Шмаков Николай Трофимович (25 октября (07 ноября) 1917, Москва — 31 мая 1983, Московская обл.) — оператор документального кино. Отличник кинематографии СССР. Член Союза кинематографистов СССР с 1959 года.
Участник Великой Отечественной Войны. В 1941 году призван на фронт, служил в пехоте, участвовал в боях, был командиром взвода. В феврале 1942 года был тяжело ранен и отправлен в госпиталь им. Вишневского, эвакуированный из Москвы в Алтайский край (станция Поспелиха). После длительного лечения признан инвалидом, уволен в запас и в конце июля 1942 г. направлен в Поспелихинский Райвоенкомат, где работал до окончания войны сначала начальником 2-ой части, затем начальником административно-хозяйственной части. Там встретил будущую жену Кочубееву Марию Тихоновну. В марте 1943 года они поженились.
Благодарим родственников Н.Т. Шмакова — дочь Оксану и внучку Анастасию за предоставленные материалы его биографии и фотографии из семейного архива.
На фото студенты ВГИКа: Николай Шмаков (сидит слева), справа (предположительно Александр Савин.
ВГИК тогда располагался в здании ресторана «Яр» на Ленинградском проспекте, но вскоре переехал на другой конец Москвы, к ВДНХ. В левом крыле «Союздетфильма» было комфортабельно, но очень тесно.
На фото страва Николай Шмаков. Кинокамера «Дебри». 1947 год.
Во время учебы на III курсе ВГИКа четверо друзей-однокурсников (Эмиль Гулидов, Марк Дятлов, Борис Сломянский и Николай Шмаков) создали фирму «Голубая лента». В послевоенные годы во ВГИКе было очень трудно проводить учебные киносъемки на натуре (не хватало съемочной аппаратуры, пленки, денежных средств, не было автотранспорта). Друзьям удалось достать камеру «Дебри» с тяжелым штативом без мотора.
Приходилось иногда сниматься самим (со спины). Э. Гулидова называли “золотая ручка”, т.к. он в основном от руки крутил камеру, обеспечивая стабильность хода – 24 к/с. Съемки проходили в бурных творческих спорах, но это не мешало работе, а наоборот помогало: истина рождается в споре.
Студенты ВГИКа — члены фирмы «Голубая лента». Николай Шмаков в центре.
Дружба во ВГИКе и проблемы, связанные со съемочной техникой и ее транспортировкой, явились причиной организации фирмы «Голубая лента». Камеру, а также различные приспособления приходилось носить на себе, а зимой — возить на санках.
Камеру, а также различные приспособления приходилось носить на себе, а зимой — возить на санках.
Выезжали на съемки натуры в Подмосковье на пригородных поездах, так как электричек почти не было. Натуру снимали в основном в режимное время – на рассвете и закате. Было очень трудно со съемкой людей, поскольку весной в 4 часа утра (за “спасибо”) никто не хотел нарушать свой сон ради съемок, которые проводили студенты.
В 1949 году с отличием окончил операторский факультет ВГИКа. После войны с несколькими другими студентами ВГИКа был направлен в Германию для съемок демонтажа военной техники.
Студенческую практику проходил на киностудии «Мосфильм». Там же совместно с однокурсником Александром Кочетковым снимал дипломную работу «На съемках фильма “Мичурин”» (руководители: Л.В. Косматов, К.М. Венц).
