Источник: Архив Александра Н. Яковлева / www.alexanderyakovlev.org. Баннер: "Тост за великий русский народ" М. Хмелько, 1947 г.
Текст выступления И.В. Сталина на приеме в Кремле в честь командующих родами войск Советской армии с авторской рукописной правкой
24.05.1945
Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.
Я, как представитель нашего Советского Правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа, и прежде всего русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура».)
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я пью за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, как руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я пью за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл, ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941—42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог бы сказать: ну вас к черту, вы не оправдали наших надежд, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.
Но русский народ на это не пошел, русский народ не пошел на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся.
Вот за это доверие нашему Правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!
За здоровье русского народа! (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты.)[1]
На каждом из двух листов документа слева на полях роспись зелеными чернилами «ИСт».
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1098. Л. 17—18. Подлинник. Машинопись с рукописной правкой (чернилами и карандашом).
Опубликовано: Невежин В.А. Застольные речи Сталина. Документы и материалы. М.; СПб., 2003. С. 470—472.
1. Отредактированный текст выступления И.В. Сталина, наряду с другими изданиями (впервые в «Правде» и «Известиях» за 25 мая 1945 г.), был опубликован также в сборнике: Пропаганда и агитация в решениях и документах ВКП(б). М., 1947. С. 500.
Отталкиваясь от сталинской здравицы в честь русского народа, партийные идеологи принялись конструировать идейно-политическую концепцию особой миссии русского (вариант: советского) народа в мировой истории. См.: Панкратова А.М. Великий русский народ. М., 1948; Шепилов Д.Т. Великий советский народ М., 1950.
Рассматривая тему «Сталин и русская идея», Е.С. Громов, исследовавший сталинские методы руководства литературой и искусством, заключает: «В ХХ столетии, в сталинскую эпоху, русская идея претерпела существенную метаморфозу. Из нее было вынуто не одно православие, но и открытость русского человека ко всему миру, к общечеловеческой культуре и ценностям. И все же нельзя не восхититься внутренней силой, многомерностью самой русской идеи, ее глубочайшей укорененности в исторической памяти нашего народа. Не обращаясь, пусть даже бессознательно, к русской идее, игнорируя ее, Сталин не мог править страной» (Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 171).
Подробнее о различных оценках выступления И.В. Сталина см.: Невежин В.А. Указ. соч. С. 462—469.