Опубликовано: журнал «Пресс-служба» (Всероссийский специализированный журнал для пресс-секретарей, сотрудников пресс-служб и специалистов по связям с общественностью, 2006, №12, стр. 20-28). Материал подготовила Юлия Сизова, руководитель регионального центра по химразоружению РГ в г. Кирове. На фото Н. А. Ярошевич.на объекте по уничтожению химоружия в п. Горный (Саратовской обл.). Фото из личного архива.
О приоритетах в работе по информационному обеспечению мероприятий по реализации Конвенции о запрещении химического оружия рассказывает Нина Александровна Ярошевич (координатор работ, проводимых в рамках информационной поддержки федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»).<...>
КСТАТИ:
Нина Ярошевич – одна из немногих представителей СМИ, кому не так давно довелось лично побывать в хранилище боевых отравляющих веществ объекта «Марадыковский». Она возглавляла группу журналистов телеканалов («РТР», «НТВ», ТВЦ», «Russia Today», ТВ-«Экспресс» (Пенза) и ГТРК «Вятка»), которым была предоставлена возможность посмотреть собственными глазами, а потом показать телезрителям, как хранятся боеприпасы со смертельными химическими веществами. Для этого понадобилось принять душ, переодевание в казённую одежду и специальные защитные костюмы. Кстати, среди вошедших в «святая святых» объекта «Марадыковский» она была единственной женщиной.
Программа действий
На конкурс «Российская газета» совместно с ИТАР-ТАСС (АРМС-ТАСС) предложила специально подготовленную программу мероприятий по реализации конвенции о запрещении химоружия. Заложенные в ней действия имеют внутреннюю динамику, собственные приоритеты и получат своё дальнейшее развитие на этапе 2006-2008 годов и далее до 2012 года. В программе определены основы информационной деятельности госзаказчика и представлена система приоритетов и мероприятий, направленных на решение стратегической задачи по разъяснению государственной политики России в данном вопросе. Значительное место уделено мерам по противодействию дезинформации населения и различным спекуляциям на проблемах химического разоружения. Программа предусматривает создание системы взаимодействия государственных структур с населением, проживающим в местах хранения и уничтожения химического оружия, и общественностью посредством использования профессионального, технического, а также административного потенциала «Российской газеты» и ИТАР-ТАСС (АРМ-ТАСС). Это даёт возможность осуществлять разъяснение многочисленных задач, решаемых Россией в процессе уничтожения химоружия.
Известно, что ещё не все в нашей стране разделяют оптимизм в деле химического разоружения. Ни для кого не секрет, что существуют протестные настроения части населения в регионах и на местах, которые обусловлены дезинформацией граждан и, как следствие, спекуляциями на проблемах химического разоружения. Есть разные точки зрения на процесс и сроки уничтожения химического оружия, а также на возможность невыполнения Россией своих конвенционных обязательств в этой области.
Исходя из сложной социально-психологической обстановки, особенно в областях, где расположены объекты по хранению и уничтожению химического оружия, мы пришли к выводу о необходимости активизации разъяснительной работы с населением. Акцентировать внимание следует на том, что химическое разоружение – это общенациональная программа, а не мероприятие только местного масштаба, направленное, так или иначе, на изменение среды обитания лишь местного населения. Подвижки в формировании позитивного общественного мнения должны помочь местным властям и населению более спокойно и конструктивно решать проблемы, возникающие в ходе реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в России», предотвратить или ослабить спекуляции некоторыми лицами и отдельными организациями на теме химразоружения.
Мы осознавали, что повышенное внимание к информационным методам и средствам формирования общественного мнения особенно важно сегодня, когда Россия приступает к этапу уничтожения 20 процентов запасов химического оружия. Когда мы работали над программой информационного обеспечения, в ряде регионов (места хранения химического оружия) на фоне социально-экономических проблем отмечалась тенденция к снижению объёма информирования населения. Прежде всего, это касалось сельских населённых пунктов.
