Операторы и работники фронтовых киногрупп. Александров Григорий Семенович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Александров Григорий Семенович

08.04.2020

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 658  — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Связисты в Будапеште. Будапештская наступательная операция 29 октября 1944 г. – 13 февраля 1945 г.".

Александров Григорий Семенович (1904 – 1990)

 Оператор игрового и документального кино. Заслуженный деятель УССР. Украинец. Член ВКП(б) с 1942 г. Окончил Одесский кинотехникум (1927). Начинал работать на Ялтинской, Одесской киностудиях. С 1928 – оператор Киевской кинофабрики ВУФКУ / Киевской киностудии. Был оператором художественных филь­мов «Рейд», «Любовь партизана», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь». В 1934 снимал военно-технические фильмы специального назначения, в 1940 – документальный фильм А. Довженко «Освобождение» о воссоединении Западной Украи­ны и УССР. В 1943–1945 – фронтовой оператор. Специализировал­ся на авиасъемках. Съемки Александрова вошли в фильмы «В Верхней Силезии», «Алек­сандр Покрышкин», «Берлин».

После войны – оператор «Киевучтехфильма» (с 1954 – «Киевнаучфильм»).

Награжден орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями «За освобождение Праги», «За взятие Берлина» и др.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ

 «СТАЛЬНОЙ АЭРОДРОМ»

5 декабря 1944 г.

1-й Украинский фронт

Монтажный лист №№ 1649, 1650

Операторы: Кутуб-заде, Быков, Александров   

Поздняя осень в Польше. Раскисли аэродромы, посадочные площадки… Боевые самоле­ты увязают в грязи, взлет и посадка во многих точках стали невозможными. Но сталинская авиация не может бездействовать – в любую погоду, в любых условиях. И вот – командо­вание дает боевой приказ: создать в условиях фронтовой полосы (в первом эшелоне) аэро­дром из металлических плит. Эти плиты сделаны в Америке; аэродром (будущий) прибыл по железной дороге в 171 жел. дор. вагоне. Обычный бетонный аэродром строится 2-3 м-ца, в осенне-зимних условиях его сооружение связано с огромными трудностями. Стальной аэродром по инструкции ВВС укладывается в 7-8 дней (американская норма).

На заснятом строительстве работа выполнена в 5 ½ дней при отличном качестве (согласно акта приемки). Строительство шло почти все время под дождем, грязь вывозилась тысячами автомашин. Привезено 10 000 машин песку (на подкладку), уложено около 100 000 штук плит.

Лучшая бригада укладчиков: мл. сержант Даниленко, рядовые Первухин и Уткин. На­чальник строительства подполковник Баженов.

Приемку производили: командующий воздушной армией генерал-полковник Красов­ский, начальник тыла армии генерал-майор Рябцев, командир корпуса, который переба­зируется на новый аэродром, генерал-лейтенант Рязанов.

За образцовое выполнение задания и отличное качество представлены к награжде­нию орденами и медалями 70 чел.

Первым приземлился на аэродроме командир н-ской дивизии подполковник Шундриков.

Работа на строительстве велась днем и ночью (при свете прожекторов).

Неоднократные попытки немецкой авиации помешать работам были отражены мет­ким зенитным огнем.

Приметы: у теодолита стоит основная группа руководителей строительства. Смотрит в окуляр полковник Глухов (н-к района авиабазирования), рядом стоит подполковник Баженов. Красовский – в шинели.

Рябцев – толстый в кожаном пальто и папахе.

Рязанов – в кожаном пальто, высокий, худой.

Примечание: часть материала войдет в фильм «Хозяева неба».

Незаверенная копия. Машинопись.

