22.07.2022

Источник (текст и видео): ТК Культура / СМОТРИМ.РУ

"Здравствуй, столица!". 45 лет назад на экраны вышел документальный фильм, вошедший в историю советского кино. Для съемок этой видовой картины кинематографистам впервые разрешили пролететь над Москвой на вертолёте. Подробности – у Станислава Анисимова.

"Танцующие звезды" – так называли эти кадры, вошедшие в телевизионные заставки и многие фильмы о Москве. Но впервые зрители увидели их в видовой ленте "Здравствуй, столица!", вышедшей на экраны в 1977 году. Кинооператор Виктор Доброницкий снял их с вертолета, иногда летая на высоте семнадцать метров.

"В Кремль просто частенько прилетают, привозят руководство, а мы просто облетали. Но это такой грохот, вибрация, вообще не полезная. Стены не то, что дрожат, но вибрируют", – отметил оператор Виктор Доброницкий.

Вылетали из Мячково, служебного аэропорта, где базировался вертолетный отряд. Летели до МКАДа и далее по часовой стрелке до Ленинского проспекта, и прямо к Кремлю. Это один из маршрутов, а всего их было три, составленных Виктором Доброницким по заданию Романа Кармена. Именно ему принадлежала идея съемки Москвы с воздуха. Эти кадры нужны были для 20-серийного фильма "Неизвестная война" как прямая иллюстрация, что враг не добился, чтоб склонилась ее голова. Так вспоминает ассистент оператора, более 15 лет проработавший в "Новостях Культуры", Сергей Ширманов.

"Там, когда народ обозревал полет вертолета, многие даже шутили, мол кто-то к Брежневу летит на переговоры", – заявил ассистент оператора Сергей Ширманов.

Взлететь пытались трижды, несмотря на разрешение, полученное "на самом верху" у военных, вертолет засекали радары на подлете к Москве. Но организационные сложности меркнут по сравнению с техническими, виртуозностью съемочной группы до сих пор восхищаются бывшие коллеги по Центральной студии документальных фильмов.

"Надо было учитывать Солнце, это единственный источник света, но он должен так светить, как это было выгодно бы оператору по освещению. Все это надо было учитывать. И не так все это просто", – заявил оператор Георгий Завьялов.

Это бассейн "Москва", располагавшийся на месте Храма Христа Спасителя. Оператору нужно было стабилизировать кадр из-за сильной тряски. Но для начала пришлось стабилизировать самого оператора. Для этого было разработано специальное кресло "Демпфер". Оно гасило колебания от вертолета Ми-8.

"Эффект этого дела в том, что центр тяжести комплекта аппаратуры был совмещен с центром пересечения осей карданов по курсу, тангажу и крену", – отметил Бабенко.

На камере был установлен длиннофокусный объектив со стабилизирующей оптической насадкой. Снимали в рапиде, со скоростью 32 кадра в секунду, это тоже помогало сделать картинку более плавной. Отсняли почти три тысячи метров кинопленки. В фильм попал не только центр, но и Юго-Запад столицы. Кинематографисты сразу полюбили этот район: дома хоть и типовые, но вот окраска неожиданно яркая и хорошо узнаваемая.

"Сверху можно было увидеть и регулярную структуру, которую архитекторы очень часто проектировали, потому что часто все эти проекты создавались с высоты птичьего полета. И хорошее благоустройство: зеленые газоны, аллеи", – отметил историк, старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин.

Сегодня лента "Здравствуй, столица" режиссера Ильи Гутмана и оператора Виктора Доброницкого – больше, чем просто видовой фильм. Документ эпохи, сохранивший для нас облик города конца 70-х. И яркий пример уникальной технической работы советских кинематографистов.