Рабочие моменты съёмок фильма «Мичурин» («Жизнь в цвету») делались ими в основном на «голом» энтузиазме, т.к. не было у них ни съёмочной ручной камеры, ни цветной плёнки. Камеру «Аймо» молодые операторы достали на «Мосфильме», плёнку (остатки 10-30-ти метровые) им нелегально выделял ассистент оператора Косматова. Да и снимали нелегально, боялись сказать о своей задумке Довженко: он человек добрый, но с «норовом», и мог им этого не разрешить. До некоторой степени они пользовались покровительством Косматова. Практиканты всячески старались не мешать съёмкам, но не обходилось без суеты, а камера безбожно трещала… «Были моменты, – рассказывает Н.Т. Шмаков, – когда Довженко, не зная, для чего мы снимаем, говорил нам: «Ребята, не мешайте, буду сердиться!» Мы немного выжидали, когда он упокоится, и опять продолжали «неизвестную съёмку». Когда мы показали Александру Петровичу снятый материал, он нас похвалил – съёмки ему понравились, особенно общие планы, снятые с колосников. Мы снимали всё репортажно, специально для нас не было организовано ни одного эпизода. Снимали без дополнительного, специально поставленного для нас света. В результате много планов было с провалами, но, как ни странно, это опять-таки понравилось Довженко.
(Источник: реферат студента V курса операторского факультета ВГИКа Георгия Завьялова)
Фото: " Ассистент оператора Николай Шмаков на Красной площади в Москве. 1950 год".
В 1949 году с отличием окончил операторский факультет ВГИКа.
Май 1949 года. Поступление на Центральную студию документальных фильмов. Нужно сказать, что в то время студенты, пришедшие из ВГИКа, если они даже защищались на «отлично», не получали сразу операторской категории, а становились ассистентами (не говоря уже о художественных фабриках). И это было – без исключений! Делалось мало фильмов, т.к. все силы страна тратила на восстановление разрушенного войной народного хозяйства.
(Источник: реферат студента V курса операторского факультета ВГИКа Георгия Завьялова)
Фото: "В мастерской Леонида Косматова. Встреча со студентами. 1958 год". На фото сидят (справа налево): К. М. Венц (предположительно), Н. Т. Шмаков, А. С. Кочетков и Л. В. Косматов.
К 1958 году за плечами Николая Трофимовича Шмаков и Александра Степановича Кочеткова уже были съемки в Антарктиде.
Съемка с верхней точки. Николай Шмаков на фото в центре, асс. оператора В. Шелев (предположительно).
Фото: "Ночная съемка на Красной площади".
После окончания института Шмаков Н.Т. направлен на Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ), где проработал с мая 1949 г. до ухода на пенсию по болезни в 1980 года (сначала ассистентом оператора, с 1954 – оператор).
Полнометражный документальный фильм «Обновление земли» (1949)
Снимает оператор Николай Шмаков.
Полнометражный документальный фильм «Остров Сахалин» (1954)
Фото Н. Т. Шмакова из личного архива Г. Г. Завьялова.
Фото: "Проводы в Антарктиду. На перроне Белорусского вокзала". Конец 1956 года. На фото (сидят в первом ряду): Николай Трофимович Шмаков (третий слева) с женой Марией Тихоновной Кочубеевой (вторая слева); асс. оператора Георгий Серов (стоит четвертый справа).
В 1956 – 1957 гг. в качестве кинооператора участвовал во 2-ой Советской антарктической экспедиции. Удостоен звания «Почетный полярник». За время экспедиции снял фильм «Вглубь ледяного континента», который впоследствии был передан во Всесоюзный арктический институт (ныне Арктический и антарктический научно-исследовательский институт) и использовался как учебное пособие для специалистов, занимающихся изучением Антарктиды.
Забавный факт: домик, где операторы хранили аппаратуру и пленку, в шутку называли студией «Пингвин-фильм».
В 1958 –1959 гг. Н.Т. Шмаков принимал участие в экспедициях в Арктику.
Фото: "На борту теплохода «Кооперация» но пути в Антарктиду. 25 ноября 1956 года". На фото в первом ряду: Н.Т. Шмаков (второй слева).
В распоряжении 2-й комплексной антарктической экспедиции (2 КАЭ) были три судна: дизель-электроходом «Обь» (построен в Голландии в 1953 году), вышедший 7 ноября 1956 года из Калининграда, теплохода «Кооперация» (из дневниковых записей Николая Шмакова следует, что теплохода вышел из Калининграда 25 ноября 1956 года) и теплоходом «Лена», вышедший из Калининграда 11 декабря 1956 года.