Мы решили, что для более активного информирования населения в зонах защитных мероприятий необходимо, в первую очередь, обеспечить его печатными информационно-справочными материалами в заказанных количествах. Речь в данном случае идёт об их бесплатной рассылке получателям. Кроме того, необходимо участие наших представителей непосредственно на собраниях и митингах граждан, активное привлечение к этой работе общественных помощников.
При этом надо использовать по возможности широкий набор методов и средств информационного характера, включая региональные СМИ, теле- и радиовещание, проводить встречи, круглые столы, семинары, прямые телефонные линии, наладить выпуск тематической литературы, сделав упор на разъяснении комплекса мер по обеспечению безопасности граждан, проживающих и работающих с зонах защитных мероприятий, их социальной защиты, охраны окружающей среды.
Мы чётко определили для себя, то наша информационная программа должна стать логичным развитием и неотъемлемой частью ФЦП, исходить из её следующих основных целей:
— уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации;
— конверсия или уничтожение объектов по производству, разработке химического оружия и ликвидация последствий их деятельности;
— выполнение Российской Федерацией обязательств по конвенции.
ПРИОРИТЕТЫ
Подготовленные нами мероприятия включают в себя несколько основных составляющих, которые в совокупности и во взаимодействии друг с другом направлены на повышение эффективности информационного обеспечения мероприятий ФПЦ. Позволю себе перечислить их:
— приоритетность – определяется с позиций интересов граждан и общественных организаций в выборе мероприятий УХО, подлежащих информационному обеспечению, и устанавливается по рекомендациям Федерального агентства по промышленности, Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, ведущих научно-исследовательских, конструкторско-технологических проектных организаций в области УХО, социологических исследований, проводимых в области УХО.
При этом базисными приоритетами являются вопросы обеспечения безопасности, охраны окружающей среды и охраны здоровья, которые провозглашены Конвенцией, соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, другими актами законодательства Российской Федерации и решениями Государственной комиссии по химическому разоружению
— объективность информационного освещения мероприятий по УХО, что наиболее сильно влияет на перелом настроения граждан и общественных организаций в сторону их позитивного отношения к этой проблеме
— доступность в получении информации по УХО, что является важным фактором повышения доверия граждан и общественных организаций ко всем участникам, реализующим мероприятия по УХО
— оперативность информационного освещения мероприятий УХО, что имеет существенное значение для упреждающего предотвращения злостных измышлений и спекуляций по проблеме УХО
— использование многообразия видов информационных продуктов и соответствующих технических средства и фиксации, производства и доведения до потребителей – печатная продукция, радиовещание, телевидение, видеопродукция , Интеренет и т.п.
— структурирование граждан и организаций на группы (елевые аудитории) в зависимости от административных, профессиональных, социальных, статусных и иных интересов и формирование для них информационных продуктов с учётом указанных интересов. Например, наиболее широкую градацию имеют целевые аудитории по следующим уровням:
— регионально-муниципальный;
— федеральный
— международный.
При этом наиболее приоритетным признан уровень муниципальных образований, на территории которых расположены объекты хранения и уничтожения химического оружия, проживает персонал объектов и граждане, работающие в зоне защитных мероприятий то население является, с одной стороны, получателем определённых социальных преимуществ в связи с участием в процессе химразоружения, а с другой – редко становится инициатором возникновения социальной напряжённости. Поэтому в первую очередь местные жители должны быть своевременно и в полной мере быть информированы по всем острым вопросам процесса химического разоружения – техническим экологическим, медицинским, социальным и другим.
Что касается федерального уровня, то его роль в области информационного обеспечения процесса химического разоружения определяющая и связана как с разработкой и реализацией информационной политики, так и с превалирующим объёмом и высоким качеством соответствующей информационной продукции.
Важным также является и международное направление информационной работы, особенно применительно к государствам, которые принимали участие в процессе подготовки и ратификации Конвенции, в том числе в части правительственных и общественных структур, активно содействующих процессе химического разоружения в России.
