12.07.2016

В.Н. Баталин

Автор:
В.Н. Баталин

Российский государственный архив кинофотодокументов, главный специалист, Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Статья публикуется впервые. 

Часто можно встретить, при просмотре фильмов и телепередач, фразу, что автор, придя в киноархив, нашел «уникальную киносъемку», о чем с радостью и гордостью сообщает зрителям. Так и видится такая картина: он заходит в архивохранилище (почему-то в обывательском представлении оно должно быть обязательно пыльным), начинает рыться в грудах коробок с кинопленкойи с криком «Эврика!» (т.е. «Нашел!») находит то, что никто ранее не видел и, даже, не знал о существовании этих кинокадров! Конечно, эта картина с действительностью не имеет ничего общего. Любой киноархив, а Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) тем более, является высокотехнологическим учреждением в силу уже самой специфики хранящихся в нем кинофотодокументов, созданных на кино- и фотоплёнке, а в настоящее время и на современных цифровых и аналоговых носителях. Ведь РГАКФД один из крупнейших в мире кинофотоархивов, хранящий документальную историю Российской империи, СССР, Российской федерации и многих стран мира.

В 2016 году РГАКФД празднует свое 90-летие – днем рождения архива считается 12 октября 1926 г. В этот день коллегия Центрархива РСФСР приняла решение об организации в ведении Архива Октябрьской революции «первого в мире Центрального архива иллюстрации по фото- и киносъемкам», строительстве для него на окраине города здания с особым режимом хранения, кино- и фотолабораторий, а также о создании кабинета для просмотра кинофильмов. За прошедшие годы наименование и адрес архива неоднократно менялись. Сегодня он находится в г. Красногорске Московской области, но немногие знают, что он до 1953 года располагался в г. Москве, на 2-й Бауманской улице (до 1934 г. – ул. Коровий брод).

За прошедшие десятилетия несколько поколений архивистов осуществили огромную работу по собиранию, хранению, описанию и представлению для использования аудиовизуальных документов по истории социально-экономического, культурного развития России и народов, ее населяющих, как в центре, так и в регионах. Без документов архива невозможно зримо представить жизнь нашей огромной страны, начиная с конца 19 века до наших дней.

Кинофотовидеодокументы архива – это национальное культурное достояние нашего государства, именно поэтому Указом Президента Российской Федерации № 275 от 2 апреля 1997 года РГАКФД включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

При этом все, без исключения, хранящиеся в архиве документы открыты для изучения интересующимся историей нашей страны, чем активно пользуются историки, работник кино- и телестудий, журналисты и просто граждане, которым интересна история нашего Отечества.

Для поиска документов в архиве функционирует целая система каталогов, позволяющая оперативно и в полном объеме выявить интересующую исследователей информацию. И, конечно, архив «идет в ногу» с прогрессом, активно развивая новые компьютерные технологии – на сайте архива (www.rgakfd.ru) можно в удаленном доступе ознакомится с кино- и видеодокументами – хотя, пока, только с текстовым описанием всех этих съемок (сейчас это описание более 44.500 наименований киносъемок и около 6.500 наименований видеосъемок), но, в недалеком будущем, можно будет и просмотреть их. Именно так уже можно ознакомится с фотодокументами на сайте архива, где представлена информация и изображения более 334.000 фотодокументов.

Сотрудники архива стараются сделать все от них зависящее, чтобы не только сохранить доверенное им богатство, но и облегчить любому желающему найти необходимую информацию. А чтобы эта информация была достоверной и возможно полной, архивисты на протяжении всей истории архива осуществляют огромную работу по расшифровке запечатленных на кино- и фотопленке событий и лиц, восстановлению тех кинодокументов, которые, в силу ряда исторических событий, дошли до наших дней в разрозненном или неполном комплекте. Ведь войны и революции отнюдь не способствовали сохранности документов и кинофотодокументов в том числе!

Принято считать, что в мире сохранилось в лучшем случае 30% мирового кинематографа первых десятилетий. Причиной тому, помимо уже упомянутых войн и революций, являлись пожары и другие стихийные бедствия, просто небрежение, но, главное, долгое время в мире не было осознания необходимости собирать и хранить фильмы и кинохронику, что привело к невосполнимой утере кинематографических материалов.

В этом смысле показательна история с фильмом «Метрополис» («Metropolis»). Знаменитый немецкий кинорежиссер Фриц Ланг снял этот немой 2,5-часовой художественный фильм в 1926 году по сценарию и параллельно написанному роману Теи фон Харбоу. Фильм представляет собой эпическую метафорическую и научно-фантастическая антиутопию, ставший высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма. Считается одним из величайших немых кинопроизведений в истории. Фильм стал самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино. Несмотря на громкий успех у критиков и вполне приличные сборы, он так и не смог окупить расходы на его производство и едва не стал причиной банкротства студии UFA.

