Из книги И. Г. Большакова «Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны». На фото: "Съемочная группа фильма «Радуга» (1943). На фото (слева направо): режиссер Рафаил Перельштейн, оператор Борис Монастырский (за кинокамерой), режиссер-постановщик Марк Донской. г. Ашхабад. 1942 год". Фото из архива Эммы Малой (дочери режиссера Рафаила Перельштейна), сыгравшей маленькую дочь Малючихи в фильме «Радуга»).
Большой творческой удачей советской кинематографии был фильм «Радуга», поставленный режиссером М. Донским на Киевской киностудии в Ашхабаде.
Фильм создан по одноименной повести В. Василевской «Радуга», признанной одним из наиболее значительных явлений в художественной прозе 1942 года. В фильме, как и в повести, ярко и волнующе раскрыты лучшие черты характера советского человека: его душевная стойкость, благородство, ясность цели, вера в победу над врагом. Нет таких мук, которые смогли бы сломить гордую и непокорную душу советского человека, до последнего дыхания преданного своей великой Родине. Эта идея и составляет основу фильма. Она придает ему единство, целостность и огромную силу эмоционального воздействия на зрителя.
В фильме, как и в повести, рассказаны события, относящиеся к зиме 1941/42 года. Картина начинается прекрасным пейзажем зимней украинской природы. На небе радуга – знамение грядущего освобождения, символ веры народа в неизбежное торжество правды. Писательница воспользовалась этим символическим образом, чтобы ярче подчеркнуть истину, что победа будет за нами. Для немецких фашистов радуга – дурное предзнаменование. Нет покоя в душе захватчиков. И крепнет сила сопротивления, страстная вера в грядущую победу у советских людей.
В центре фильма – волнующий образ украинской колхозницы Олены Костюк (артистка Н. Ужвий), которая с величайшей стойкостью переносит пытки фашистских извергов, требующих от нее выдачи партизан. За отказ Олены сообщить, где партизаны, офицер Курт Вернер (артист Г. Клеринг) в бессильной злобе стреляет в ее новорожденного ребенка. Но и этот потрясающий по своей дикости и жестокости поступок фашистского зверя не сломил силы воли и упорства Олены Костюк.
Роль артистки Н. Ужвий немногословна, но выразительность ее глаз, мимики и скупого жеста позволяет видеть, как глубоко ощущает Олена жизнь, как велики ее любовь и ненависть.
Правдиво и искренно играет артистка А. Лисянская другую советскую женщину – Малючиху, малолетний сын которой погиб от руки фашиста, когда пытался передать кусок хлеба арестованной тетке Олене.
«Не надо было пускать Мишку», – говорит маленькая сестренка убитого мальчика. И зритель видит охваченное тяжелым раздумьем лицо Малючихи.
«Надо было», – вдруг говорит она, и превозмогающая материнскую боль великая любовь этой простой колхозницы к человеческой справедливости покоряет сердце.
Глубоко, просто и скупо ведет роль Федосьи артистка Е. Тяпкина. Гораздо больше можно уловить в молчании Федосьи, чем в ее словах; гораздо больше в ее взгляде исподлобья, чем в жесте. Но наступает час возмездия. В село врываются передовые части наступающей Красной Армии. Гитлеровцы в панике бегут. И теперь все, что таила в душе Федосья, вырывается наружу. Фашисты стоят на деревенской площади, окруженные нашими бойцами. В морозном воздухе грозный гул голосов колхозников: «Бейте их!» И над площадью разносятся гневные и страстные слова Федосьи – слова народного приговора над ненавистными захватчиками. Подлинный пафос, лишенный фальши и наигрыша, звучит в ее словах, предсказывающих врагу суровую расплату за все злодеяния, совершенные на советской земле.
Большую симпатию вызывает у зрителя дед Охабко (артист А. Дунайский). В этом наделенном комическими чертами озорном, неунывающем старике ощущается несгибаемая народная сила.
В фильме есть детские роли, и особо следует отметить работу режиссера с маленькими «актерами».
Нельзя забыть по‑взрослому серьезные, с печатью горя лица ребят, убирающих могилку своего брата.
Нельзя забыть их горящие ненавистью глаза, когда к ним в дом в поисках молока приходят фашистские солдаты.
Нельзя не отметить также очень хорошее исполнение трудных, неблагодарных, отрицательных ролей, которые выпали на долю артистов: Н. Алисовой (предательница Пуся), Г. Клеринга (немецкий офицер Курт Вернер) и Н. Братерского (Гаплик, староста‑предатель).
Талантливый сценарий, слитность творческих усилий коллектива, работавшего над созданием фильма (актеров, режиссера, оператора и художника), явились залогом успеха фильма, ставшего широко известным в Советском Союзе и за границей.
Оператор Б. Монастырский, снимавший «Радугу», показал себя большим мастером портрета и пейзажа. Снятые им кадры зимней натуры имеют отнюдь не декоративное значение, они служат развитию темы, создавая поэтический образ родной земли, за которую идет бой. Его пейзажи опалены дыханием войны, но эта суровая окраска не искажает прекрасный облик природы. Оператор выступает не как пассивный созерцатель, а как художник, в каждом мазке которого ощущается драматическая тема современности.
Отличная работа художника фильма В. Хмелёвой, создавшей прекрасную зимнюю натуру украинского села, делает фильм еще более выразительным и ярким[1].
Художественная законченность фильма была несколько нарушена тяготением режиссера к натурализму. Особенно яркое натуралистическое решение дано им в сцене, когда Малючиха хоронит в избе своего маленького сына, убитого фашистским солдатом.
Эта сцена и отдельные натуралистические детали в фильме вызывали неудовлетворение зрителя, но не ослабили огромного интереса, вызванного глубокие содержанием и высокой художественностью «Радуги».
«Прекрасный, глубоко патриотический фильм «Радуга», – писала газета «Правда», – является новым крупным достижением советской кинематографии».
Фильм был удостоен Сталинской премии первой степени.
____________________________________
1. Фильм снимался в 1942-1943 гг. в Ашхабаде на стадионе, засыпанном солью, которая заменила снег.