Докладная записка С. С. Дукельского В. М. Молотову

Об изъятии кадров «врагов народа» из советских документальных фильмов.

Источник: Кремлевский кинотеатр 1928-1953. Документы. — М.: РОССПЭН, 2005.


22 февраля 1938 г.

Сов. секретно

Председателю СНК СССР тов. Молотову В. М.

В процессе приемки дел Главного управления кинематографии (ГУК)[1], предо мною встали вопросы изъятия из проданных заграницу советских документальных фильмов и хроники кадров с заснятыми в них врагами народа. До сего времени в этом вопросе нет четкой и продуманной линии и вся работа в основном сводится к отдельным указаниям представительствам ГУКа заграницей и торгпредствам об изъятии тех или иных кадров из фильмов.

В США прокат наших документальных фильмов осуществляется нашей организацией Амкино, и поэтому изъятия производятся без особых затруднений. В Европе же наши документальные фильмы запроданы на разные сроки (от двух до пяти лет) различным кинопрокатным фирмам. По окончании сроков договоров эти фирмы обязаны либо возвратить фильмы нам, либо уничтожить.

До истечения срока, кроме фирм, с которыми по тем или иным причинам взаимоотношения теперь обострены, имеется возможность получать на несколько дней фильмы на просмотр и производить в них необходимые вырезки на месте заграницей. Для этой цели необходимо было бы отправить в ряд стран Западной Европы работника нашего представительства в Париже, знакомого с фильмовым делом и поручить ему на месте, в каждой стране, по согласованию с полпредами и с учетом местной политической обстановки произвести всю работу по изъятию. Однако необходимо заранее предвидеть, что вырезки могут нарушить музыкальное сопровождение фильма там, где это связано с фонограммой, и тем самым навести инофирмы на мысль о том, что нами производятся изъятия.

Остро стоит вопрос в отношении хроники, все эти годы направлявшейся за границу. Как в Европе, так и в Америке хроника покупается прокатными фирмами в полную их собственность. Каждый хроникальный сюжет показывается за границей примерно одну неделю, а затем обычно уничтожается. Однако инофирмы иногда хранят по многу лет в своих фильмовых архивах отдельные, наиболее важные, по их мнению, сюжеты. Поэтому мы исходим из того предположения, что отдельные кадры врагов народа могут храниться в архивах этих фирм. Обращение к этим фирмам с просьбой дать на просмотр нашу старую хронику, а тем более попытки изъять из этой хроники отдельные кадры могут неминуемо вызвать ненужные подозрения, а вслед за ними антисоветскую кампанию в прессе, шантаж наших организаций за границей и, нако- ней, выпуск на экраны в порядке сенсации, нашей старой хроники с врагами народа.

Неправильный подход уже дал свои плоды: при первых же обращениях к инофирмам, последние затребовали непомерно высокие валютные компенсации (Франция за фильм «Северный полюс» — 200 000 франков, Чехословакия — за ряд хроникальных сюжетов не определила суммы).

Считал бы целесообразным:

1) Придерживаться в деле изъятия за границей советских фильмов с кадрами врагов народа исключительно осторожной линии, проводя всю эту работу постепенно, под непосредственным руководством полпредов.

2) Отказываться вовсе от вырезок из наших документальных фильмов кадров с врагами народа в тех случаях, когда это в какой- либо степени грозит политическими осложнениями, могущими вызвать антисоветскую травлю в прессе, в фильмах и т. д.

3) Учитывая особые трудности в этой работе, поставить перед собой задачу вырезать из документальных фильмов, в первую очередь кадры с теми врагами народа, лица и имена которых известны за границей. Кадры же с неизвестными за границей лицами — врагами народа — вырезать только в тех случаях, когда это можно сделать с полной уверенностью, что эта работа не будет расшифрована инофирмами и не послужит материалом для очередной антисоветской кампании.

4) Учитывая, что наш интерес к хронике, проданной за несколько лет инофирмам в постоянное пользование, безусловно, вызовет попытки шантажа, не говоря уже о возможной антисоветской травле в прессе и выпуске для сенсации нашей старой хроники с кадрами врагов народа на широкий экран, считал бы целесообразным вовсе отказаться от попыток производить изъятия хроники, исходя из того, что показ старой хроники менее вероятен, чем показ документальных картин.

Прошу вынести по этому вопросу специальное решение.

Начальник ГУК С. Дукельский

 ГА РФ. — Ф. Р-5446. — Оп. 22а. — Д. 347. — Л. 8–11. 

_________________________________
1. В августе 1936 года Главное управление кинофотопромышленности (ГУКФ) было переименовано в Главное управление кинематографии (ГУК). (Источник: Кино: организация управления и власть. 1917-1938 гг. Документы)