ДЕНЬ ВОЙНЫ АЛЕКСАНДРА КАЗНАЧЕЕВА

Несколько эпизодов из жизни человека с кинокамерой.

ДЕНЬ ВОЙНЫ АЛЕКСАНДРА КАЗНАЧЕЕВА

15.11.2021

Материал предоставлен проектом «Солдатский храм». Фото: "Кинооператоры в  Действующая армии: Казначеев А., лейтенант Галаганов А.Г. и Каспий Д. 1943 год." Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ.

Имя этого человека сегодня мало что скажет людям. Казначеев — один из десятков тех, кто день за днем складывал кинолетопись Великой Отечественной. Возможно, и память о нем, как и о большинстве других фронтовых кинооператоров, канула бы в лету, если бы сам Казначеев в конце жизни не оставил воспоминания о своих военных буднях. Да еще если бы не было проекта #МузейЦСДФпосвященного этим людям, обреченным всегда оставаться за кадром.

В 1941-м сотрудник Куйбышевской студии кинохроники Александр Казначеев ушел на фронт добровольцем. Попал в 48-ю танковую бригаду, в мотострелковый батальон. Должен был воевать в составе танковых десантов, но не успел. В феврале 1942-го, когда бригада наконец была полностью укомплектована, получил предписание: отбыть в распоряжение фронтовой киногруппы. Почему так произошло — из пехоты в политуправление фронта? Наверное, в мемуарах, написанных в 1970-х, об этом было не рассказать. Скорее всего, в силу тенденции: именно в те месяцы государство наконец-то начало понимать, сколько уникальных специалистов оно использует не по назначению. И сколько из них уже успело погибнуть. А кинооператоров на всю страну - несколько сотен...

Видимо, перевод в киногруппу Южного фронта спас Казначееву жизнь: всего через 2 месяца 48-я танковая бригада погибла во время наступления на Харьков. Впрочем, возможностей погибнуть впереди у кинооператора было хоть отбавляй. Последняя — буквально накануне Победы, когда он и его коллега Борис Миневич едва успели выскочить из горящего грузовика киногруппы.

Наверное, после войны Казначеев оставил бы куда более полные воспоминания, если бы в тот день в машине не сгорел его фронтовой дневник… Но и те эпизоды, что остались в его памяти, заслуживают не просто уважения — почтения. И говорят о большой душе этого человека и профессионала.

Лето 1942 года. Казначеев — в составе киногруппы Южного фронта. «Открытая полуторка, прикрепленная к нашей киногруппе, медленно продвигалась к Ворошиловграду. Стоя на ступеньках кабины, я снимал толпы людей, машины, набитые женщинами, старыми людьми, детьми, семейным скарбом… Тут же шли недоенные ревущие колхозные коровы. Все это, поднимая облака пыли, двигалось, сливалось в один нескончаемый поток. По временам раздавались выкрики: «Зачем это снимать?! Перестань снимать! Позор снимаешь!» Кто-то бросил в аппарат камень, к счастью, пролетевший мимо. Но я был уверен, что эти съемки будут нужны истории и что наступит день, когда люди по этим дорогам будут возвращаться с победой.

Поток людей и машин заполнил широкую улицу лежащего на пути села. Окна аккуратных белых домиков почти все были закрыты ставнями, зашиты досками… В палисадниках фруктовые деревья покрыла густая желтая пыль.

Я не отрывал глаз от визира кинокамеры и еще издалека увидел стоявшую на каком-то возвышении женщину. Она то протягивала вперед руки, то опускала их. Я крикнул водителю:
— Останови на несколько секунд машину!

Седые волосы женщины были покрыты темным платком, огромные светлые глаза на морщинистом лице полны непролитых слез. Она обращалась к проходящим мимо бойцам:
— Если встретите где моих сынов, скажите, пусть до последнего своего часа бьются за родную землю!

Машина двинулась вперед, но я успел снять, как к женщине подбежал молодой красноармеец в пропотевшей гимнастерке, снял с плеча винтовку, сорвал пилотку, опустился на колено и поцеловал край ее запыленного платья…

Позднее довелось мне увидеть плакат художника Тоидзе «Защитите Родину!», на нем была изображена женщина в темном платке, с простертыми руками.

Лишь один эпизод из работы незнаменитого фронтового кинооператора, врезавшийся в его память и без дневниковых записей. Сколько было у Казначеева этих обыденных, незаметных для других моментов? Не сохранил бы никакой дневник. Война, день за днем…

Впрочем, «День войны» — Александра Казначеева и еще 159 фронтовых кинооператоров — можно увидеть и сегодня. Что это за фильм? «Грандиозный!» — так отзываются о нем даже в наше время.

«13 июня 1942 года советские кинооператоры приступили к съёмкам грандиозного проекта. 160 операторов одновременно на протяжении всей линии фронта, а также в тылу, снимали, как протекал 356-й день войны. Вышедший на экраны страны фильм стал слепком, моментальным снимком лица страны в момент её смертельной схватки с врагом».

В послужном списке Казначеева — служба в киногруппах Западного, Северо-Кавказского, 2-го Белорусского фронтов. Его кадры публикуют газеты. Так часто бывало, когда штатные газетные фотографы по каким-либо причинам не могли дать в редакции свою съемку. Выручали работы кинооператоров.

Вот, например, в «Красной звезде»: «Действующая армия. Совместные действия танков 4-й гвардейской танковой бригады с пехотой». Одна из многочисленных «местных» операций танко-десантной группы. Подпись под фото: «Снимки кинооператора А. Казначеева».

