Опубликовано: "Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; с. 190-191). Фото: Эрмитаж. 1942 год. Источник: МАММ / МДФ.
КИНООПЕРАТОРЫ ЛЕНИНГРАДА ИДУТ НА ЗАПАД
Из заметок Юрия Каравкина для Совинформбюро
Это утро превратило кинооператоров Ленинграда из летописи титанической двухлетней обороны в участников и певцов долгожданного наступления.
...Ударили орудия, расположенные в самом городе... Заговорил главный калибр кораблей Краснознаменной Балтики... Стреляли бронепоезда... Прямой наводкой били пушки переднего края. Наступил час возмездия. И пятнадцать кинорепортеров оказались в этот момент на тех местах, откуда обрушился на немцев огневой смерч.
Вот расчет батареи, заснятый на фоне величественной ленинградской панорамы — Невы, ее набережных и мостов. Жерла орудий вздрагивает, посылая очередной огненный заряд, а над далеким мостом деловито, быстро спокойно проплывает трамвайная дуга.
Мы видим действия нашей пехоты, выход танков, поле боя первого дня наступления. Появляются места только что бывшие немецкими укреплениями: разрушенные железобетонные доты, взорванные блиндажи, развороченные траншеи, поверженная вражеская техника, трупы немцев.
И вот на экране пушки, из которых меньше суток назад враг обстреливал Ленинград. Увековечен эпизод, когда захваченная нашими красноармейцами немецкая мортира, была повернута в обратную сторону и исправно повела огонь по своим убежавшим хозяевам.
Под защитным капюшонами — лица трех немецких артиллеристов. Оператор счел необходимым заснять крупные портреты той тройки пленных. Пусть зритель разглядит подробно тех, кто из дальнобойного орудия наносил Ленинграду рану за раной!
Вот окраины Красного Села, первого из городов, очищенного от врага, атакующими ленинградцами. В трубы минометов опускаются снаряды. Автоматчики занимают здание фабрики. Кинорепортеры сопутствуют бойцам. Пленка фиксирует жестокую правду войны. На снегу Красносельского парка мы видим раненых красноармейцев.
Репортаж ведется безостановочно, день и ночь. Киноаппарат в освобожденном Петергофе. Сколько раз в мирные годы великого этого чудесного места — жемчужины русского зодчества. Как просто было выбирать и находить для съемок самые яркие картины Петергофских праздников, народных гуляний... Кинодокументы нынешнего Петергофа — это обвинительные акты против немецких вандалов. Дворцы и павильоны — шедевры Растрелли стали руинами. Сидевший здесь два с половиной года враг все разграбил, опустошил, разрушил, перед уходом поджог.
Немцам не помогают ни их укрепления, ни огромное количество орудий. На экране железные колючие волны неприятельских проволочных заграждений, за стывшие, продырявленные «Фердинанды». Впервые попадают на кинопленку десятиствольные минометы — новинка немецкой военной техники.
Грабеж немцев был тотальным. Они вывезли в Германию статую Самсона, украшавшую Петергоф. А на одной деревенской улице кинооператор увидел нагромождение медных самоваров. Они были похищены из крестьянских домов окрестных сел и предназначались к вывозке в Германию.
Гатчина. Павловск... Кинокадры показывают, как неудержимо развертывается пружина нашего наступления. И повсюду в этих местах знаменитых своими памятниками мирового искусства, творениями великих архитекторов, вопиющие следы немецкого варварства, кощунства и разбоя. Операторы пишут объяснения к съемкам, срочно посылаем мы и в Ленинград:
«Развалины Александровского дворца»...
«Обгорелые стены павильона Петра первого «Марли»...»
«Руины тронного зала Екатерининского дворца»...
Придя с войсками в Царское село (ныне город Пушкин) святыня русской культуры. В лицее провел свои юные годы гения поэт Александр Сергеевич Пушкин. В тени деревьев Красносельского парка бродил он, охваченный поэтическим трепетом... и с гордостью в сердце дает кинооператор своей съемке заголовок:
«Остатки Пушкинских аллей»...
Одному из киножурналистов приходится отстать от передовых частей армии. Надо запечатлеть на кинопленке для государственной комиссии по расследованию зверств и разрушенных причиненных немецкими захватчиками в Ленинградской области. Вот панорама разбитых колонн знаменитой Камероновой галереи (город Пушкин), вот члены Государственной комиссии: Митрополит Ленинградский и Псковский Алексий, профессор Добржинский, главный архитектор Ленинграда Баранов.
Так, кинохроникеры, снимая наступление, помогают вести счет злодеяниям немцев.
Оставшиеся в самом Ленинграде операторы увековечили незабываемую ночь в истории города — салют артиллерии в честь полного освобождения от вражеской блокады. На кинопленке — сияющие огни фейерверков над Адмиралтейством, над широкими проспектами города героя. Прожектора ищут не налетчиков в небе, а освещением радостью смеющиеся, восторженные лица ленинградцев, аплодирующих победному салюту.
Начавшиеся в первый час наступления съемки ленинградских кинооператоров включаются в очередные Союзкиножурналы. Сегодня выпускается журнал № 6, целиком посвященный победам войскам Ленинградского фронта.
ГЦМК. Ф. 56.