уж тщедушным, а Лев Наумович — совсем не великаном. А студийный забор — достаточно высоким. Но что я твердо знаю: Закарая через какое-то время ушел со студии (Константин Закарая перешел работать на ЦСДФ по приглашению главного редактора Евгения Козырева; возглавил производственный отдел студии. - Прим. ред. #МузейЦСДФ), а Лев Наумович был отправлен на Северный полюс. В долгую экспедицию. В назидание другим, наверное.

Как-то раз Саша Бланк указал мне глазами на высокого, все еще моложавого человека:

— Видишь? Это Дубинский! Говорят, какой-то родственник самого Кагановича. Но недавно и сам погорел, и студию подставил.

И я узнал, что этот Дубинский, один из «столпов» студии, снял для журнала «Новости сельского хозяйства» очерк про какую-то новую невиданную машину. Хрущев посмотрел журнал и потребовал, чтобы ему показали чудо-машину в действии. И оказалось, что машина существует только на бумаге. Даже опытный экземпляр еще не работает.

— Никита рвал и метал! — рассказывал Саша. — Хотел разогнать журнал к чертовой матери. Еле уняли…

— А как же?.. — засомневался я. — На экране она же должна была работать?

— Хо! В кино еще и не такие чудеса изображают!.. Ты знаешь, кто изобрел самолет?

— Можайский!

— Ну да, про братьев Райт ты и слыхом не слыхал. А все почему? Да  потому, что ты вырос на фильме «Первые крылья». А его поставил наш режиссер Гендельштейн! Знаешь такого?

Мне еще предстояло знакомство с этим первым красавцем Москвы. Альберт Александрович утверждал, будто был чуть ли не приемным сыном Маяковского. Но он точно учился у Пудовкина, и до войны поставил несколько имевших успех игровых фильмов. А когда начались гонения на «космополитов», перебрался на «Моснаучфильм». Но привычку к художественному вымыслу не оставил.

— Помнишь борьбу с низкопоклонством? — продолжал Саша. — «Россия — родина слонов»? Вот тогда Гендельштейн и придумал построить деревянный самолет с паровой машиной. И он у него «полетел»!

Я хорошо помнил и этот фильм, и поразивший воображение полет допотопного монстра с дымящей трубой. Впечатляло. Наверное, потому что Альберт Александрович был хорошим режиссером.

А еще он был женат на Эдит — дочери Леонида Утесова. По этому поводу Саша Бланк поделился со мной популярным в Москве и достаточно непристойным афоризмом: «Эдит, твой отец знаменит, Хотел бы я знать, Эдит, твою мать!». Тогда смеялся, а сейчас стыдно.