Так что поучаствовать в атаке танкового десанта ему все-таки довелось. Тоже специфика службы — сегодня снимать войну в рядах танкистов и пехоты, завтра… Завтра, например, в высокогорных подразделениях на Кавказе.

До войны Казначеев увлекался альпинизмом. Он и 22 июня 1941 года встретил в альпинистском лагере у подножия Эльбруса. Два года спустя нежданно-негаданно встретился со своими напарниками по альпинистской связке в боевой обстановке.

«В конце августа 1942 года немцы пытались прорваться к отрогам Кавказского хребта, где находился горно-металлургический комбинат. Началась срочная эвакуация работников комбината и их семей. Продвигаться обычным путем к Нальчику уже нельзя было, оставалась одна возможность — пройти через перевалы Приэльбрусья, Бечо и Донгуз-Орун к Черному морю… С огромным трудом подготовили тропу, натянули веревки, по ледяным ступеням, под дождем, снегом, под ветром, сшибающим с ног, альпинисты перевели тысячи людей. Перенесли на спинах и руках 230 детей».

Вместе с бойцами тем же самым был занят и кинооператор Казначеев. Правда, при этом ему еще приходилось выполнять и свои прямые обязанности.

Судя по всему, Казначеев не был поклонником постановочной съемки. Во всяком случае, постановки «боевых действий». Читаем в документах, написанных в глубоком тылу — директором и редактором Центральной студии кинохроники:

«Тов. Казначеев умело владеет операторской техникой, но в методе съемки иногда допускает ошибки. Так, например, неплохая съемка «Засада в горах» закончилась срывом — плохой инсценировкой захвата немецкой автомашины».

Журналисты такого склада характера, как Казначеев, инсценировками наверняка не злоупотребляли. Зачем, если война — это не инсценировка, и нет в ней вторых дублей?

Выдержки из наградного листа капитан-инженера Александра Федоровича Казначеева:

«С января 1943 года тов. Казначеев снимает наступление на Северном Кавказе от Ардона до Краснодара, а затем бои на Кубани. Особенно много ярких моментов зафиксированы им в районе Новороссийска на цементных заводах».

«В ноябре 1943 года Казначеев в первом эшелоне десантных частей переправляется через Керченский пролив в составе 55 гвардейской дивизии и работает на Керченском плацдарме до взятия города Керчь. Этот период его работы изобилует примерами, говорящими о его настойчивости и смелости».

«В январе 1943 года вдвоем с другим офицером следует вместе с разведкой в район Ставрополя, захватив в плен двух мотоциклистов противника».

Об этом эпизоде Казначеев рассказал в своих воспоминаниях. Классический случай — почти как в знаменитой песне Константина Симонова о военных корреспондентах, которые «на пикапе драном и с одним наганом первыми врывались в города». И пусть Казначеев со своим коллегой Харкевичем в январе 1943 года ворвался не в город, а в село (которое, к тому же, по сводке числилось уже освобожденным от немцев), но «драный пикап», сломавшийся на околице, был. Возможно, поломка машины спасла жизнь кинооператорам и водителю. Потому что в селе оказались немцы — сжигали, уходя, дома. У двоих — совпадение — сломался мотоцикл. Всё остальное — отсутствие у операторов страха и эффект внезапности: «Немцы, побелев, подняли руки. Мы их разоружили и приказали толкать мотоцикл к нашей машине»...

Конечно, этот не расстававшийся с кинокамерой и курительной трубкой человек не был трусом. Также он, всегда оставаясь за кадром и лишь слегка приоткрывшись в написанных незадолго до кончины воспоминаниях, понимал глубочайший смысл своей работы. Вот еще один эпизод одного из дней войны Александра Казначеева. Кстати, по иронии судьбы, речь в нем как раз об инсценировке. Но — не об инсценировке боя…

«Как-то, находясь в политотделе фронта, я увидел из окна проходящих строем солдат. У некоторых на груди блестели ордена солдатской Славы. Орден этот только недавно появился в частях фронта. И я решил снять награжденных. Выбрал шесть человек и уже представлял себе, как этот сюжет будет выглядеть на экране. Когда будет демонстрироваться портрет героя, диктор расскажет боевую биографию солдата. Под конец зазвучит боевой марш.

Среди снятых мною награжденных солдат был знаменитый разведчик — сержант с пышными усами. За боевые заслуги он был награжден многими боевыми орденами и медалями. Был он родом из Воронежа… Сержант ходил в разведку всегда один. И почти ни разу не возвращался без «языка».

…Увидеть этот материал на экране я смог только через 20 лет после окончания войны, в дни празднования Дня Победы, в вышедшем тогда прекрасном документальном фильме, который был создан Романом Карменом*. А спустя еще примерно полгода после того, как этот фильм начал демонстрироваться по стране, вдруг получаю я от Кармена маленький листок бумаги. Писала мне жена разведчика-сержанта:

"Спасибо вам, Александр Федорович, за то, что вы показали нам нашего мужа и отца живым. Он погиб в самом конце войны".

Я был растроган тем, что мой киносюжет оказался нужным людям и через 20 лет после войны».

__________________________________
1. После Победы Александр Казначеев вернулся в родной Куйбышев. Кинодокументалистике не изменил. Работал почти до самой кончины. За семь десятков лет жизни участвовал в создании 50 с лишним фильмов, снял девять сотен сюжетов. И навсегда остался одним из трех сотен кинооператоров, создавших кинолетопись Великой Отечественной войны. Они были уверены, что их съемки нужны Истории.
2. Двухсерийный документальный фильм 1965 г. «Великая Отечественная» режиссера Р.Л. Кармена.