Первоначальная продолжительность фильма составляла 153 минуты. Для проката в США компанией «Paramount» в 1927 году фильм был сокращён почти наполовину, потеряв множество существенных сюжетных линий, а вместе с ними и важные мотивы поступков героев. Чтобы фильм оставался понятным после всех этих сокращений, были изменены промежуточные титры и в некоторых местах по-другому смонтированы сохранившиеся эпизоды.    

Премьера фильма состоялась в Берлине 10 января 1927 года. Там после нескольких недель безуспешной демонстрации в одном-единственном кинотеатре «Метрополис» был снят с экрана. После этого было принято решение сократить его и для проката в Германии, причём сокращения во многом базировались на американской версии. 5 августа 1927 года был скомпонован укороченный по американскому образцу и снабжённый измененными промежуточными титрами новый немецкий вариант «Метрополиса». Фриц Ланг к работе над второй немецкой версией фильма уже не привлекался.

На протяжении XX века были известны только сокращённые версии, что приводило к недоразумениям и неправомерным трактовкам авторского замысла. Начиная с 1960-х годов был предпринят ряд попыток восстановления фильма (в 2001 году под эгидой Фонда Фридриха Вильгельма Мурнау на основе различных сохранившихся вариантов была создана компромиссная версия длиной 117 минут, дающая достаточно полное представление о сюжете фильма), а также поиск возможно сохранившихся копий фильма в архивах и синематеках разных стран мира.

Наконец, в 2008 году в Музее кино в г. Буэнос-Айресе был обнаружен дубль-негатив полного варианта фильма на 16 мм киноплёнке, напечатанный в середине 1970-х годов с оригинальной 35-миллиметровой кинопленки, которая после этого была уничтожена. Недостающие сцены, почти 30 минут, были отреставрированы и вставлены в вариант 2001 года. Обновлённый «Метрополис» показали 12 февраля 2010 одновременно на Берлинском кинофестивале и в г. Франкфурте.

Подобные поиски игровых и документальных лет осуществляют многие крупные киноархивы и синематеки разных стран, в том числе, и РГАКФД. И подобные поиски нередко приносят свои плоды. Например, долгие годы считался утерянным самый знаменитый и грандиозный во многих отношениях первый в мире цветной полнометражный документальный фильм «THE DURBAR AT DELHI» (Торжественный прием в Дели), снятый по британской системе «Кинемаколор» – монументальный киноотчет о поездке короля Великобритании Георга V в Индию и коронации его в качестве императора Индии в 1911 году. Премьера фильма состоялась 2 февраля 1912 года в Лондоне и длилась 207 минут. Фильм стал сенсацией и долгое время демонстрировался в Великобритании и других странах мира как целиком, так и отдельными частями. В России этот фильм также демонстрировался во многих городах. Прошли годы… И оказалось, что ни в одной стране мира этот фильм не сохранился! Только в РГАКФД сохранился достаточно большой фрагмент фильма (447 метров), который запечатлел грандиозный парад британских и индийских войск (50.000 солдат) в окрестностях г. Дели. И через почти 100 лет зрители во всем мире смогли опять увидеть хотя бы часть этого знаменитого фильма!

Но встречаются, хотя и крайне редко, архивные находки особого рода – находки в прямом смысле!

Ведущий инженер РГАКФД Горчаков С.Б. покадрово сканирует изображение кинопленки.

Недавно в РГАКФД случилась история, которую с полным основанием можно назвать ЧУДОМ! В архив пришел мужчина и принес коробку с кинопленкой. На ней была бумажная наклейка с НДП: «Мининские торжества», т.е. торжества в Нижнем Новгороде 8 мая 1916 г. по случаю 300-летия со дня смерти Кузьмы Минина. Он заявил, что коробку нашел в парке. Коробка была чистая, бумажка тоже, но пленка… Полный гидролиз – страшная «болезнь» кинопленки, при которой происходит химическое разложение кинопленки. Оранжево-желтая, склизская, вонючая – даже в руки страшно брать! Сотрудники архива попытались отмотать хоть какие-нибудь кинокадры – получилось «отлепить» только вирированные (т.е. окрашенный в красный цвет) конечные кадры с эмблемой кинематографической фирмы А.А. Ханжанкова и десятка два кадров (конец пленки). И всё! Пленка представляла собой монолитную гладкую, без видимых витков пленки «шайбу»! Уже принято было решение («со слезами на глазах») коробку уничтожить, но в этом момент я попросил отдать ее мне, чтобы попытаться с ней хоть что-то сделать – пусть даже самыми «варварскими» способами. Получил на это «добро» - «мертвый», гидролизный рулон пленки был бесполезен и никому не нужен. На крыльце перед входом в архив, подложив под край пленки палку, я несколькими ударами кулака (а чем еще? Не молотком же…) сдвинул витки пленки в середине рулона – т.к. «бобышку», на которую наматывается кинопленка, не удалось даже шелохнуть. Начал потихоньку выдавливать пленку в конус – сантиметров 30 (!) получился конус, прежде чем появилось изображение. И, ура! Оказалось, что изображение сохранилось! Удалось в середине пленки «разлепить» ее и потихоньку со своим коллегой С.Б. Горчаковым, отойдя метров 5 друг от друга, начали разматывать её в два конца…

