11.04.2018


Автор:
Игорь Феофанович Храплюк-Познанский

Родился в 1928 году. В 1968 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская П. Ногина). В 1964 — 1968  оператор Свердловской киностудии, в 1968 — 1971  оператор Челябинского ТВ, в 1971 — 1996 — оператор, режиссер Ростовской студии кинохроники.

Опубликовано: philanthropy.ru 16 июня 2017 года

Игорь Феофанович Храплюк-Познанский – человек с интересной фамилией и столь же интересной судьбой. Закончил ВГИК и всю жизнь снимал кино. Кинооператор высшей категории, на счету у которого – 72 игровых и документальных кинокартины, среди которых «Версия» «Ступени», «Человек с молоточком» (фильмы об А.П. Чехове), «Товарищ сержант», «Игры дошкольников», «Третий сын». На вопрос о самом любимом фильме Игорь Феофанович отвечает вопросом: «А у вас какой палец самый любимый? Так-то. Все фильмы – мои дети, люблю их одинаково». Первый раз Игорь Феофанович пошел в кинотеатр с мамой смотреть «Кинг-Конга». «А тут вдруг горилла идет с экрана прямо на меня, я перепугался и закричал на весь зал: «Мама, закрой меня шапкой!» Мама объяснила потом: это не горилла, это актер, — вспоминает оператор.

С тех пор магия кино окутала его с головой. На сэкономленные пять копеек Игорь мчался в кинотеатр, фильмы про ковбоев и индейцев, популярные в 60-е годы, мог смотреть бесконечно. После школы устроился оператором на Челябинскую студию телевидения. Там же, в Челябинске, узнал, что существует ВГИК – Всероссийский государственный институт кинематографии. И прямиком с Урала рванул в Москву.

— Как я сдавал экзамены! – вспоминает Игорь Феофанович. – На собеседовании оказался последним, и весь день наблюдал, как абитуриенты выходят с круглыми от испуга  глазами. У одного спросили, сколько опер написал Чайковский, у другого – куда открывается дверь Большого театра: на себя или от себя… Зачем? Оператор должен быть наблюдательным! А я слушал, слушал и становился все более поникший, настроения никакого, думал, не пойду на собеседование – все равно провалю. И вдруг декан факультета подходит ко мне и говорит: «Да не мандражи! Ты же с Урала, нам таких парней и надо!»

Это ребячье «не мандражи» очень приободрило Игоря. В приемной комиссии никаких вопросов про оперы и про театры – целый час его расспрашивали о работе на Челябинском телевидении. Посовещались и вынесли вердикт: «Тебя решили принят! Но с одним условием… все остальные экзамены должен сдать на пятерки!».

Во ВГИК Игорь Феофанович поступил с первого раза. После окончания работал на Свердловской и Ростовской киностудиях, а в 70 лет переехал вместе с семьей в Москву и устроился на киностудию Министерства обороны РФ. На пенсию ушел в 85 лет, да и то «по требованию».

«Вызывают меня по громкой связи, я бегу, радостный: «Что, новую картину снимать? А сценарий есть?» А мне в ответ: «Увольняем тебя»», – с грустной улыбкой говорит Игорь Феофанович.

И признается: во сне видит, как снимает кино. В реальной жизни работа оператором ему уже не по силам, возраст дает о себе знать. К тому же, Игорь Феофанович – инвалид 2-й группы, «сердечко пошаливает». Совсем недавно он увидел объявление о приеме в киношколу для людей с ограниченными возможностями здоровья «Без границ» и решил испытать себя. Операторскую работу он знает «от и до», а вот сценарное мастерство для него – дело новое. «Решил: пока живу, кино не оставлю, буду писать сценарии», — добавляет он.

Сценарное мастерство дается ему легко, однако, он признается, что это совсем другой полюс кинематографической работы. Еще в свою бытность оператором Игорь Феофанович написал сценарий фильма с рабочим названием «Золото Махэ». Картина должна была рассказывать про золотоискателей со всего мира, собравшихся на границе России и Китая, на реке Махэ. Тогда сценарий не приняли. Сейчас, благодаря учебе в киношколе, Игорь Феофанович знает, как переделать сценарий, чтобы он заиграл по-новому и по нему сняли фильм. Помогают ему сокурсники – новые друзья и единомышленники, в числе которых и София Шаяхметова.