Кино уходит в Интернет (о проблемах спортивной кинодокументалистики)

Газета «СК-НОВОСТИ» № 12 (410) 20 декабря 2021 года.

Кино уходит в Интернет (о проблемах спортивной кинодокументалистики)

22.01.2022

Евгений Богатырев

Спортивный журналист, сценарист. Автор более 60 документальных и художественных фильмов о спорте. Лауреат многих международных фестивалей и конкурсов спортивного кино. Награжден Почетным Знаком "За заслуги в развитии олимпийского движения в России" (2005).

Материал Ассоциации документального кино СК РФ в газете «СК-НОВОСТИ» № 12 (410) 20 декабря 2021 года

Фото: "Олимпиада-80. Стадион Лужники". На фото: оператор Е. Шматриков (Центральное телевидение), операторы ЦСДФ Леонид Гончаров и Вячеслав Извеков. Фото из архива В.В. Извекова.

Спортивная кинодокументалистика, увы, редкая гостья на главных телеканалах страны, притом, что Президент России провозгласил патриотизм национальной идеей, а мы сегодня в спорте более конкурентноспособны, чем в других областях. Недавно поздравляя победителей Паралимпийских игр в Токио, В. В. Путин отметил, что этим героическим людям должны быть посвящены книги и фильмы. Но почему-то к призыву первого лица государства не прислушались ни руководители ведущих телеканалов, живущих во многом за государственный счет, ни Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (этому ведомству с недавних пор переданы функции ликвидированного Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям).

Впрочем, изредка в дни юбилейных дат фильмы о великих тренерах и атлетах все же прорываются на телеэкран, но редко становятся событиями. Ибо иные из тех, кто считает себя кинодокументалистами, под видом документального кино выпускают в эфир обычные телепередачи. Похоже, даже появился новый жанр − юбилейное кино, в котором известные в стране люди славят юбиляра. Последний свежий пример − недавний документальный проект Первого канала «Никита Симонян. Его величество футбол». В нем футбольные знаменитости, подавляющее большинство из которых в силу возраста знает о Никите Павловиче разве что понаслышке, с умным видом цитируют Википедию. Если показывают хронику города его детства Сухуми, то почему-то не тех далеких времен, а сегодняшнего дня... А кадры, позаимствованные из старых фильмов, в том числе и того, над которым работал я вместе с классиком советской кинодокументалистики Ильей Семеновичем Гутманом (речь о фильме «Спартак: действующие лица и... болельщики» (режиссеры: И. Гутман и И. Пастернак. - Прим. ред. #МузейЦСДФ), выдаются за свои.

Практически исчезло документальное кино о спорте и из сетки вещания телеканала, именующего себя спортивным – «Матч ТВ», на самом деле уже давно ставшего рупором спортивного шоу-бизнеса. Документальное кино здесь заменили американские боевики не первой свежести. Государство тратит солидные деньги на подготовку элитных спортсменов, но страна не знает имена своих героев! И это не просто фигура речи: перед Олимпийскими играми в Токио ВЦИОМ оглушил результатами опроса. Только 3% опрошенных смогли назвать имена наших спортсменов, которым предстояло бороться в стране восходящего солнца за олимпийские медали.

А вот руководители интернет-платформ проявляют к спортивному кино больший интерес. Недавно на одной из них вышли первые серии фильма «Допинг. Всемирная энциклопедия» об истории допинга в мире, снятого по сценарию боевого пера газеты «Спорт-экспресс» Наталии Марьянчик. Дебют в документальном кино молодой журналистки удался. Получился своеобразный ответ немецкому коллеге Хайо Зеппельту, фильмы которого о русском допинге в свое время наделали много шума. Вот только жаль, ответили всезнайке Зеппельту далеко не сразу…

А на другой интернет-платформе довелось посмотреть яркий, захватывающий фильм о хоккее «Уральское дерби», снятый молодыми режиссерами Арсением Кайдацким и Юлией Серьгиной. Признаюсь: как автор сам бы с удовольствием поработал с ними. Если, конечно, позовут.

Единственной площадкой, где в данный момент существует обратная связь создателей фильмов со зрителями, − это кинофестиваль. Увы, но в нашей стране остался, по существу, один авторитетный спортивный кинофорум − Красногорский международный фестиваль спортивных фильмов. В этом году он прошел в девятнадцатый раз и, несмотря на эпидемиологические ограничения, собрал солидную зрительскую аудиторию. Лично мне он запомнился горячим обсуждением документального фильма «Серенада сочинской долины» (об олимпийском наследии Сочи), над которым режиссер и продюсер фильма Анатолий Бальчев вместе со мной и известным спортивным журналистом Всеволодом Кукушкиным работал семь лет. Люди мы взрослые, и нам было интересно узнать мнение юной аудитории. В зале шикарного центра культуры и досуга «Подмосковье» собралось около двухсот девяти-, десятиклассников, которые задали авторам немало интересных вопросов и высоко оценили наш труд. Признаюсь, с такой заинтересованностью и компетентностью не приходилось сталкиваться и в более возрастных аудиториях. Ну, а замечания ребят были нами с благодарностью приняты.

Из других работ, показанных на фестивале, я хотел бы выделить документальный фильм маститого режиссера Сергея Ховенко «Четыре мушкетера» о великой команде советских рапиристов Марка Мидлера и докудраму Михаила Тюркина и Риммы Кузьминой «Любовь под грифом «секретно», главными действующими лицами которой стали чемпионка мира по скоростном бегу на коньках Римма Жукова и начальник службы внешней разведки Павел Фитин. Оба фильма созданы продюсерским центром «Динамо», по существу, ставшим лидером отечественной кинодокументалистики о спорте. Хочется верить, что эти работы будут показаны не только на кинофестивалях, но и дойдут до широкой зрительской аудитории.


Вместо послесловия

Статья Евгения Богатырева поднимает ряд важных вопросов, касающихся современного документального кино о спорте. Автор, в частности, совершенно справедливо критикует спортивные телевизионные каналы, точнее их эфирную политику, благодаря которой спортивное вещание сокращается в угоду коммерческим проектам. К великому сожалению, в статье ничего не говорится о том, что в течение последних двух лет Министерство культуры РФ почему-то не включает давно уже ставшую привычной тему "спорт и здоровый образ жизни" в тематический план производства документальных фильмов. Исчезли и некоторые другие объективно важные темы. Но все молчат. Молчат документалисты. Молчит Ассоциация документального кино СК РФ. Кстати, нынешний перечень тем, рекомендуемых министерством для творческой реализации, в плане разнообразия и ангажированности мало чем отличается от аналогичных документов Госкино СССР времен «брежневского застоя». Подобное «творчество» чиновников могло бы стать предметом обсуждения кинематографической общественности под эгидой СК РФ. Однако по непонятным причинам это не происходит.

22.01.2022 #МузейЦСДФ