Опубликовано: www.tvkultura.ru 17.02.2020 | 20:01
Революционер и интроверт — так говорили друзья о противоречивом характере Георгия Шенгелая. Сын классика советского кино, режиссера Николая Шенгелая, тоже связал свою судьбу с кинематографом. Он закончил режиссерский факультет ВГИКа, но начинал как актер.
«Наш Двор» Резо Чхеидзе — первая роль Шенгелая, история о безвозвратно ушедшей эпохе, об общем горе, которое объединяет не родственников, а соседей и друзей.
«Это был светлый человек, он был похож на свою мать, красавицу Нато Вачнадзе. Был очень добрым, внимательным, очень вдумчивым еще во время учебы, и начал с сильного фильма — «Алавердоба», документального фильма, посвященного грузинской церкви. И вот начав с этой сильной ноты, он так и продолжал свою деятельность», — рассказал киновед Армен Медведев.
Георгий Шенгелая был одним из тех, кто сформировал художественный миф о самобытныом грузинском кино: теплом, солнечном и ни на что не похожем. Пиросмани — лучшего героя не найти: художник- самоучка с непростой судьбой. Фильм Шенгелая — ожившие картины, статичные планы. Изобразительный ряд насыщеннее, чем диалоги героев. В нем — неповторимый национальный колорит: жизнь, где всегда найдется место иронии.
«Его уникальность — в интонации. Его уникальность в том, что он точно чувствовал особенности грузинской культуры, причем не современной, а именно в историческом аспекте. Не интеллектуальной, а народной. Пиросмани был народным художником и Георгий Шенгелая тоже был народным художником», — вспоминает киновед Кирилл Разлогов.
«Мелодии Верийского квартала» — комичная музыкальная история, которую критики называли «первым и последним грузинским мюзиклом». Мелодрама о любви извозчика и прачки, роль которой сыграла супруга Шенгелая Софико Чиаурели, стала киношлягером. Стиль, который назвали «изысканной невзыскательностью», больше всего напоминал об итальянском кино и жизнерадостном взгляде на мир.
«Качество кинематографа было, может быть, даже в связи с этим несколько другое, скажем так. Георгий, конечно, от бога... от бога режиссёр. И мы теряем человека, теряем режиссёра — явление искусства, явление культуры, повторяю, отечественной... отечественной культуры», — сказал режиссер Вадим Абдрашитов.
Фильм «Путешествие молодого композитора» получил приз за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале и был стерт из зрительской памяти потоком перестроечного кино. Это притча о гибели мира и культуры. Шенгелая снял картину-предупреждение, трагедию, которую принимали за водевиль.
«Таких людей больше не будет, его артистизм был выше и ума, и отношения к советской власти и вообще, так сказать, он был над бытом. Это не значит, что Георгий был неумен, он был умен, и был выдающийся режиссер», — вспоминает режиссер Александр Миндадзе.
Фильмы Шенгелая зрители сравнивали с грузинскими народными песнями, в которых есть и грусть, и мощь, и эмоциональность.