Во 2-й комплексной антарктической экспедиции (2 КАЭ) вместе с экипажами судов участвовали 625 человек. Это почти вдвое больше, чем в 1-й антарктической экспедиции.
Предполагалось, что на зимовку останенся 189 человек. Среди них были: 44 авиатора, 14 специалистов по аэрофотосъемке, 50 сезонных строителей, 16 механиков-водителей специальной гусеничной техники, остальные — это научные сотрудники различных институтов Академии наук СССР и опытные полярники, кинооператоры, журналисты.
На борту теплохода встречались и необычные гости. Участник 2-й КАЭ американский метеоролог Гордон Дэвид Картрайт (присоединился к экспедиции в Кейптауне) дал высокую оценку экипажу и судну, художник Игорь Рубан; два сезона на борту «Кооперации» к берегам Антарктиды ходил известный эстонский писатель Юхан Смуул, написавший в плавании «Ледовую книгу», которая впоследствии была переведена на 33 языка и удостоена Ленинской премии в 1961 году.
«Прежде чем послать «Кооперацию» в Антарктику, в Главсевморпути и в Академии наук долго спорили, достаточно ли пригоден и достаточно ли мощен этот корабль для такого плавания. Многие встали на отрицательную точку зрения. Но затем «Кооперации» совершила удачный рейс в сложных и трудных условиях Северного Ледовитого океана, и споры прекратились - выбор пал на нее.<...>
В 1955 году теплоход «Кооперация» вместе с дизель-электроходом «Обь» и теплоходом «Лена» вышли из Калининграда к берегам шестого континента с первой советской антарктической экспедицией, возглавляемой Михаилом Сомовым. Впоследствии «Кооперация» неоднократно совершала рейсы к берегам Антарктиды, доставляя туда специалистов и грузы для строительства широко известного в советское время поселка «Мирный» и участников нескольких антарктических экспедиций.<...> А в 1956 году «Кооперация» отвозила в Мирный вторую комплексную антарктическую экспедицию...»
Юхан Смуул. Антарктический путевой дневник «Ледовая книга» (1958, русский перевод 1959)
Художник Рубан И.П. "На подходе к Мирному. «Обь» и «Кооперация» в припае. Антарктида. Из серии «Калининград-Антарктида». 1957 год". Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 16989255).
Скоро в Антарктику. Теплоход «Кооперация» в Калининграде.
Фото: "Оператор Николай Шмаков. Вторая комплексная антарктическая экспедиция. 1957 — 1958)".
На фото: американский метеоролог Г. Картрайт, оператор Николай Шмаков.
Период 1957 – 1958 гг. был объявлен Международным геофизическим годом (МГГ). Одной из главных целей МГГ было совместное исследование Антарктиды учеными ведущих стран мира, открытие круглогодично работающих научных станций.
Подготовкой программы этих работ и в качестве начальника аэрометеороло-гического отряда 2-й Советской антарктической экспедиции непосредственно занимался О.Г. Кричак.
Аэрометеорологический отряд 2-й САЭ работал с большим воодушевлением. Вместе с О.Г. Кричаком в числе научных сотрудников отряда работали С.С. Гайгеров и В.И. Шляхов, являвшиеся ведущими специалистами Центральной аэрологической обсерватории.
На фото участники аэрометеорологического отряда 2-й САЭ (слева направо): В.И. Шляхов, ст.научн. сотр., аэролог; И.Д. Копанев, ст.научн. сотр., метеоролог; С.С. Гайгеров, ст.научн. сотр., синоптик; Е.Я. Евсеев, метеоролог; Г. Картрайт, американский метеоролог; А.А. Круковский, инженер-аэролог; О.Г. Кричак, нач. отряда; Н.Н. Алтай, инженер-аэролог; Ю.С. Чернов, мл. научн. сотр., синоптик. Источник фото: сайт www.aari.aq.