Ведущий инженер РГАКФД Комаров А.В. синхронизирует отсканированные изображения кадров кинофильма.

Пленка, конечно, в нескольких местах порвалась, а примерно в середине и ближе к концу ее невозможно уже было разъединить – полностью разложилась и превратилась в липкий монолит (эта два «кольца» пришлось потом сжечь. Между прочим, наши зарубежные коллеги утверждали, что гидролизная нитропленка не горит. Горит! Хотя и не так активно, как нормальная нитропленка). НоибОльшую часть фильма удалось размотать и теперь можно было попытаться отмыть пленку от всей «дряни» и попытаться потом покадрово отсканировать. В реставрационной лаборатории ее отмыли, а потом пленку покадрово отсканировал ведущий инженер Сергей Борисович Горчаков, а потом ведущий инженер Александр Валентинович Комаров «собрал» эти «сканы» в единый фильм и синхронизировал полученное изображение в компьютере с помощью программных средств. В последующем, оцифрованную копию этой уникальной кинопленки архив обязательно выведет на современную кинопленку, с тем, чтобы осуществить ее долговременное архивное хранение.

Конечно жаль, что не все удалось спасти, да и многие сохранившиеся кадры ужасного качества, но это оригинальная пленка 1916 года! До этого в РГАКФД хранился только кусочек, как теперь стало ясно, этого фильма. В кинематографическом справочнике В. Вишневского «Документальные фильмы дореволюционной России. 1907—1916» (М., Музей кино, 1996) можно прочесть: «Мининские юбилейные торжества в Н.- Новгороде 8 мая с.г.). Хроника, мтр. неизв. А.Ханжонков. Выпуск: 10/V 1916 (Н.- Новгород) и11/V 1916 (Москва). Съемки (8/V) М.И. Владимирского (см. "Нижегородскийлисток", 1916, N 126, 10/VI,4)».

Всего отсканировали 2958 кадров (186 – титры, 2 сохранившихся кадров разных планов растянули по 2 сек., 2754 – изображение и 26 кадров логотипа фирмы А.А. Ханжонкова). Сканировали покадрово (2400 точек на дюйм) на планшетном фотосканере (киносканер не смог бы обработать эту пленку, т.к. она очень хрупкая), а потом «собирали» программными средствами в компьютере – получилось 3 мин. 25 сек. Оригинал кинопленки пока хранится в архиве, хотя гидролизную пленку хранить нельзя, но приняты необходимые средства безопасности и в данном случае, можно сказать, осуществляется никогда до этого не проводившийся эксперимент по сохранности этой уникальной, 100-летней, кинопленки, пережившей, по-видимому, до этого самые «варварские» условия хранения.

«Мининские торжества»… Теперь уже практически никто и не помнит, что это было событие общегосударственного масштаба - памятные торжества по случаю 300-летия со дня кончины Великого Гражданина России Кузьмы Минина, главные мероприятия которого проходили в мае 1916 г. в Москве и Нижнем Новгороде. В разгаре была Первая мировая война, или как ее тогда называли, «Великая война». И государственная власть России использовала эту дату, обращаясь к именам К. Минина и Д. Пожарского, которые олицетворяли всенародное единство российского народа перед лицом иностранных интервентов, для того, чтобы поднять патриотический дух у населения страны, который к этому времени уже практически угас от неудач на фронте.

Чествование национального героя проходили в городах Российской империи повсеместно, но особенно торжественно в Москве и Нижнем Новгороде.

Крестный ход в Нижнем Новгороде. 8 (21) мая 1916 г. (кадр из фильма).

В Москве в Чудовом монастыре была отслужена заупокойная литургия, после чего состоялся крестный ход к памятнику К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади, которому было возложено много венков.  У памятника был отслужен молебен о даровании победы русскому и союзному оружию. Присутствовали военные и гражданские власти, представители города, купечества и много публики. Выступивший городской голова М.В. Челноков, очертив историческую роль Кузьмы Минина, указал, что общественные организации, работающие на оборону и в деле помощи больным и раненым воинам, идут по его стопам. Вышедшие в тот день московские газеты посвятили все передовые статьи 300-летию памяти Кузьмы Минину.