Наличие широкой корреспондентской сети «Российской газеты» и ИТАР-ТАСС в России и в 79 государствах дальнего зарубежья, эффективное информационное сопровождение процесса химического разоружения позволит довести до мировой общественности большие масштабы научной, технической, производственной и социальной работы по уничтожению химического оружия. Всё это безусловно, положительно повлияет на укрепление позитивного имиджа России в мире.
Примером может служить организация и проведение телемоста «Москва – Камбарка – Екатеринбург», приуроченного с сдаче в эксплуатацию объекта по уничтожению химического оружия в г. Камбарка Удмуртской Республики. В общей сложности на мероприятии в названных городах присутствовало более 60 журналистов. Кроме того, объект в Камбарке был открыт для посещения представителями международных, российских федеральных и региональных СМИ. Был подготовлен и издан пресс-кит (пресс-релиз, выступление заместителя руководителя Федерального агентства по промышленности В.И. Холстова, специальное цветное шестиполосное приложение к «Российской газете» «Проект – Камбарка»). Материалы, освещающие мероприятие в г. Камбарка, были впущены в свет всеми участниками пресс-конференции, а сюжеты об этом событии были показаны всеми федеральными телеканалами России.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ
Региональные информационные центры (до 2006 года региональные информационно-аналитические центры) по вопросам химического разоружения были созданы в регионах хранения и уничтожения ХО в конце 2003 года. В период с 200 по 2005 год проводимая некоторыми РИЦами деятельность не способствовала снижению социальной напряжённости, связанной с проблемой уничтожения химического оружия.
Например в сентябре 2005 года в Кировской области был организован отдельными гражданами поток писем в адрес Администрации Президента Российской Федерации из г. Котельнич и пгт. Оричи с требованиями прекратить строительство завода по уничтожению химического оружия. В этот период в Кировской области Региональный информационно-аналитический центр действовал на базе одного из областных учреждений. Работа данного центра с прессой была сведена, по сути, к работе с одной газетой, в публикациях которой неточно расставлялись акценты и делались заявления, не способствующие повышению имиджа федеральной власти, что является некорректным с точки зрения ведения информационной работы.
Необходимо отметить недостатки и в деятельности РИЦ по вопросам химразоружения в Удмуртской Республике, на территории которой расположено два объекта по хранению и уничтожению химоружия. Данный РИЦ в своей информационной работе столкнулся с целым рядом сложностей, с которыми е мог справиться в полной мере. В результате информационная деятельность по противодействию промышленному уничтожению химоружия. Данный РИЦ в своей информационной работе столкнулся с целым рядом сложностей, с которыми не мог справиться в полной мере. В результате информационная деятельность по противодействию промышленному уничтожению люизита на заводе в Камбарке была распространена и на территорию Башкирии.
Аналогичная ситуация в определённой степени складывалась и в других регионах хранения и уничтожения химического оружия.
В 2006 году редакция «Российской газеты» самостоятельно определила организации, которые выполняют работы по информационной поддержке ФПЦ в шести регионах хранения и уничтожения химического оружия. И стала проводить мероприятия, в том числе информационного характера, через следующие свои организации и региональные представительства:
— региональный информационный центр по вопросам химического разоружения в Удмуртской Республике (на базе Государственного учреждения редакции газеты «Известия Удмуртской Республики» в г. Ижевске)
— региональный информационный центр по вопросам химического разоружения в Пензенской области (на базе общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Экспресс» в городе Пензе региональная телекомпания)
— межрегиональный редакционно-информационный центр по вопросам проведения мероприятий по вопросам проведения мероприятий по информационной поддержке федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», координирования деятельности РИЦ и групп по работе и связям с общественностью объектов по хранению и объектов по уничтожению оружия в регионах хранения и уничтожения химического оружия (на базе Приволжского регионального представительства ФГУ «Редакция «Российской газеты» в г. Саратове)
— региональный информационный центр по вопросам химического разоружения ФГУ «Редакция «Российской газеты» в г. Кургане (на базе Уральского регионального представительства ФГУ «Российской газеты»)
— региональный информационный центр по вопросам химического разоружения ФГУ «Редакция «Российской газеты» в г. Кирове (на базе Приволжского регионального представительства ФГУ «Редакция «Российской газеты» в г. Нижний Новгород);
— региональный информационный центр по вопросам химического разоружения ФГУ «Редакция «Российской газеты» в г. Брянске.