Отряд выполнял полный комплекс метеорологических, актинометрических и аэрологических наблюдений в обсерватории Мирный, а также обеспечивал наблюдения на только что созданных внутриконтинентальных станциях, открытие которых к началу МГГ было одной из главных задач экспедиции (станции Оазис, Пионерская, Комсомольская, Восток-1, Восток).
Метеоролог Гордон Дэвид Картрайт присоединился к экспедиции в Кейптауне. Кадры с участием американского метеоролога в документальном фильме «В глубь ледяного континента».
На фото (слева напарво): оператор Николай Шмаков и полярный художник Игорь Рубан.
Игорь Павлович Рубан (12 июня 1912 года, Рузаевка, Пензенская губерния — 1996, Москва) — живописец, график, Заслуженный работник культуры РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Почётный полярник СССР, член Cоюза журналистов СССР.
В 1944 году как рядовой участник экспедиции попал в Арктику, где начал работать над полярной темой. Участник арктических экспедиций, ледокольных маршрутов, экспедиций на острова Карского и Баренцева морей, дрейфа станции «СП-4».
В 1955 году Министерство связи СССР предложило художнику сделать почтовые марки с рисунками дрейфующей станции. Всего были выпущены 4 марки с рисунками художника (ЦФА №: 1851—1853, 1893). Издательство Советский художник выпускало открытки с его рисунками.
В 1956 — 1957 годах участвовал во второй континентальной антарктической экспедиции. Наброски, сделанные в ходе поездки на станциях Мирный, Пионерская, Восток и теплоходе «Кооперация», позднее вошли в качестве иллюстраций в книгу Игоря Рубана «Без темных очков». По собранным в плаваниях и поездках этюдам И. Рубан написал семнадцать полотен для аудиторий и кабинетов Географического факультета для главного здания МГУ. В Музее Арктики и Антарктики многие темы экспозиции решаются с помощью его картин, специально написанных для музея.
Рубан И.П. "На подходе к Мирному. «Обь» и «Кооперация» в припае. Антарктида. Из серии "Калининград-Антарктида". 1957 год". Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 16989255).
Из книги И.П. Рубана "В глубь Антарктиды"
«С 1955 года, по решению Международного комитета по проведению международного геофизического года, Советский Союз вместе с другими государствами приступил к планомерному выполнению трудной и почетной работы — всестороннему изучению Антарктиды. В начале следующего года первая комплексная антарктическая экспедиция Советского Союза, под руководством М. М. Сомова, высадилась на Барьер Отважных берега Правды в море Дейвиса и организовала полярные станции: Мирный, Пионерская и Оазис Бангера.
Мне довелось быть участником второй континентальной антарктической экспедиции, возглавляемой А. Ф. Трешниковым, в 1956—1957 годах.
Сорок с лишним суток, проведенных в открытом океане, приучили нас, как степных жителей, к простору и дали горизонта.
Однако безграничная ширь ледяного континента поразила нас, как только мы ступили на него. За пределами Мирного оказываешься во власти не вмещающихся в наши представления расстояний.
Каждый день приносит все новые и новые впечатления, убеждая нас, что Антарктида ни с чем не сравнимая страна, с совершенно особой природой. Какими средствами удастся ее показать — это скажет будущее. Пока только можно утверждать, что она обогатит искусство новыми образами и представлениями...»
Рубан И.П. "Впереди санно-тракторного поезда. Антарктида. Из серии "Калининград-Антарктида". 1957 год". Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 16989266).
На фото: начальник аэрометеорологического отряда 2-й САЭ Оскар Григорьевич Кричак (слева).
Оскар Григорьевич Кричак (08 ноября 1911, г. Константиновка, Екатеринославской губернии, Российской империи (ныне Украина) — 03 августа 1960, пос. Мирый, Антарктида) — известный советский метеоролог, внесший значительный вклад в организацию и развитие экспериментальных и синоптических исследований атмосферных процессов, участник 2-й и 5-й Советских антарктических экспедиций. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Красной Звезды (1944), медалями «За оборону Москвы», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Интересные факты
В 1940 г. О.Г. Кричак завершил подготовку диссертации, которая была посвящена типизации синоптических процессов над Европой. Эта работа приобрела особую важность в военное время как методическое пособие для составления оперативных прогнозов в условиях ограниченности информации.