В подготовке и проведении «Мининского торжества» на родине народного героя, в Нижнем Новгороде, приняли участие представители Москвы, Суздаля, Нижнего Новгорода, уездных городов Нижегородской губернии. В феврале 1916 г. в Нижнем Новгороде был создан специальный комитет, в который вошли представители губернской администрации, духовенства, учебных заведений, земских органов, различных учреждений и деловых кругов. Комитет под председательством нижегородского губернатора А.Ф. Гирса продолжил сбор пожертвований на памятник К. Минину и Д. Пожарскому и одновременно приступил к целенаправленной подготовке «возможных по условиям переживаемого времени празднеств». 

Молебен (кадр из фильма).

Официальное чествование памяти Минина в Нижнем Новгороде началось утром 8 мая 1916 г. торжественной литургией в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Богослужение провели архиепископ Нижегородский и АрзамасскийИоаким и епископ БалахнинскийМакарий. В храме присутствовали почетные гости: великий князь Георгий Михайлович, командующий Московским военным округом генерал от артиллерии И.И. Мрозовский, бывшие нижегородские губернатор П.Ф. Унтербергер и вице-губернатор С.И. Бирюков, депутации из Москвы и уездных городов Нижегородской губернии. Местную губернскую и городскую элиту представляли губернатор А.Ф. Гирс, губернский предводитель дворянства М.С. фон Брин, начальник местного гарнизона генерал-лейтенант В.Ф. Плюцинский, делегаты от различных учреждений и корпоративных организаций.

После окончания литургии и в ходе молебна «по особому чину» начался многолюдный крестный ход, который направился к памятнику Минину на Часовой горе, а затем, после совершения литии у места будущего памятника Минину и Пожарскому, остановился у памятника императору Александру II на Благовещенской площади, где состоялось всенародное молебствие о даровании победы, с провозглашением вечной памяти всем, за Веру, Царя и Отечество «живот свой положившим».

В рамках Мининских поминальных мероприятий в Нижнем Новгороде  прошли парад войскам местного гарнизона, кадетам и ученическим дружинам, завтрак для Великого князя Георгия Михайловича и его свиты в губернском дворянском собрании, торжественное объединенное заседание городской думы и Нижегородской ученой архивной комиссии, на котором с приветствиями и речами выступили представитель правящей династии Георгий Михайлович, архиепископ Иоаким, нижегородский губернатор А.Ф. Гирс,  городской голова Д.В. Сироткин, председатель ученой архивной комиссии А.Я. Садовский, профессора С.Ф. Платонов, А.А. Кизеветтер, директор Императорского Московского археологического института А.И. Успенский, сенатор Н.Н. Муратов и др. Вечером состоялись парадный обед в губернаторском дворце и раут в городской думе. Чествование великого гражданина и патриота проходило также в Нижегородском народном университете и Военном манеже. Газета «Нижегородский листок» на следующий день писала, что в течение всего дня юбилейного торжества в городских садах, на площадях и у городского театра играли оркестры, пели хоры и буквально весь город высыпал на улицы и площади. 9 мая 1916 г. на имя губернатора А.Ф. Гирса пришла телеграмма за подписью императора Николая II со словами: «Глубоко тронутый горячими чувствами преданности и готовности нижегородцев следовать заветам своего славного согражданина в деле борьбы с врагами родины. Я поручаю вам передать населению Нижнего Новгорода и нижегородской земли мою сердечную благодарность».

Великий князь Георгий Михайлович садится в автомобиль (1-й справа), его провожают нижегородский губернатор А.Ф. Гирс (в центре) и губернский предводитель дворянства М.С. фон Брин (в белом мундире) (кадр из фильма).

Сохранившиеся кадры фильма «Мининские торжества 8-го мая 1916 г. в Нижнем Новгороде», снятые оператором М.И. Владимирским, запечатлели многолюдный крестный ход по улицам города, Великого князя Георгия Михайловича, нижегородского губернатора А.Ф. Гирса и губернского предводителя дворянства М.С. фон Брина, панораму Нижнего Новгорода. Можно предположить, что несохранившиеся кинокадры содержали изображение парада войскам местного гарнизона, кадетам и ученическим дружинам. Но, как бы то ни было, историческая ценность этого кинодокумента в своем роде уникальна как по месту съемки и значимости запечатленного события, так и по особенностям его нового «обретения» через 100 лет!

Подобное «обретение» можно расценивать и как дополнительный повод для того, чтобы придать существующему с декабря 1998 года в Нижнем Новгороде Дню памяти гражданина Минина (21 мая по «новому» стилю) должный Всероссийский статус. Уж кто-кто, а Кузьма Минин этого достоин!

Фотографии из личного архива В.Н. Баталина, а также открытых интернет-источников.