Станислав ЗАМОЙСКИЙ

организатор кинопроизводства

Полное имя:
Станислав Андреевич ЗАМОЙСКИЙ

Профессии:
организатор кинопроизводства

Краткая биография

Материалы, связанные с жизнью и профессиональной деятельностью С. А. Замойского предоставлены иcториком, к.и.н., доцентом кафедры теории и истории государства и права Академии труда и социальных отношений О. И. Капчинским. В подготовке публикации принимал участие к.т.н. В. Ю. Буравцев.

Последнее изменение 07.08.2025.

Замойский Станислав Андреевич (1880, местечко Ржищев (Ржищів), Киевской губернии, Российской империи — 1929) — кинодеятель, организатор кинопроизводства. Участник революции 1905 года.

Окончил гимназию, затем морское училище, по специальности — морской топограф. Работал на судах гражданского флота. 
В кинематографии с 1910 года. В 1910 — владелец кинотеатра «Прогресс» в Архангельске[1].

До ноября 1912 — директор Петербургского отделения торгового дома «Д. Доуни и Ко»; с ноября 1912 по февраль 1913 — директор торгового дома «Д. Доуни и Ко». В связи с ликвидацией своего дела — торгового дома «Д. Доуни и Ко», директор Московского отделения английского акционерного общества «М. П. Сельзъ Эдженси» (М. P. Sales Agency, Ltd., London) с февраля 1913 года[2].


С марта 1913 — директор, член правления синематографического товарищества «А. С. Штерн и Ко», куда вошло Московское отделение акционерного общества «М. П. Сельзъ Эдженси».
В 1914 – 1915 — доверенный в Петрограде, заведующий Петроградским отделением прокатной конторы «Торговый дом "Г. И. Либкен, А. Я. Брайген и Ко"».
С мая 1915 по декабрь 1916 — главноуправляющий кинематографическим отделом АО «Биохром»[3], с декабря 1916 по ноябрь 1917 — директор-распорядитель АО «Биофильм», входил в число пайщиков «Биофильма»; для изучения кинодела и перенятия опыта западноевропейской кинематографии совершил поездку в Европу.
Организатор и инициатор открытия киноателье АО «Биохром» в июле 1916 года в Петровском парке в Москве, с этого времени «Биохром» стал выпускать собственные кинокартины.
Организовал отделение рационального проката АО «Биохром» в Екатеринбурге (январь-февраль 1916 г.) для обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока.

В январе 1917 года совместно с В. Н. Полубинским был учредителем Товарищества Петроградских владельцев кинотеатров и кинодеятелей, вошел в состав правления Товарищества.
В 1917 – 1919 — владелец собственной прокатной кинематографической конторы «С. Замойский и Со» в Петрограде.
В 1919 – 1922 — заместитель председателя Петроградского окружного фотокинокомитета (ПОФКО), уполномоченный кинобюро ПУРаРВСР, особоуполномоченный Коминтерна, ответственный комендант ударной группы Коминтерна на Украине.
С ноября 1922 — директор Московского отделения Северо-Западного областного фотокиноуправления «Севзапкино»[4].
В марте 1924 года назначен директором производства «Севзапкино» с сохранением должности заведующего Московским отделением.
В 1924 – 1925 — заведующий прокатной конторой Центрального государственного фотокинопредприятия «Госкино».
В 1925 – 1927 — директор Первой электро-киномеханической фабрики Госкино «Маевка»; за время работы добился рентабельности предприятия.
С 05 августа по октябрь 1925 — по совместительству коммерческий директор кинопредприятия «Культкино»[5], назначен на основании распоряжения С. А. Бала-Доброва; член правления «Узбекгоскино»[6].

