16 апреля 2020 года, после тяжелой борьбы с коронавирусной пневмонией скончался Александр Радов, журналист, социолог, писатель, телепродюсер. В июле этого года ему исполнилось бы 80 лет.
Александр Георгиевич Радов родился 23 июля 1940 года в Ленинграде. Его отец — известный советский писатель Георгий Радов (в 1949 году, в разгар борьбы с космополитизмом, он сменил экзотическую ирландскую фамилию Вельш на Радов).
В 1963 году Александр Радов окончил Московский автомеханический институт, а в 1970-м — аспирантуру Новосибирского государственного университета. Позже он защитил кандидатскую диссертацию по философии, а после окончания учебы увлеченно занимался журналистикой, работал в таких изданиях, как «Литературная газета», «Комсомольская правда», журнал «Огонек».
В журналистику Александр Радов пришел зрелым человеком с серьезным научным багажом. Наука была нужна ему, как многим думающим людям той эпохи для понимания реальности, которая все больше деформировалась официальной советской пропагандой. В то время интеллектуалы находили в научной аналитике ту публицистическую площадку, на которой могли говорить правду о реальных проблемах и процессах, происходящих в стране. Александр Радов пополнил тогда плеяду таких прогрессивных публицистов, как Николай Шмелев, Леонид Абалкин, Юрий Черниченко и др.
Мы помним невероятно интересную встречу творческого коллектива ЦСДФ с Александром Радовым в 1987 году – разговор тогда шел о наболевших проблемах общества и государства. Его яркое и глубокое выступление свидетельствовало о том, что он как истинный шестидесятник одержим идеей демократизации общества.
Но это была лишь первая половина его жизни. Вторая ее часть была неразрывно связана с телевидением. С 1991 по 1996 год Александр Радов был политическим обозревателем на ВГТРК, руководил студией «Нота бене» и был ведущим авторских циклов «Консилиум», «Коррупция», «Зал ожидания» и др.
В 1996 году Александр Радов организовал независимые производящие телекомпании АНО «Всемирное русское телевидение» и телекомпанию «Жизнь». В 2002 году совместно с супругой — сценаристом и режиссером Ириной Васильевой — создал студию «Фишка-фильм». За несколько лет работы это творческое объединение стало одним из ведущих производителей документальных фильмов в России.
Среди наиболее известных документальных проектов Александра Радова — фильмы «Борис Мессерер. Монолог свободного художника», «Больше, чем любовь», «Французский сон». Он также продюсировал фильмы для телеканалов РТР, «Россия», «Культура» и был продюсером нескольких документальных лент и телепрограмм.
В последние годы Александр Георгиевич активно сотрудничал с каналом «Культура», где шли его телевизионные циклы «Портреты эпохи», «Соблазненные страной Советов», «Авантюристы ХХ века, «Больше, чем любовь».
Он был настоящим профессионалом, который помогал другим и советом и делом. Его также отличала удивительная черта (столь редкая в наше время) — умение радоваться успеху других. Светлый, отзывчивый, разносторонне талантливый человек – таким он останется в памяти друзей и коллег по работе.
Редакция сайта #МузейЦСДФ приносит глубокие соболезнования родным и близким Александра Георгиевича.
Источник фото: персональная страница Александра Радова в facebook.