Региональные информационные центры по вопросам химического разоружения ГУ «Редакция «Российской газеты» созданы в регионах хранения и уничтожения химоружия и действуют на базе региональных представительств «Российской газеты».
Целью РИЦ является оказание содействия генеральному подрядчику по информационной работе в формировании через средства массовой информации с использованием методов и средств информационного характера позитивного отношения граждан, общественных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к выполнению Россией обязательств по Конвенции.
В течение 2005 и 2006 годов в региональных представительствах «Российской газеты» сложился авторский коллектив журналистов, которые стали освещать вопросы уничтожения ХО, серьёзно вникая в суть этой проблемы.
Большая роль в реализации программных мероприятий отводится Уральскому региональному представительству в Екатеринбурге и Приволжскому региональному представительству в Нижнем Новгороде. Данные представительства расположены в столицах федеральных округов, на территории которых расположены объекты по уничтожению химического оружия, которые требовали более серьёзной информационной поддержки их деятельности: г. Камбарка Удмуртской Республики (объект пущен в промышленную эксплуатацию 1 марта 2006 г.), г. Щучье Курганской области п. Марадыковский Кировской области (пущен в промышленную эксплуатацию 8 сентября 2006 г.).
На сменных полосах «Российской газеты» («Урал», «Поволжье») журналистами вышеуказанных представительств постоянно ведётся освещение вопросов, связанных с безопасным хранением и уничтожением ХО, занятости населения в связи со строительством объектов по УХО. Кроме этого, освещаются проблемы, связанные с медицинским обеспечением населения, проживающего и работающего в зонах защитных мероприятий объектов по УХО (далее ЗЗМ), строительством объектов социальной инфраструктуры, экологического контроля и мониторинга. Региональными информационными центрами по вопросам химразоружения при постоянной поддержке представительств «Российской газеты» в данных регионах проводятся круглые столы, встречи с населением, осуществляется распространение дополнительных тиражей федеральных выпусков «Российской газеты», а также информационных продуктов, выпускаемых в рамках информационной поддержки мероприятий ФЦП.
Необходимо отметить и деятельность РИЦ по вопросам химразоружения в Удмуртской Республики, на территории корой расположено два объекта по хранению и уничтожению ХО, и действующего на базе ГУ редакция газеты «Известия Удмуртской Республики». Данный РИЦ в своей информационной работе столкнулся с противодействием местных экологических организаций, которые перенесли информационную деятельность по противодействию промышленному уничтожению люизита на заводе в Камбарке на территорию Башкирии. «Российская газета» освещала сложившуюся ситуацию в федеральном выпуске.
Также необходимо сказать несколько слов об информационной поддержке мероприятий ФЦП Волжско-Камским региональным представительством в Казани и Средневолжским представительством в Пензе, которые на сменных полосах («Средняя Волга», «Волга-Урал») постоянно освещают вопросы реализации ФЦП. Известно, что в Пензе начинается строительство полномасштабного объекта по уничтожению химоружия, который должен быть пущен в промышленную эксплуатацию в декабре 2007 года. В связи с этим региональное представительство «Российской газеты» в Пензе уже сейчас начинает принимать активное участие совместно с РИЦ (действующей на базе телекомпании «ТВ-Экспресс») в освещении как строительства самого объекта, так и объектов социнфраструктуры в регионе. Сочетание в информационной работе возможностей печатных и телевизионных СМИ может дать хороший результат в деле информационного обеспечения мероприятий ФЦП, а также способствовать лучшему пониманию населением происходящих процессов в области уничтожения химоружия.