«ВОЗДУШНЫЕ СЪЕМКИ БРЕСЛАУ»

1-й Украинский фронт

Монтажный лист № 855

Оператор: Александров

270 м

Автострада у Бреслау – дорога на Бреслау. Вот город, он снят, окутанный дымом и горящим с юга, востока, запада, севера. Снят общим планом и укрупненным. Аппарат все время приближается к городу. Вот его окраины, стоят ровными шеренгами одноэтажные домики «по-солдатски в строю». Все ближе и ближе подлетает аппарат. Панорама са­молетом по городу огня, дыма. 12 очагов сильного дыма и огня панорамирует аппарат. Несколько панорам перспективной съемки, отчетливо, хорошо виден на переднем плане разрушенный город, вдали огни, дым, самолет фиксирует плановые съемки, видны це­лые улицы, районы, кварталы разрушений, проходит по Одеру, то же самое – везде руины и горят. Вот здание, горящее крупно, показ отдельно крупно очагов пожара. Отчетливо и хорошо виден огонь и детали пожара – дома, языки пламени и дыма, такой показ дета­лей 8 очагов пожаров. Самолет пролетает через дым и <…> снимает руины и очаги пожа­ров, это плановая самолето-панорама, еще несколько планов. Отдельно заводы – руины, ж.-д. станция – руины, замечательное водно-спортивное сооружение. Железнодорожная станция с составами одних скелетов вагонов. Тут же Одер и вздыбившийся от бомбы мост. Кругом видны хорошо воронки от бомб и целый ряд общих планов и деталей города.

Всего 270 м исключительно воздушных [съемок] (кроме того, один план панорамы – снято кладбище наших воинов. Там, где ворота – танки).

Незаверенная машинописная копия.

«Горит земля... Загорелись карьеры угля поверхностного залегания. Горит площадь до 8 квадратных километров...»[1]

1-й Украинский фронт

Монтажный лист № 574

Оператор: Александров Г.С.

Описание материала:

Идет быстрая работа по подготовке боевых машин к вылету.

Работают техники – укладывают патроны, лебедкой подвешивают тяжелые 500 кг бомбы. По 4 бомбы, подвешенные на фюзеляже Пе-2. Расходится один, второй экипажи самолетов.

По машинам – надевают парашюты и в машины – вторая группа внутри кабины. Снято из середины, видны ноги и руки – управляют самолетом.

Старт Пе-2 – одна за другой подходят группы «Пешек» и взлетают, за ними стоят дру­гие группы с запущенными моторами. Вторая группа пошла по полосе, оставляя вихрь пыли, через ее клубы видны другие машины, стоящие на старте, а также поднимающиеся в воздух – пошли «Кобры» в воздух.

На старт Илов – стоит масса Илов на старте, запущенные винты, 45 машин одновре­менно стоит на старте, и запущены моторы – столбы пыли и песка взметая высоко за собой, уходят группа за группой в небо – на задание, а на старт продолжают подходить все новые и новые машины.

Проходят в воздухе группа за группой Пе-2, также низко проходят группы Илов – пошли на боевое задание.

Под самолетом Пе-2 город Форст[2]. Окутан дымом и пожарами от бомбежки (снято во время боевого вылета на Пе-2).

После задания самолеты Пе-2, «Кобры», Илы садятся на свои аэродромы.

С воздуха крепость – город Глогау[3] – полностью разрушена. Под крылом самолета приходит город – это одни руины, развалины, даже редко можно увидеть клетку домов.

Проходит центр города – взорванные мосты через Одер, горящая ж.-д. станция, более укруп­ненная панорама с самолета города Глогау, отчетливо видны разрушения бывшего города.

Высоко в небе идет зажженная немецкая машина Ф-13. Потом стремительно падает на землю. На месте падения самолет ушел в землю, по всему полю разбросанные об­ломки машины, горят детали в разных местах. После трудного задания приходит на свой аэродром один Ил, подбитый немцами. Неуклюже садится, стрелок раненый. Подъезжает санитарка, забирают стрелка, приносят в санитарку, аппарат скользит по самолету. В пло­скостях видны пробоины двери от 3А (зенит. артил.), спущенное колесо шасси пробито.