_____________________________
1.  Кинотеатр "Прогресс" находился на Соборной улице (ныне ул. Карла Либкнехта), "в нём зрители могли не только насладиться киноновинками, но и перекусить". (Источник: АиФ Архангельск)
2. Т/д Доуни и Кº ликвидировал свое дело. Весь пассив и актив его перешел к фирме A. Sales Ag., которая открыла свою контору на Тверской, в доме № 29. Директором в новой конторе остался г. Замойский. (Источник: журнал синематографии СИНЕ-ФОНО № 10 от 02 февраля 1913 г.; с. 24)
3. В 1914 году, с целью развития цветного кинематографа и цветной печати, несколькими крупными промышленниками при непосредственном участии фотографа, химика и общественного деятеля С. М. Прокудиина-Горского было учреждено акционерное общество «Биохром», которому были переданы имущественные права на коллекцию Прокудина-Горского;  общество в числе прочего, предлагало услуги по печатанию чёрно-белых и цветных фотографий.
4. 
Северо-Западное областное фотокиноуправление («Севзапкино») было создано в 1922 году на базе ликвидированного Петроградского окружно­го фотокиноотдела (ПОФКО). После ликвидации «Севзапки­но» на его базе и на базе киноконторы «Кино-Север» создано «Ленинградкино». В 1923 — 1925 годах также работало Московское отделение. (Источник: Братолюбов С.К. «На заре советской кинематографии : Из истории киноорганизаций Петрограда – Ленинграда 1918–1925 годов» (1976)
5. Кинопредприятие «Культкино» создано в 1924 году; после ликвидации в 1926 году влито в Фото-Кино-промышленный трест «Госкино»; в 1929 году в «Совкино» — Фабрика культурфильм «Совкино»; с 1930 года в «Союзкино» — Фабрика культурфильм «Союзкино»; в 1931 году передана Московской студии треста «Союзкинохроника». (Источник: справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я»; составитель В. Горбатский; ред. А. Дерябин)
6. В 1924 году создано создано товарищество «Бухкино» (Бухара) совместно «Севзапкино» (Ленинград); поселе леквидации на базе «Бухкино» и прокатной конторы «Туркгоскино» (Туркменская гос. киноконтора Наркомпроса ТССР, существовала с 1923 года) в 1925 году 
создано  Центральное государственное кинофотопредприятие УзССР, затем Узбекский государственный фотокинотрест («Узбекгоскино»). (Источник: справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я»; составитель В. Горбатский; ред. А. Дерябин)

Семья

Родился в семье служащего. Поляк по национальности. Происхождение: из дворян.

Имел двоих детей и двух братьев.
Брат — Замойский Флориан Андреевич (1880-?)
Жена — Замойская (урожд. Илгина) Павла Афанасьевна (1892-?),
родилась в Архангельске, актриса.
Дочь — Замойская Зинаида Станиславовна (1910-?), родилась в
Архангельске; с 1920 по 1927 год училась в средней школе-семилетке в Москве; с 30 декабря 1944 года и по 1950 год (включительно) — старший экономист финотдела Комитета по делам кинематографии (Госкино СССР).

Источники информации

ГА Москвы .Ф. 1607. Госуд. электромехан. фабрика Госкино "Маевка".
Оп. 1. Д. 175. Л. 53-54, 64, 81,450.
ЦГА Москвы. Ф. 1607. Оп. 1. Д. 57. Л. 64, 77.
РГАЛИ. Ф.989. Оп. 1. Д. 506.Л. 263-263 об.,376.
РГАЛИ. Ф.2456. оп. 11. Д. 140. Л. 26.
РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 12. Д. 496. Л.4-5.
"Сине-фоно" 1910: № 21 С.10; 1913: № 1 С. 30, № 10 С. 24, № 12 С. 24;
1914: № 1-2 С. 3; 1915: № 1 С. 60, № 14-15 С. 77-79; 1916: № 5-6 С. 78,
№ 13-14 С. 46, № 19-20 С. 71; 1917 № 7-8 С. 80 № 9-10 С. 68-70; 1918: № 1-2 С. 4.
"Кино-газета" 1924 № 13 С. 2