Презентации книги Натальи Рябчиковой и Станислава Дединского «Товарищ редактор» прошла в Центре Вознесенского


22.02.2025

20 февраля в Центре Вознесенского прошла презентация книги Натальи Рябчиковой и Станислава Дединского «Товарищ редактор. Зоя Богуславская и кино оттепели» о феномене творческих объединений в советском кино на примере Шестого объединения «Мосфильма». Об этом сообщили авторы издания на своем канале в Телеграм «Киноартель 1895». В презентации приняли участие исследователи кинематографа периода «оттепели» Наталья Баландина и Максим Семёнов, а также участник тех событий — звукорежиссер Борис Владимирович Венгеровский.

***

Станислав Дединский:

«Чтобы по-настоящему понять масштаб деятельности Богуславской в те годы и оценить ее личный вклад в историю советского кино, необходимо вместе с автором погрузиться в кинематографическую кухню тех лет, рассказать читателям о принципах работы студийных сценарно-редакционных коллегий и художественных советов при киностудиях, о профессиональных обязанностях Зои Борисовны и ее коллег по объединению и, наконец, кратко восстановить историю работы коллегии над сценариями...» 

(Источник: www.pro-peredelkino.org)

***

В 1963 году на «Мосфильме» (директор Иван Пырьев) создано Объединение писателей и киноработников.

Художественные руководителиАлександр Алов, Владимир Наумов.

Член художественного совета Зоя Богуславская.

С объединением сотрудничали писателиЧ. АйтматовГ. БаклановЮ. БондаревБ. ПолевойВ. ТендряковЮ. ТрифоновЛ. Леонов, В. КатаевМ. ШатровБ. БалтерВ. АксеновА. ГребневЛ. ЗоринС. ЛунгинИ. НусиновА. Солженицын.

Фильмы ставилиБ. БарнетВ. БасовМ. ШвейцерМ. ХуциевЮ. КарасикА. ТарковскийА. КончаловскийЭ. КлимовМ. КаликС. СамсоновГ. ЕгиазаровИ. ТуманянА. СмирновП. ЧухрайБ. ЯшинИ. СелезневаД. Фирсова.

Владимир Наумов:

«К середине 1960-х мы ощущали, как надвигалась тень, не такая, может, густая, но все же ясно ощутимая тень времен застоя. Естественной для нас реакцией на нее было стремление, тщательно, впрочем, маскируемое, создать свой очаг сопротивления. В этом стремлении мы с Аловым были не одиноки, и к нам потянулись единомышленники. Сейчас многие считают, что застой, подобно утюгу, подавил и «выгладил» все на свете, задавил все живое в кинематографе. Это серьезное заблуждение, если не подтасовка. Конечно, ущерб, нанесенный кинематографу застоем, велик. Но сопротивление было. Причем сопротивление организованное, продуманное, сознательное...»

(Из книги Любови Аловой «Алов и Наумов» (2016)

Фильмы«До свидания, мальчики!» Михаила Калика и Бориса Балтера, «Время, вперед!» Михаила Швейцера и Валентина Катаева, «Июльский дождь» Марлена Хуциева и Анатолия Гребнева, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского, «Шестое июля» Юлия Карасика и Михаила Шатрова, «Скверный анекдот» и «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова.

Владимир Наумов:

«Конечно, не все нам удавалось «пробить». Не увидели свет сценарии Горенштейна – Тарковского «Дом с башенкой», Швейцера – Шпаликова о Маяковском, наш с Аловым и Зориным «Закон», не осуществилась наша мечта поставить «Мастера и Маргариту». И еще один сценарий, о котором стоит сказать особо: комедия А. И. Солженицына «Тунеядец» тоже осталась лишь в записи. Литературный сценарий Александра Исаевича – явление, думаю, уникальное не только потому, что это едва ли не единственный его на ту пору кинематографический опыт, но и потому, что написан он в совершенно неожиданной форме, с подчеркнутой изобразительной и монтажной точностью. Скорее этот сценарий был похож на режиссерский или даже на монтажный лист уже готового сценария...

Из пяти фильмов нашего Объединения в 1966 году три подверглись суровым гонениям: «Андрей Рублев», «Июльский дождь» и «Скверный анекдот». Вокруг «Шестого июля» тоже шли жестокие схватки....»

(Из книги Любови Аловой «Алов и Наумов» (2016)


Материалы по теме