Опубликованно в журнале «НОВЫЙ ЗРИТЕЛЬ» №15 за 1929 год.
Трагическая смерть Вячеслава Павловича вырвала из наших негустых рядов значительную, несомненно, фигуру строителя.
Вячеслав Павлович был человеком непреклонной, — но, к сожалению, с оттенком упрямства, воли и властного уклада. Быть может качества эти, неоценимые в боевой обстановке, не совсем подходили к временам мирным, и к требованиям работы во главе культурно-просветительного учреждения.
Вячеслав Павлович, кроме того, был в большей степени хозяйственник и в меньшей, пожалуй, степени культурник. И это обстоятельство не могло не сыграть своей роли в нарастании и развитии конфликта — столкновения между политикой председателя правления «ТеаКино-Печати» и требованиям нашей общественности и коллектива работников, группировавшихся в издательстве и вокруг него и его многочисленных периодических изданий.
Коллектив в таких случаях с полным право должен выправить ошибки, промахи, уклонения, которые может допустить отдельный человек. И. обычно, такое вмешательство коллектива не может не оказать воздействия благотворного, не может не сыграть роли глубоко воспитательной.
Строителю в наших условиях , необходимо быть постоянно на чеку и постоянным внутренним контролем исправлять вывихи и отклонения.
Это задача зачастую очень не легкая, ибо легче воспринять коллективизм сознанием, миросозерцанием, — труднее проникнуться и духом, мироощущением.
С другой стороны: отсутствие достаточно широких кадров культурных людей в распоряжении диктатуры пролетариата и необходимости, временно, при всех наших усилиях выдвижения, опираться на постоянный, медленно пополня)щийся кадр, порождает уединиц зачастую переоценку собственного значения, собственной силы и приводит к отрыву от коллектива,
А, между тем, именно в наших противоречівых условиях бытовой и общественной жизни, опора на коллектив должна являться тем «островко спасения, который удерживает отдельного человека от индивидуалистических соблазнов и потери верного чуть действительности.
Но при всех этих условиях, тов. В. П. Успенский был бережливым хозяйственником и талантливы, честным и глубоко преданным революции большевиком. Этот урок, при несколько большей внутренней гибкости и чувстве действительности, должен был кончиться благотворно.
Во всяком случае, об'ективно, да и суб'ективно оправдать то средство, к которому прибег
тов. Успенский, чтобы разрубить завязавшийся узел, общественность ни в коем случае не может.
Возможно, что нам следует еще больше индивидуализировать наш поход и способы излечения наших общественных недугов.
Наши старые, испытанные кадры не столь многочисленны и их прошлое дает им право на известную бережность и осторожность c нашей стороны, когда налицо потребность педагогического лечебного вмешательства.
Склоняя головы перед свежей могилой cтaрого, честного большевика, мы еще теснее сомкнем ряды для преодоления трудностей нашей ответственейшей строительной работы.
СОТРУДНИКИ «НОВОГО ЗРИТЕЛЯ»