С самого начала Великой Отечественной войны О.Г. Кричак в Красной Армии и в ответственный период обороны Москвы назначается начальником Главной авиационно-метеорологической станции (ГАМС), которая составляла прогнозы погоды для обслуживания авиации. Для оперативной работы ГАМСа требовались данные зондирования атмосферы, выполняемого аэрологической обсерваторией, а для активных действий нашей авиации — и разведка погоды. Прогнозы погоды составлялись при непосредственном участии Оскара Григорьевича. В их числе прогноз на 7 ноября 1941 года — день проведения парада в Москве на Красной площади. В начале ноября в Москве стояла безоблачная погода, способствовавшая постоянным налетам вражеской авиации. В таких условиях проводить парад означало рисковать жизнью многих людей. Окончательное слово было за синоптиками, а они ждали приближения теплого фронта с обширной зоной облачности и осадков. Прогноз оказался точным, и парад удалось успешно провести.Наряду с напряженной работой[2-й САЭ], Оскар Григорьевич, будучи от природы музыкальным человеком, игравшим на различных инструментах, взялся руководить самодеятельностью. Он организовал инструментальный ансамбль "Сосулька". Исполнялись песни советских композиторов, а также песни (более десятка), сочиненные Кричаком на слова участника экспедиции журналиста А.А. Введенского. Наиболее популярными стали "Антарктический вальс" и романс "Белый айсберг" (см. раздел Песни Антарктики).
Оскар Григорьевич Кричак трагически погиб во время 5-й САЭ. В ночь на 3-е августа 1960 года в доме аэрометотряда возник пожар, который унес жизни Оскара Григорьевича и семерых полярников. Они были похоронены на кладбище Мирного — на острове Буромского, одном из островов группы Хасуэлл.
Именем Кричака названа бухта, 68 град. 28 мин. ю.ш.,151 град. 16 мин. вост. долг., на северном побережье Земли Виктории (Берег Георга V). На карте Антарктиды появился также ледник Кричака (73 град. 02 мин. ю.ш., 68 град. 29 мин. вост. долг.).
«Обь» и «Кооперация» в Антарктиде. Художник Игорь Рубан.
«Поход советских исследователей в глубь Антарктиды» (газета "Водный транспорт" от 14 февраля 1957 года).
В начале февраля 1957 года Н. Шмаков отправился с группой профессора Шумского на санно-тракторном поезде в глубь Антарктиды.
Фильмы, снятые во время 2-й КАЭ:
1957 — На шестом континенте (экспедиции по исследованию геофизического состояния Антарктиды. Исследования синоптиков со станции «Мирная». Обследование континентального шельфа на борту дизель-электрохода комплексной экспедиции «Лена»); производство: ЦСДФ; режиссер В. Ешурин; операторы: В. Ешурин, Н. Шмаков; автор текста: А. Марьямов; диктор А. Задачин; композитор Ю. Ефимов; музоформитель Д. Штильман, звукооператоры: Д. Овсянников, С. Ключевский; консультант профессор К. Марков
1958 — В глубь ледяного континента (фильм рассказывает о второй антарктической экспедиции под руководством А.Ф. Трешникова); производство: ЦСДФ; автор-оператор Н. Шмаков; монтаж режиссера З. Фоминой; автор текста О. Строганов; диктор Л. Хмара; звукооператор В. Нестеров
На фото Николай Шмаков (сидит в центре с фотоаппаратом) с членами съемочной группы.
Николай Трофимович Шмаков умел увидеть в обычном необычное, снять удивительный пейзаж, дождаться такого состояния погоды, которое бывает только один миг, придумать приспособление к кинокамере «Конвас» и этим расширить свои творческие возможности. Все эти черты наиболее полно раскрылись в последующих его работах.
