Документальный киноочерк режиссера Владимир Ерофеев и кинооператора Василия Беляева «Афганистан (Сердце Азии)» рассказывает об экспедиция, организованной «Совкино». Кинематографисты прошли путь от советской границы к столице Афганистана — Кабулу, где находилась резиденция падишаха Амануллы-хана.
Ерофеев вспоминал: «Задачей нашей кино-экспедиции было дать общий киноочерк страны. Я думаю, мы с этой задачей в общем справились и, после появления картины на экране, с Афганистана спадет закрывавшая его вуаль таинственности. Зритель познакомится не только с населением и бытом страны, но и со своеобразной культурной революцией, которая там происходит».
В листовке 1929 года так описывали содержание фильма:
«Часть 1-я. Руины столицы Балха, построенной 2000 лет назад, гигантский пещерный город эпохи буддизма, колоссальные статуи Будды фигуры трех колоссов разных эпох. Становище кочевников племени Гильзас у подножья пещерных небоскребов.Часть 2-я. По живописным долинам афганских гор. Жизнь и быт туземных крестьян. Жаркие долины Джелалабада, апельсиновые рощи, финиковые пальмы, плантации сахарного тростника. Животные в этой знойной долине.
Часть 3-я. Афганский город Газни. Типы жителей, базары, бродячие дервиши и факиры. Различные народности в Газни: горцы, таджики, индусы. Кустари, работающие с утра до ночи руками, ногами и зубами. Парсы огнепоклонники. Полдень в городе. Намаз. Мечети. Женщины города. Дивода — одержимые, вечно копошащиеся в пыли. Похороны. Свадьба, жених и невеста. Укротитель змей. Дрессировщик обезьян. Мусульманская школа.
Часть 4-я. Старый Кабул — столица Афганистана один из своеобразнейших городов Востока. Город контрастов: новое вклинивается в средневековый быт. «Форды» и грузовики застревают в караванах верблюдов и ишаков».
(Источник: КУЛЬТУРА.РФ)
Фильм считался утерянным. В 2010 году киноведы Николай Изволов и Сергей Каптерев разыскали фильм в Национальном киноархиве Чешской Республики. Фильм 1931 года на нитропленке (пленка на горючей основе) хранился в депозитарии.
ПРОИЗВОДСТВО: «Совкино»
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Режиссер Владимир Ерофеев
Оператор Василий Беляев
Советская документалистика 1920-х годов восхищает не только своими формальными достижениями, но и бесценным вкладом, который она внесла в мировую сокровищницу кинолетописи. Отечественным документалистам удалось снять множество редких кадров, не имеющих аналогов в мировом кино: в частности, они создали два фильма об Афганистане, сильно опередив своих заграничных коллег. Фильмы М.В. Налётного-Израильсона «Афганистан» (1921) и В.А. Ерофеева «Сердце Азии (Афганистан)» (1929), как бы «закольцевавшие» начало и конец двадцатых годов в советском документальном кино, стали сенсационным прорывом в полузапретную для европейцев страну, а впоследствии... были утрачены и забыты. (В это десятилетие Афганистан занимал важное место во внешней политике СССР, так как афганский правитель Аманулла-хан был одним из первых руководителей государств мира, официально признавших советскую Россию — он даже побывал с визитом в Москве. Неудивительно, что именно советские кинематографисты первыми получили возможность снимать в Афганистане[...]
А. Дерябин, киновед, Источник
[...]Легендарный фильм, о котором много написано и который в наше время, наверное, никто не видел. Он был выпущен в 1929 году и имел большой успех за границей, а в Советском Союзе его критиковали за зрелищность и отсутствие, так сказать, идеологического «накала». «Афганистан» — это фильм о попытках модернизации, предпринимавшихся главой страны Амануллой-ханом.
Сергей Каптерев, киновед, Источник
Нас поразила сохранность ленты. Мы сравнили реальную пленку с описанием и убедились, что фильм практически полный. Ну, естественно, в той копии могут быть какие-то расхождения с другими прокатными версиями, но все равно фильм сохранился.[...]
Нам удалось выяснить историю его появления в архиве. В Чехословакии в конце 1920-х годов действовала прокатная фирма «Ветеб-фильм», одна из трех фирм, занимавшихся прокатом советских фильмов. Возглавлял ее крупный чешский режиссер Вацлав Биновец, человек с очень непростой судьбой. В то время он уже отошел от режиссуры и занимался только прокатом. Судя по тому фонду документальных фильмов, который остался в Чешском архиве (а художественные фильмы, как мы поняли, в основном были получены по обмену из Советского Союза, то есть из Госфильмофонда), он занимался преимущественно прокатом так называемых «культурфильмов» и, естественно, выискивал материал, который был бы интересен зрителю. «Афганистан» наверняка был одним из центральных фильмов его программы.[]