Последнее обновление: 02.07.2023.
Венц-Эйслер Константин Михайлович (04 (17) апреля 1901, с. Аргамаково (ныне Чембарский р-он, Пензенской обл.)[1] — 26 октября 1959, Москва) — оператор игрового, документального и научно-популярного кино. Член РКП(б) — КПСС (1920 — 1926 и с июня 1955 года)[2]. Член СК СССР с 1957 года.
Учился в художественном училище. В 1915 — 1917 — жудожник в театрах.
В 1917 — 1922 — в Красной Армии. Затем работал художником-декоратором в Пензенском театре драмы.
В 1924 году переехал в Москву, работал художником в студии Федора Шаляпина.
С марта 1927 — на киностудии «Межрабпом-Русь» / «Межрабпомфильм».
С июля 1929 — на Ялтинской кинофабрике «Востоккино» / «Востокфильм», кинофабрике «Таджикфильм».
С апреля 1935 — на кинофабрике (затем киностудии) «Мосфильм».
В 1942 году окончил операторский факультет ВГИКа.
Фронтовой оператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с 1943 года. Призыван Ленинския РВК, Ленинского района г. Москвы. Воинское звание: капитан, старший техник-лейтенант. Воинская часть: киногруппа 3-го Белорусского фронта (3 БелФ).
Снимал сюжеты для «Боевых киносборников» и СКЖ. На 3-м Белорусском фронте с июля 1944 г. После съемок в наземных войсках (десант автоматчиков, в танковой разведке, форсирование Немана) был переведен в киногруппу ВВС. Организовал и наладил работу узкопленочных кинопулеметов в 1-й воздушной армии, снимал сюжеты из боевой жизни авиачастей фронта.
Съемки Венца вошли в фильмы «Беларусь», «В логове зверя», «Кёнигсберг», «Берлин» и др.
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 88.)[2]
Письмо начальнику киногруппы 3-го Белорусского фронта А. И. Медведкину от оператора
Венца К.Н. В письме автор передает привет режиссерам Иосифу Посельскому и Сергею Гурову. Источник: Музей кино.
Награжден орденом Красной Звезды (1945), медалями «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
С 1945 — на киностудии «Мосфильм».
2-й курс ВГИКа. Осень 1956 года. На фото (слева направо): преподаватель Гарри Львовна Полонская, Рита Касымова, Лариса Шепитько (третья слева), Володя Чумак (стоит на фото), Константином Михайловичем Венц, Джемма Фирсова, Сильвия Сергейчикова. Фото из частного архива.
Преподавал во ВГИКе, доцент (1947).
В Музее кино хранятся дружеские шаржи на деятелей советского кинематографа, выполенные Константином Михайловичем Венцем.
Александр Медведкин. Шарж. 1937 год. Художник: Венц Константин Михайлович.
Источник: Музей кино.
Данных нет.
1927 — Человек из ресторана; режиссер Я. Протазанов; авторы сценария: Я. Протазанов, О. Леонидов; операторы: А. Головня, К. Венц; актеры: Михаил Чехов, Вера Малиновская, Иван Коваль-Самборский, Михаил Нароков, Степан Кузнецов, Михаил Климов, Андрей Петровский, К. Алексеева, Михаил Жаров, Раиса Карелина-Раич, Софья Яковлева, Софья Левитина, Виктор Громов
1928 — Потомок Чингисхана; игровой; производство: Межрабпомфильм; Авторы сценария: О. М. Брик, И. М. Новокшонов; режиссер В. Пудовкин; оператор А. Головня; оператор 2-й оператор К. Венц
1928 — Рыбаки Каспия
1929 — Стеклянный глаз (пародия на кинодраму; фильм, в какой-то мере направленный против штампов игрового кино и основанный на противопоставлении документальной и художественной кинематографии, представляет собой монтаж интересных, богатых по материалу документальных кадров. В картину включен игровой эпизод, пародирующий авантюрно-психологические кинодрамы и американские боевики тех лет; фильм сохранился без 4-й и 5-й частей); производство: Межрабпомфильм; авторы сценария и режиссеры: Л. Брик, В. Жемчужный; оператор: К. Венц (Эйслер); художник С. Козловский; актеры: Анатолий Головня, Вероника Полонская, Николай Прозоровский, А. Здрок, Е. Гвоздиков, И. Цитринник
1929 — Москва Советская; полнометражный (11 частей; учетный № в РГАКФД: 1468); производство: «Межрабпом-фильм»; режиссер В. Жемчужный; операторы: К. Венц, С. Геворкян, Г. Кабалов, П. Мосягин, В. Пронин
1930 — Татарстан (1-я часть: Страна четырех рек; 2-я часть: Земля не кормит; 4-я часть: На переломе; 6-я часть: Обновленная земля) (вошли кадры хроники до 1917; 1918-1920 гг., а также съемки 30-х годов); полнометражный (11 частей; учетный № в РГАКФД: 1459); производство: «Востоккино»; режиссеры: В. Дубровский, К. Поздняков: операторы: Я. Анощенко, К. Венц, Б. Франциссон
1930 — Железная бригада (о борьбе с бюрократами и вредителями на строящемся литейном заводе во времена первой пятилетки; фильм не сохранился); режиссеры: Д. Васильев, М. Вернер; оператор К. Венц; актеры: Анатолий Кторов, Нато Вачнадзе, Александр Громов, Дмитрий Консовский, А. Малеев, А. Нечаев, Александр Тимонтаев, Э. Олибол, Василий Ковригин, Д. Мощевитин, А. Сафрошин, М. Виноградов, Вера Попова
