На фото актёр Олег Борисов и режиссёр Вадим Абдрашитов на съемках фильма «Слуга». 1988. Автор фото: Игорь Гневашев. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ / МАММ.
Музей ВГИКа совместно с Лабораторией отечественного кино ВГИКа представил виртуальную экспозицию «Абдрашитов - 80», приуроченную к юбилею Вадима Абдрашитова (1945 — 2023).
В предлагаемой экспозиции представлены редкие фотоматериалы — портреты режиссера в разные годы, отдельные фотографии со съемок, киноплакаты (из собрания киноплакатов Лаборатории отечественного кино ВГИКа).
Кураторы экспозиции: Ольга Чижевская, Регина Петрова, Максим Казючиц:
Максим Казючиц, ведущий научный сотрудник:
«Один из крупнейших российских режиссеров, с творчеством которого связана целая эпоха в отечественном кино, Вадим Юсупович Абдрашитов пришел во ВГИК уже зрелым человеком - за плечами институт (Московский химико-технологический институт им. Менделеева) и стаж на заводе в должности зам. начальника цеха....
На протяжении своего долгого творческого пути Мастер неизменно обращался к теме человека и Системы. И вовсе не обязательно Системе политической. По мере творческого взросления, вселенная Абдрашитова вбирает не только остро социальную критику («Охота на лис», «Слово для защиты»), но идет дальше. Его кинокартины «Плюмбум…», «Парад планет» и другие - блистательный пример не только метафорического, но и поэтического языка. Человек, общество, страна все чаще рассматриваются с точки зрения метафизической, созерцательной. Век человеческий вписан в мифологию, культуру и вселенную.
В поздний период творчества в кинолентах «Магнитные бури», «Время танцора» вновь проявляется интерес и гражданское беспокойство художника в отношении родной страны, человека, общества. Его герои болезненно переживают культурный и исторический излом, ценностный кризис, экзистенциальную усталость от войны и неустроенности. Не удивительно, что финалы, как и герои позднего Абдрашитова, открыты…»
Владимир Кремень, киновед:
«2003 году Вадим Абдрашитов снял удивительный фильм – «Магнитные бури». Последнюю ленту на данный момент.
В картине показано, как в годы перестройки идет борьба за овладение огромным заводом. В эту борьбу вовлечены и все рабочие, поделенные пополам. Два кандидата на управление имеют сотни своих сторонников, готовых убить друг друга. Периодически две толпы насмерть бьются в темноте за территорию завода.
Абдрашитов не был бы одним из самых значительных современных режиссеров, если бы просто рассматривал социальный конфликт двух сторон. Ему, как и в прежних фильмах важен внутренний конфликт человека. В картине мы видим трагедию семьи, двух людей, которые невольно вовлечены в борьбу за завод...
Красивые герои, добродушные. Но, каждый день проявляется массовая одержимость. Большая часть фильма проходит в показе бегущих толп и безумных драк, которые сам режиссер называет «махалово». Первоначальное название сценария – «Гон». Жестокость людей, готовых убить друг друга, здесь им изначально присуща. Что-то выпустило на волю бурю страстей, таящихся в душе человека. И они сами не понимают, что с ними происходит. Почему люди стали хуже зверей?
Название картины дает нам псевдоподсказку – всему виной магнитные бури в природе. Поэтому люди становятся жестокими, алчными, похотливыми.
Мы до сих пор, хоть нам и объясняют, не можем понять, как становились братоубийцами жители России во время гражданской войны? При просмотре «Магнитных бурь» вспоминается первый фильм С. Эйзенштейна «Стачка». Там тоже толпы агрессивных дрессированных людей носятся по экрану в одержимости социальной справедливостью. Десятилетиями считалось, что Эйзенштейн показал борьбу угнетенного пролетариата за лучшую жизнь. Теперь мы знаем что, несмотря на новаторство киноязыка Эйзенштейна, многие сцены – как в «Стачке», так и последующих пропагандистских картинах – были им просто выдуманы. Они не имели под собой никаких реальных событий.
В картине Вадима Абдрашитова вся история основана на реальности, происходившей на Урале. Но для него это только повод для обобщений. Весь фильм глубоко символичен. Он дает возможность угадать внутреннюю причину взрыва страстей...
Фильм Вадима Абдрашитова не дает зрителю ответ, откуда в нас страсти. Этому учат святые древние и современные. От Антония Великого до Феофана Затворника. Все это можно узнать из их писаний.
Но в фильме очень важная деталь. Те, кто стравливают людей и вызывают магнитные бури, только выглядят врагами, но руководствуются чистой корыстью. Картина снята больше двадцати лет тому назад, но становится все более актуальной и в наши дни...»
(Источник: "ВСПЫШКИ НА СОЛНЦЕ – МАГНИТНЫЕ БУРИ НА ЗЕМЛЕ И В КИНО")