Навести порядок в студии Мосфильм

Газета «Советское искусство» № 50 (396) за 29 октября 1937 года.

Материал опубликован в газете «Советское искусство» № 50 (396) за 29 октября 1937 года (с. 6). Источник: ЭЛЕКТРОНЕКРАСОВКА.

Недавно состоялось длившееся три вечера с общее собрание творческой секции студии Мосфильм.

Пожалуй, впервые за много лет работники студии так открыто, искренне и горячо говорили о болезнях своего производства. Совсем недавно раскрылась главная причина того, что крупнейшая кинофабрика Союза не выполняет своего производственно-художественного плана. В студии, оказывается, долгое время орудовали ныне разоблаченные враги народа — в том числе и бывший директор студии, планомерно подготовлявшие развал этого крупнейшего нашего кинопредприятия.

В результате проводившейся системы вредительских действий студия Мосфильм пришла к юбилейному 1937 году в состояние, близкое к полному краху. Вредители «намечали» производство 15 картин в год и заявляли, что это предел возможностей фабрики. Но даже и этот вредительски заниженный план выполнен в этом году меньше, чем наполовину.Ведущие режиссеры фабрики весь этот год были обречены на безделье. В этом году не снимали картин режиссеры Дзиган, Барнет, Рошаль, Строева, Райзман, Пудовкин и ряд других.Руководители студии истошно кричали о сценарном голоде. Этим, видимо, они надеялись оправдать гигантские «сценарные расходы», составившие за 10 месяцев этого года 744 тысячи рублей.

519 тысяч рублей стоил явный «сценарный брак». Руководство сценарным фондом дирекция поручила В. Россоловской. Россоловская хищнически «расходовала» денежные фонды. 90 тыс. рублей выдано по ее приказу «сценаристу» Гольдбергу за несуществующий сценарий «Гейне». 20 тысяч рублей удалось выудить из фабричной кассы Ржешевскому. До сих пор на фабрике подвизается в качестве сценариста небезызвестный Николай Эрдман. В то же время при большой нужде в сценариях Мосфильм не использовал такие вполне пригодные для постановки сценарии, как «Амангельды», «Член правительства» и др., которые почему-то были переданы на другие кинофабрики.

11 миллионов рублей растрачено на техническую реконструкцию студии. Легко представить себе качество этой «реконструкции», если руководил ею подлый вредитель Сливкин. До сих пор благополучно пребывает на фабрике в должности главного инженера Мориц, также причастный к «технической реконструкции», проводившейся Сливкиным.

Бывший директор студии Мосфильма Соколовская всеми средствами пыталась снискать на фабрике всеобщее доверие, уважение режиссеров, которых она, как многие из них сами признались на собрании, задабривала «моральными взятками». Таким путем создавалась видимость «непререкаемого авторитета директора». Из студии изгнали режиссера Барнета только потому, что он не хотел, несмотря на все настояния директора, ставить политически вредный сценарий.

Деятельность Соколовской была откровенно направлена к тому, чтобы в кинопроизведениях оклеветать и оболгать советскую действительность.

Соколовская действовала не одна. Она опиралась в своей практике на таких людей, как Даревский — жулик и ловкий киноделец. Игнорируя операторский коллектив, Соколовская избрала себе в качестве советчика гнусного врага Нильсена. Известно, что Нильсен был годами связан тесной дружбой с рядом лиц на фабрике и главным образом с режиссером Г. Александровым. Г. Александров должен был помочь коллективу Мосфильма вскрыть плоды «деятельности» Нильсена и ликвидировать последствия вредительства. А вместо этого Александров на собрании пытался рассказывать о том, каким незаменимым специалистом был Нильсен и как он, Александров, стал его несчастной жертвой. Александров был, оказывается, «под гиппозом Нильсена». Он отошел от творческой среды и только одному Нильсену доверял «организовывать» и «оформлять» свои мысли. Почти все выступавшие на творческом совещании говорили о том, что Нильсен «представлял» в ГУК всю операторскую общественность. Он являлся важным «советником» начальника ГУК Б. Шумяцкого.

Такова печальная картина нынешнего состояния студий Мосфильм. Нужно решительно, по-большевистски взяться за расчистку и оздоровление этой крупнейшей нашей кинопроизводственной базы. Здесь на помощь ГУК обязан прийти в первую очередь Всесоюзный комитет по делам искусств.

Р. ЗВЕРИНА