Одной из таких работ стал кинофильм «Удивительное рядом». Сценарий был написан Сергеем Образцовым. Оператор проявил изобретательность, удивительное трудолюбие! Например, нужно было снять муху. Да, обыкновенную муху, которая умывается утром. В качестве наркоза был взят медицинский эфир. Муху сажали под стеклянный колпак. На блюдечке подносили немного эфира, и его пары усыпляли муху. Экспериментально устанавливалось время наркоза. Предварительно мухе замазывали глаза каплей варенья. И вот, на экране кадр: муха на веточке, она просыпается, начинает умываться, прихорашиваться. В обыкновенной мухе мы находим важное открытие: она такая же часть природы, как и мы сами. Эти кадры удивляют нас и тем самым пробуждают в людях любовь ко всему окружающему – к природе. Порой за суетой жизни мы не видим того прекрасного, что существует в обыденном, рядом с нами, вокруг нас. Это вечная тема, переходящая из поколения в поколение, и нужно стараться с детских лет прививать любовь к окружающей нас природе, к жизни, а значит, и к человеку.
(Источник: реферат студента V курса операторского факультета ВГИКа Георгия Завьялова)
Полнометражный документальный фильм «Удивительное рядом» вышел на ЦСДФ в 1962 году.
Премьера фильма состоялась 5 марта 1963 года в Москве в кинотеатре «Центральный» (находился на углу улицы Горького и Пушкинской площади).
Фильм вошел в список "наиболее интересных документальных фильмов, снятых в бывшем СССР", составленный Людмилой Джулай (источник: сайт ВЕРТОВ.RU)
На фото: оператор Николай Шмаков и режиссер Павел Русанов на съемках полнометражного документального фильма "Сергей Есенин". 1965 год".
1965 — Сергей Есенин (к 70-летию со дня рождения Сергея Есенина); режиссеры: П. Русанов, Б. Карпов; операторы: Н. Шмаков, П. Русанов; музыка А. Холминов; асс. оператора: Г. Завьялов
Русанов Павел Васильевич (01 (14) августа 1909, с. Сергеевка — 23 марта 1994, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Член СК СССР с 1957 года. Награжден орденами и медалями.
В кино с 1930 года — асс. оператора, с 1934 — оператор Московской кинофабрики «Союзкино» / Москинокомбината.
В 1933 году окончил операторский факультет ГИКа.
С 1935 — оператор Хабаровской базы «Союзкинохроники» / Дальневосточной студии кинохроники. Участвовал в съёмках боёв у озера Хасан — фильм «Слава героям Хасана».
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.
С декабря 1945 — корреспондент Дальневосточной студии кинохроники.
С мая 1946 — корреспондент Северо-Кавказской студия кинохроники.
С марта1949 — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1968 году на кинофестивале в Монте-Карло П.В. Русанов был награжден "Золотой нимфой" за документальный фильм «Слово об одной русской матери».
Фото: "На съёмках фильма «Сергей Есенин». На фото: Николай Шмаков и Георгий Завьялов (справа). Фото из личного архива Г. Завьялова.
В Баку снимался эпизод «Персидские мотивы». Нужно было создать романтический образ Персии. Для этого решили снять дворец Ширваншахов, находившийся в крепости. Съёмка происходила в режимное время. Были заказаны на Бакинской студии художественных фильмов «диги» и две передвижные электростанции.
Кинокамера «Дебри» стояла на крыше небольшой постройки. Подходило время съёмок, поставили свет, проверили электростанции – кажется, всё в порядке. И вот наступает режимное время, бегу узнать, в чём дело, почему не включают в назначенное время свет. Во дворе всё спокойно, осветители играют в нарды. По моей команде заработали движки, замигали «диги». Время идёт. Николай Трофимович снимает план-заготовку, чтобы в последующей работе второй экспозицией вставить в этот кадр луну. Съёмка кончилась. Подходим к бригадиру осветителей. Он говорит: «Ну, как прошло освоение?» «Какое освоение? – Отвечаем мы, – когда съёмка произведена?» На его лице недоумение – для них, работающих в художественном кино, просто непривычна такая быстрота в работе.
