Опубликовано: газета «Культура» № 27 (7588), 12 - 18 июля 2007 года. Автор: Юрий Ивановский.
В 2007 году Самарская студия кинохроники отметила 80-летие и стала частной собственностью. Ее на торгах купил самарец Петр Берлянд. Мы решили поинтересоваться, как сейчас обстоят дела на студии, продолжает ли она активную работу, снимаются ли новые фильмы.
Некогда оживленные коридоры и комнаты студии кажутся вымершими. Столь не свойственный этому учреждению простой длится здесь давно. Если смотреть правде в глаза, киностудии как таковой уже нет. Цех обработки закрыли еще несколько лет назад: на 35-миллиметровую черно-белую пленку теперь не снимают. В связи с этим ушли и заказчики, приносившие ранее студии дополнительный доход. Пылятся на складе не выдержавшие конкуренции с видеокамерами старые "Конвасы". Да и вся остальная аппаратура отжила свой срок и годится скорее для музея, чем для работы.
Когда-то Самарская студия кинохроники работала на все Поволжье, потом - на пять областей: Самарскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Пензенскую и Ульяновскую. В штате было 15 операторов и 6 - 7 режиссеров. Но уже два-три года, как штат сотрудников сокращен до минимума, который уже не может обеспечить нормальную работу съемочных групп. Да их и нет, этих групп. О режиссерах осталась только память, операторы разбрелись по телестудиям. О зарплате лучше не говорить. У главного редактора студии она составляет две с половиной тысячи рублей. Неудивительно, что в некогда престижную студию, куда без вгиковского диплома устроиться можно было только в виде исключения, молодежь сегодня не приходит совсем. Единственный, кто еще не доработал до пенсии, - директор студии Александр Безуглов. Он, кстати, смотрит в будущее довольно оптимистично:
— Насколько я знаю, г-н Берлянд не собирается ничего кардинально менять в работе студии. Кто же захочет закрыть студию с такой легендарной историей? История у студии действительно давняя и заслуживающая уважения. Она была основана в 1927 году. За эти годы сняты сотни фильмов, многие из которых показывались на кинофестивалях в разных странах мира и получили высокую оценку. А сколько сотрудников студии работали на фронтах Великой Отечественной. Например, операторы Александр Казначеев, Николай Киселев и Николай Голубев прошли всю войну, снятые ими кадры вошли в знаменитые фильмы "Великая Отечественная...", "Битва за Кавказ" и другие.
— До самого Берлина дошли самарские операторы, - продолжает главный редактор студии Борис Кожин. - Николай Киселев снимал акт подписания капитуляции в Берлине. Такие кадры - национальное достояние. Конечно, наши операторы работали во время войны не только на фронтах, но и в Куйбышеве. В 1941 - 1942 годах сюда была эвакуирована Центральная киностудия документальных фильмов. Сотрудники просто не выходили со студии, работы было много. А по вечерам смотрели военные кинотрофеи - немецкую хронику. Помнит наша студия и Алексея Толстого, и Дмитрия Шостаковича, и многих других выдающихся людей.
К сожалению, в этом году на студии еще не сняли ни одного фильма, потому что нет финансирования. Согласно Указу "О реорганизации федеральных государственных киностудий", подписанному Президентом В.В. Путиным в 2001 году, все киностудии преобразованы в открытые акционерные общества. То есть государство сняло с себя заботу об их содержании. После реорганизации киностудии выставлялись на торги. Разумеется, предварительно государство устанавливало стоимость, ниже которой продавать киностудию было нельзя. По такой же схеме развивались события и на Самарской студии кинохроники. По словам Реналя Мязитова - помощника руководителя по связям с общественностью и СМИ филиала Российского фонда федерального имущества в Самарской области, когда студию выставили на торги, приобрести ее хотели многие. Однако когда стала известна ее высокая цена (государство оценило студию в 53 миллиона рублей), из всех претендентов остались только двое - Петр Берлянд и одна из самарских бизнес-леди. В результате победу на торгах одержал г-н Берлянд. Теперь студия принадлежит частному лицу, поэтому при желании она может быть им продана еще кому-нибудь, причем как целиком, так и по частям. На территории студии может быть открыто другое учреждение, даже магазин или игорный дом.
— Есть и другая проблема, - считает г-н Кожин. - Если сейчас кто-нибудь захочет создать документальный фильм с использованием кадров, сделанных сотрудниками Самарской студии кинохроники, придется платить очень дорого. Во время постперестроечной реорганизации каждая студия страны превращалась в ОАО, но при этом все, что было снято ею за время предыдущей работы, весь ее кинофонд по-прежнему принадлежал государству. К сожалению, самарский кинофонд не получил от государства ни копейки, чтобы содержать это национальное достояние. Затем на государственном уровне было принято следующее решение: организовать три кинофонда - в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. И теперь все свои пленки мы отдаем в Москву. Это огромное количество. Например, киножурнал "Современник" с 1983 года выпускался еженедельно, много разных других документальных фильмов, снятых в период с 1963-го по 1990 год. Те фильмы, которые были созданы еще с 1927-го по 1963 год, уже раньше были переданы в государственные хранилища. В советское время раз в 3 - 4 года создавалась специальная комиссия, которая приезжала на каждую студию страны и отбирала материал "для стратегического хранения". Он поступал в несколько кинофондов, находящихся в разных регионах России: в подмосковном Красногорске, во Владимире и в Тюменской области. Эти кинофонды были специально разбросаны по всей стране именно для того, чтобы в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств уникальный киноматериал не погиб. Пленки там хранились в особых условиях. Именно благодаря этому могли выйти такие картины, как "Великая Отечественная...", "Летопись полувека", и другие значительные кинопроизведения, где использовались совершенно уникальные материалы. Когда началась перестройка, кинофонды во Владимире и Тюменской области прекратили свое существование и все пленки были свезены в Красногорск. Он стал хранителем национального кинодостояния, и теперь создателям новых документальных фильмов и телепрограмм продает этот материал по астрономической цене - от 14 до 20 долларов за секунду.
В то, что Самарская студия кинохроники сможет вновь встать на ноги, ее главный редактор не верит:
— Игровой кинематограф может существовать и иметь какие-то доходы, но у неигрового кино (научно-популярные, документальные, мультипликационные фильмы) такой возможности нет. Телевидение за прокат таких фильмов денег не дает. Во всем мире неигровой кинематограф находится на содержании или у государства, или у крупной киностудии. Мы не можем существовать иначе, мы организация не для зарабатывания денег. Одно время нас поддерживал областной бюджет. Однако года с 1997-го и эта помощь прекратилась. Сейчас материальная поддержка от правительства Самарской области, Министерства финансов и Министерства культуры есть, но она нерегулярна. Например, выделяют деньги для создания "Кинолетописи Самарской губернии". В прошлом году было снято несколько таких фильмов, в этом - пока ни одного. А ведь студия должна работать ритмично, постоянно что-то делать. Правда, обещали, что с 2008 года в областном бюджете будет предусмотрено постоянное финансирование студии. А ведь для ее содержания нужны не очень большие деньги - 2,5 - 3 миллиона рублей в год, чтобы мы продолжали полноценную работу.