1930 — Керченский фронт (Территория Керченского завода. Рабочие за прокладкой железнодорожных путей. Доставка угля из Донбасса на пароходах. Подача угля в коксовые печи. Подача кокса к доменному цеху. Пуск домны № 2. Митинг на заводе по случаю пуска домны. Строительство домны № 3. Выплавка чугуна, разливка чугуна); производство: Ялтинская кинофабрика Востоккино; автор сценария Ермолинский; режиссер Вернер; оператор Венц
1931 — Два ключа; игровой
1931 — Джут (о классовой борьбе в казахских кочевьях в конце 1920-х годов); игровой; полнометражный; производство: Востокфильм (Ялта); авторы сценария: Сергей Ермолинский, Михаил Каростин; режиссер М. Каростин; операторы: М. Слащев, Ф. Шах, К. Венц
1932 — События в городе Сан-Луи (Стачка); игровой; производство: Арменкино; авторы сценария: Сергей Ермолинский, Илья Чубар; режиссер Михвил Вернер; оператор К. Венц
1933 — Тоннель; игровой
1934 — Живой бог (фильм рассказывает о разоблачении религиозной секты исмаилитов, возглавляемой принцом Ага-ханом ("живым богом"), который был принят при дворе английского короля и помогал английским колонистам укреплять власть в Таджикистане. Действие картины происходит в 1916—1926 годах); игровой; производство: киностудия "Таджиккино"; режиссер Михаил Вернер; автор сценария: Сергей Ермолинский; оператор Константин Венц; актеры: Максим Штраух, Александр Чаргонин, Лев Фенин, Иван Лагутин, Г. Магдусиева, Мухтар Дадашев, Н. Арнольди, Н. Орлов
1935 — Рыцари гусиного пера; игровой
1936 — Зори Парижа; игровой
1937 — Друзья-товарищи; игровой
1937 — Поколение победителей; игровой
1939 — На дальней заставе (о жизни советских пограничников); игровой; производство: СТАЛИНАБАДСКАЯ киностудия; режиссер: Евгений Брюнчугин; автор сценария: А. Пунченок; оператор: Константин Венц (Эйслер); композитор: Даниил Покрасс; художники: Петр Галаджев, Михаил Карякин; актеры: Всеволод Блюменталь-Тамарин, Асли (Аслиддин) Бурханов, Александр Баранов, Асад Исматов, Константин Нассонов, Х. Бабаханова; Фильм был подготовлен к выпуску, напечатан тираж (250 копий), но не вышел на экран
1941 — Мужество; игровой; в титрах не указан
1942 — Беларусь
1945 — Восточная Пруссия; операторы: Пискарев, Вдовенко, Панов, Зенякин, Н. Лыткин, Беров, Дульцев, Венц, Е. Лозовский, А. Крылов, братья Алексеевы, Минкевич
1945 — Кёнигсберг; реж.: Ф. Киселев; операторы: киногруппа 3-го Белорусского фронта
1945 — В логове зверя (разгром немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); реж.: Я. Посельский; операторы: А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, В. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов, А. Медведкин, М. Трояновский; К. Венц (?)
1945 — Берлин (фильм создан при участии Штаба и Политуправления 1-го Белорусского фронта); полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; текст: Н. Шпиковский; монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; композитор: Д. Шостакович; директор фильма: И. Хмельницкий; вторые директоры фильма: А. Кузнецов, М. Бессмертный, Н. Мельников; режиссёры киногруппы 1-го Белорусского фронта: Н. Шпиковский, Э. Волк, А. Усольцев; редактор: В. Попов; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин; начальники фронтовых групп: Л. Сааков, М. Ошурков; ассистенты режиссёра: З. Тулубьева, Н. Панкина, Н. Соловьёва; текст читает: Л. Хмара; графическое оформление: И. Нижник; музыкальное оформление: А Ройтман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич, К. Никитин; Главный консультант: генерал-майор С.П. Платонов
1945 — Легкая атлетика
1947 — Полесские Робинзоны; игровой
1955 — Храбрый заяц; мультфильм; режиссер: Иван Вано; рукводитель съемок в павильоне: К. Венц
1974 — Освобождение Советской Белоруссии (о наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943-1944 гг.); авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф. Садкович; режиссер: В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, И.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шолмович
Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов.
Занимаясь атрибутацией фотографий Михаила Афанасьевича Булгакова, я заинтересовался фотосессией, исполненной фотографом и оператором Константином Михайловичем Венцем 27 февраля 1940 года (год високосный), за 12 дней до смерти М.А.[Булгакова] Константин Михайлович был приглашён Еленой Сергеевной Булгаковой по рекомендации Сергея Александровича Ермолинского, давнишнего друга семьи. Ермолинский и Венц часто сотрудничали на поприще кинематографа, Ермолинский сценаристом, Венц оператором. С.А. Ермолинский в будущем написал сценарий фильма " Неуловимые мстители"и т.д. Константин Михайлович преподавал долгие годы во ВГИКе. В последние годы он отошёл от операторской работы, в довоенные же годы создал массу хороших фильмов.[...]
Евгений Пажитнов, краевед, Источник
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 161-162); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 682-683). Фотографии: ГОСКАТАЛОГ.РФ. Данные о наградах и фотография: информационного портала Министерства обороны РФ «Память народа».