(Источник: реферат студента V курса операторского факультета ВГИКа Георгия Завьялова)
Завьялов Георгий Георгиевич (род. 07 июля 1939 года в Москве) — оператор-документалист. Член КПСС с 1987. Член СК СССР — СК России.
С 1962 — ассистент оператора, с 1980 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Ученик кинооператора Шмакова Николая Трофимовича.
В 1980 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская П. Ногина, В. Контарёва).
С марта 1994 — оператор Российской Центральной студии хроникально-документальных и учебных фильмов (РЦСДФ).
Премьера полнометражного художественно-документального фильма «Сергей Есенин» состоялась 26 марта 1966 год в кинотеатре «Москва» на Триумфальной площади.
Премьера полнометражного документального фильма «Крестьяне» состоялась в кинотеатре «Октябрь» 5 апреля 1971 года во время XXIV съезд КПСС, который проходил в Москве в период с 30 марта по 9 апреля 1971 года.
Фильм снимали в колхозах — «Большевик», имени Кирова, имени Жданова и других хозяйствах в Белгородской области, Краснодарском крае, на Украине и в Белоруссии.
На фото: оператор Николай Шмаков, водитель Борис Трофимов.
Премьера документального фильма «Строкой "Правды"», снятый к 60-летию газеты "Правда", состоялась 4 мая 1972 года в зале Хроники кинотеатра «Россия».
На фото (справа налево): операторы Н. Шмаков, А. Истомин, Г. Завьялов, осветитель Никифоров. Фото из личного архива Г. Завьялова.
Истомин Александр Сергеевич (01 февраля 1921, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — 24 ноября 1993, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Член СК СССР.
В 1949 году окончил операторский факультет ВГИКа.
В 1945 году в числе нескольких студентов ВГИКа (с М. Поповой, Ю. Селивановым и др.) был направлен в Германию корреспондентом 1-го Украинского фронта, где снимал демонтаж военных предприятий.
В 1938 — 1941 — ассистент оператора киностудии "Мосфильм".
В 1949 — 1992 — ассистент оператора (работал с оператором Владимиром Ешуриным), затем оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Весной 1954 года с группой кинооператоров ЦСДФ снимал в Арктике — на станции «Северный полюс-3».
Фото: Николай Шмаков у плаката «Трудные дороги мира» (1974). Фото из личного архива Г. Завьялова.
Фото из личного архива Г. Завьялова.
1977 — Я сын твой, Москва (фильм рассказывает о москвичах разных поколений); авторы сценария: В. Игнатенко, И. Бессарабов, А. Кочетков; режиссеры: А. Кочетков, И. Бессарабов; главный оператор А. Кочетков; операторы: А. Кочетков, В. Ловков, О. Лебедев, В. Микоша, Ю. Оржеховский, Ю. Орлов, И. Филатов, Н. Шмаков; композитор Д. Тухманов; редактор Н. Персидская; редактор кинолетописи М. Калашникова; звукооператор В. Георгиевская; асс. режиссера: Т. Леонтьева, Т. Чистякова; директор картины Т. Кононова
Съемочная группа фильма «Сергей Есенин». 1965 год. На фото стоят (слева направо): П. Русанов, К. Садовников, Н. Шмаков, Б. Карпов; Г. Завьялов (сидит на фото).
Фотография к реферату студента V курса операторского факультета ВГИКа Георгия Завьялова: «ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КИНООПЕРАТОРА ЦСДФ Н.Т. ШМАКОВА».
Георгий Завьялов: Обобщая творческий путь оператора Николая Трофимовича Шмакова – известного мастера своей профессии и человека, отдавшего всего себя творчеству, обладающего большой любовью к природе, ко всему живому и доносящему эту любовь с экрана до зрителя, мне хочется вспомнить слова А. Довженко: «Волнует – значит, искусство», а творчество Н.Т. Шмакова волнует.