А. В. Луначарский. Д. И. Лещенко. Письмо в Совет Народных Комиссаров. 22 февраля 1921 года

22 февраля 1921

А. В. Луначарский. Д. И. Лещенко. Письмо в Совет Народных Комиссаров. 22 февраля 1921 года

Источник: «Наследие А.В. Луначарского». Фото: А. В. Луначарский, В. В. Маяковский и Д. И. Лещенко выходят из здания Киноотдела Наркомпроса, 1918 г. 

Письмо в Совет Народных Комиссаров написано на бланке Государственной школы кинематографии 22 февраля 1921 г. На письме стоят подписи А. В. Луначарского и заведующего киношколой Д. И. Лещенко. (ЦПА ИМЛ, ф. 19, оп. 3, ед. хр. 200, л. 140–141).

Кинематограф, как известно, является могущественным оружием пропаганды и агитации, и социалистическое государство должно было взять его в свои руки, чтобы использовать его как для ударных заданий пролетарской революции, так и для воспитания широких масс в духе социалистической культуры, вовлечения их в сознательное и активное строительство новой, социалистической жизни. Более того, кино — язык интернационала, делающий возможным революционному пролетариату России говорить о себе трудящимся массам других стран и воздействовать на них…

Между тем, взяв в свои руки дело кинематографии в РСФСР, Всероссийский фотокиноотдел НКП не нашел у старой предпринимательской кинематографии ничего, или почти ничего, представляющего художественную и просветительную ценность с точки зрения задач пролетарской революции и также не нашел кадра работников, свободных от навыков и стремлений старой буржуазно–предпринимательской халтуры и способных поднять кинематограф на высоту художественных и социально–политических задач, стоящих перед пролетариатом, особенно в настоящий период напряженной борьбы.

Для создания этих кадров отделом и была основана в 1919 г. первая не только в России, но и в мире Государственная школа кинематографии.1

Занятая воспитанием будущих работников социалистической кинематографии и изыскиванием новых творческих путей кинематографического творчества, 1–я Государственная школа кинематографии не остается в стороне от текущей борьбы и строительства рабочего класса и кроме ряда агитационных постановок, по мере предоставления ей пленки, поставила силами учащихся две большие художественно–агитационные картины: «В дни борьбы» — для польского фронта и «Серп и молот» — для продагитации.

Но в своей учебной и особенно производственной работе школа встречается с целым рядом препятствий, важнейшим из которых является невозможность для учащихся всецело отдать ей свои силы и время.

Почти все ученики школы, а равно и руководители школы, состоят по службе в том или ином советском учреждении и могут уделять школе немногие вечерние часы.

Утомленные 6–7–часовым рабочим днем, учащиеся по вечерам являются для занятий в школе, и естественно, что многие из них не в состоянии регулярно посещать даже и эти немногие часы.

Между тем осуществление полной учебно–производственной программы школы, для того чтобы стать действительно ядром для образования новой, красной кинематографии, требует от учащихся большой затраты времени и сил. Дать же большего учащиеся при настоящих условиях не могут, что сказалось в особенности сильно при постановке картины; не имея свободного времени днем, учащиеся не могли своевременно посещать репетиции, благодаря чему картины разрабатывались весьма медленно.

При поездках же для съемки натуры, длящихся иногда неделями, большинство учащихся должно было прибегать к незаконным ухищрениям, чтобы освободиться на это время от службы в своем учреждении, попадая в результате под арест или подвергаясь иным мерам взыскания. Были примеры, когда руководители учреждений преднамеренно препятствовали своим служащим — ученикам школы — принять участие в постановке агитационных картин.

Изложенное показывает, что при настоящих условиях, когда как и учащие, так и учащиеся, занятые службой в различных советских учреждениях; не могут отдаться всецело избранному и любимому искусству, при этих условиях дальнейшая жизнь школы немыслима, а последняя никогда не в состоянии выполнить возлагаемых на нее задач. Необходимо принять экстренные и действенные меры к поднятию производительных сил школы.

Такими мерами являются: 1) полное освобождение учащихся от всякой иной работы, обязав их обязательным посещением школы, 2) материальное обеспечение учеников и учащих и администрации школы, 3) обеспечение школы помещением и топливом и 4) обеспечение школы кинематографической пленкой и техническими средствами для осуществления производственной программы.

Для осуществления этих мер необходимо особым декретом Совнаркома откомандировать учащихся изо всех советских учреждений, в том числе и из учреждений военного ведомства. Небольшая численность подлежащих откомандированию позволяет думать, что изложенная мера не нарушит правильную работу советских учреждений. Всего по спискам школы на 1–е января 1921 г. состояло 74 мужчины и 117 женщин, из коих в военных учреждениях служат 24 мужчины и 4 женщины.

Откомандирование такого незначительного числа из рядов Красной Армии едва ли будет заметно для военного ведомства, тем более что благодаря почти полному прекращению военных действий в настоящее время производится значительное сокращение Красной Армии.

Тем же декретом установить материальное обеспечение учащихся, обеспечить школу помещением и техническими средствами — только при этих условиях учащиеся могут отдать все силы школе.

В соответствии с изложенным при сем представляется проект постановления об откомандировании учащихся для занятий в школе на рассмотрение и для представления в Совет Народных Комиссаров на утверждение.

Народный комиссар — А. Луначарский.

________________________________
1. Первая государственная школа кинематографии была открыта в Москве 1 сентября 1919 г. на основании постановления Всероссийского фотокиноотдела от 29 мая 1919 г.