Вот один из героев-штурмовиков. Герой Вислы, Одера, Нейсе гвардии-капитан Герой Сов. Союза казах Бегельдинов. После задания выходит из машины, докладывает гвардии майору Степанову (Герой Сов. Союза), после доклада показ портрета Бегельдинова. На зрителя смотрит приятное волевое лицо Бегельдинова. На груди иконостас орденов.

Удирая, немцы оставляют массу авиатехники. С самолета снято – на опушке леса стоит много машин, самолетов. Проходит панорама: все они, почти выведенные из строя сами­ми же немцами.

На другом аэродроме видны сотни самолетов-истребителей и штурмовиков.

Горит земля. С высокого обрыва видны огромные карьеры. После артподготовки загорелись карьеры угля поверхностного залегания. Горит площадь до 8 квадратных километров. Все оку­тано дымом. Панорама этого грандиозного пожара. Отдельные укрупненные планы.

Группа пленных немцев – 1500 немцев – идет по дороге. Общий план с машины, два плана средних. Более крупные планы – проходят мимо аппарата пленные. Видны почти дети и глубокие старики. По-видимому, это фольксштурм[4].

Оператор Александров.

Подлинник. Автограф. Без даты.

___________________________
1. Название монтажного листа отсутствует.

2. Форст (нем. Forst) – город в Германии, районный центр, расположен в земле Бран­денбург. Был освобожден Красной Армией 18 апреля 1945 г. Входит в состав культурно-территориальной автономии «Лужицкая поселенческая область», на территории которой действуют законодательные акты земель Саксонии и Бранденбурга, содействующие сохра­нению лужицких языков и культуры лужичан. Официальным языком в населенном пункте, помимо немецкого, является лужицкий.

3. Город-крепость Глогау был взят Красной Армией 1 апреля 1945 г.

4. Фольксштурм – боевые отряды из ополченцев, были сформированы по личному при­казу Адольфа Гитлера от 18 октября 1944 года о тотальной мобилизации всего мужского населения в возрасте от 16 до 60 лет, не состоящего на военной службе. К маю 1945 года было сформировано около 700 батальонов фольксштурма.

Всех будущих новобранцев фольксштурма разделили на четыре категории.

Категория I – люди, не занятые на производстве, могли служить в пределах администра­тивного округа.

Категория II – люди, занятые на производстве, могли служить только в их родном районе.

Категория III – молодые люди в возрасте 16–20 лет.

Категория IV – люди с ограниченными физическими возможностями, могли выполнять задачи охраны тыловых объектов.

Осенью 1944 года на Восточный фронт было направлено до ста батальонов, а на Западный – до пятидесяти батальонов фольксштурма. Затем количество их возросло (в апреле 1945 только в Берлине насчитывалось до двухсот батальонов). Бойцы опол­чения использовались для строительства и охраны тыловых оборонительных рубежей, помощи в эвакуации, а также для пополнения кадровых армейских частей, участвовали в боях в Силезии, Венгрии, на Одере, Нейсе, при обороне Берлина (6 тыс. фольксштур­мовцев).

Фольксштурм не оправдал возложенных на него надежд придать войне на территории Германии «народный характер», так как в целом его моральное состояние и боевая подго­товка были низкими.

Тем не менее, на Восточном фронте некоторые отряды ополчения оказывали яростное сопротивление наступающей Красной Армии.

«Аппарат фиксирует внизу под собой разрушенный центр города...»

4 мая 1945 г.

1-й Украинский фронт

Оператор: Александров Г.С.

Поле аэродрома: на старте стоит группа самолетов Пе-2, готовая к вылету на Берлин.

Взлет парами бомбардировщиков. Одна группа, вторая группа. Взлетает прикрытие: истребители «кобры».

Пункт наведения: связываются по радио – группа одна, вторая над пунктом воздуш­ного наведения, боевой разворот, заход на цель.

С воздуха после бомбежки: горят леса, в лесах скрыта большая группировка немцев (между Котбусом[1] и Берлином). В дыму окутан горящий лес (с воздуха), в лесу следы разгрома немецкой крупной группировки: плотной массой стоит обгорелая поломанная немецкая техника – тягачи, пушки, бронетранспортеры, между ними лежат убитые фри­цы. Панорама по разгромленной технике и живой силе неприятеля.

Отдельные детали (массовый показ) уничтоженной техники.

Об. план – видно более 30 шт. разных авто-броне-единиц, сожженных после бом­бежки. Продвигаясь дальше (вглубь леса), видим такое же массовое количество унич­тожения, кроме автотехники, пушек и т.п. видно много разгромленных повозок и убитых немцев и много убитых лошадей.

Несколько общих планов. На переднем – группы убитых фрицев на фоне разбитой сожженной техники.

Вот группа до 10 фрицев у орудия – виден был орудийный расчет – орудие погибло и тут же лежат кучно фрицы, дальше – группа лежит фрицев, смерть их застала в самых неожиданных позах – один как будто еще стреляет, второй с зажатым фаустпатроном подмышкой склонился на бок, «не успел выстрелить»; вот пара фрицев, успев кое-как вырыть наспех мелкие окопы, с винтовками примостились, отстреливаются. Смерть так и застала их в полудвижении боя, и разные другие подобные детали – все это свидетель­ствует о внезапности штурма и плотной массы комбинированного огня с самолетов.

А вот те, кто сдался и прекратил сопротивление – у опушки леса более 4000 фрицев си­дит на поляне (панорама по этой группе фрицев), несколько планов и деталей этих пленных.

С воздуха. Проходим город Котбус. Об. план города – отдельные улицы, река, раз­рушенные города – разворачиваемся и идем на Берлинскую автостраду. Пролетаем по автостраде – видны две ленты дорог, их пересекают мосты, вот навстречу движется двух­километровая колонна пленных фрицев.

На автостраде большое движение – колонны автомашин, танки, тягачи, бесконечные ленты подвод. Все ближе подлетаем к Берлину – чаще попадаются взорванные мосты на автостраде.

С воздуха видны такие же бесконечные ленты подвод и авто-мототехники.

Мимо аппарата вдали проходят мачты Берлинской радиостанции.

Вот вдали показался в дыму Берлин. Панорама – пролет мимо очагов пожаров, видны на переднем плане разрушенные коробки, вдали – горящие здания правительственных учреждений; пролетаем ближе, рассматриваем город – аппарат фиксирует внизу под собой разрушенный центр города, одновременно с пролетом аппарат панорамирует и переходит от плановой съемки к перспективной, видно одно разрушение – стены, груда кирпичей, в перспективе – пожары и дым.

Вторая панорама – пролет с другой стороны города, видны такие же разрушения до­мов, кварталов, улиц; пролетаем над каналом, рекой – такая же картина: разрушенные кварталы, мосты; крупно плановая съемка – под аппаратом видны разрушенные улицы, которые теперь стали почти все одинаковые, пролетая, аппарат видит только одни клетки и одинокие стены.

Отдельные детали с воздуха – Рейхстаг, Тиргартен-вокзал, вот видно было огромное здание – после попадания солидной бомбы остались причудливые развалины, среди них каким-то чудом стоит одна 8-9-этажная стена, несколько очагов пожара.

Опять аппарат пролетает вдоль канала в перспективной съемке – общий план разру­шенного города с очагами пожаров, еще более общий план Берлина в перспективе.

Александров Г.С.

P.S. Разбитая техника – «следы комбинированного удара авиации». Снято в лесу и при туманной погоде, нужно, чтобы учли при проявке.

Александров.

Машинопись. Незаверенная копия. Название монтажного листа отсутствует.

_____________________________
1. Котбус – город на востоке Германии, второй по величине город земли Бранденбург после Потсдама. Входит в состав культурно-территориальной автономии «Лужицкая посе­ленческая область», на территории которой действуют законодательные акты земель Сак­сонии и Бранденбурга, содействующие сохранению лужицких языков и культуры лужичан.


Материалы по теме