Ещё один пример. На базе Приволжского регионального представительства в г. Саратове действует Межрегиональный редакционно-информационный центр (МРИЦ) по вопросам проведения мероприятий по информационной поддержке ФЦП.
Целью МРИЦ является совершенствование деятельности региональных информационных центров по вопросам химического разоружения в регионах хранения и уничтожения химического оружия по формированию на региональном уровне позитивного отношения общественности к выполнению Российской Федерацией обязательств по Конвенции. Наиболее приоритетным при этом признаётся уровень муниципальных образований тех территорий, где расположены объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия.
Работа МРИЦ в г. Саратове прежде всего основывается на опыте плодотворной работы Регионального представительства ФГУ «Редакция «Российской газеты» (на базе которого в 2005 году действовал РИАЦ по вопросам химразоружения) в Саратове и руководства воинской части первого в России объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области. Используется также опыт группы по работе и связям с общественностью объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный (далее по тексту ГРСО), Саратовского военного института радиационной, химической и биологической защиты. Накопленный в 2005 году опыт, опробованные в Саратове формы и методы информационного обеспечения процесса химического разоружения Исполнитель предполагает использовать и в дальнейшем.
В этой связи наметилось создание единого информационного пространства по модели «регион – центр – регион» с участием РГСО и РИЦ, как уже говорилось ранее, организованных и действующих в 6 субъектах Российской Федерации, где размещены объекты по хранению и объекты по уничтожению химического оружия. Это позволит ликвидировать некоторую разорванность информационных связей между населением, проживающим и работающим в зонах защитных мероприятий, и Государственным заказчиком.
РАЙОННЫЕ ГАЗЕТЫ
Предварительно была проведена подготовительная работа, которая позволила оптимизировать подачу соответствующих информационно-аналитических материалов, в т.ч. и региональными печатными и электронными СМИ. Так, проведённый мониторинг общественного мнения показал, что негативное отношение к программе уничтожения химоружия сформировалось, в частности, в результате:
— ранее проводимой пассивной и нескоординированной информационной политикой в области уничтожения ХО как в России, так и за рубежом, отсутствие достаточно аргументированных информационных материалов, которые рассматривались как бы контрпропаганда в борьбе идей в области уничтожения ХО;
— агрессивной и в ряде случаев неадекватной позицией ряда общественных движений по абсолютному неприятию любых шагов федеральных властей, направленных на уничтожение ХО
— практически полным отсутствием минимума специальных знаний даже у тех добросовестных журналистов, которые пытались светить проблему УХО вполне объективно, при одновременном иногда злоупотреблении излишней наукообразности формулировок в своих информационных материалах.
К работе по освещению данной проблематики в шести регионах хранения и уничтожения ХО был привлечён большой пул региональных СМИ. Представители региональных СМИ, в том числе печатных, отныне приглашаются на все мероприятия, которые проходят в регионах в рамках выполнения ФЦП. Региональные информационные центры обеспечивают журналистов информацией, необходимой при подготовке печатных и видеоматериалов, совместно с ГРСО оказывают содействие при посещении объектов по хранению и уничтожению химоружия.
Отрадно, что журналисты в публикациях стараются от чисто информационной подачи материала перейти к анализу ситуации в том или ином регионе, помочь населению разобраться:: кто и за что отвечает в регионе строительства объектов УХО. Объективными публикациями журналисты стараются противодействовать откровенной дезинформации, которая время от времени то тут, то там ещё появляется. В 2007 году планируется проведение семинара с журналистами региональных СМИ, пишущими на тему химразоружения.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕРЫ
В рамках выполнения Программы были поведены социологические исследования в посёлке Марадыковский, г. Камбарка Удмуртской Республики и г. Щучье Курганской области. В ходе проводимых исследований изучались проблемы, связанные с хранением химического оружия, а также деятельностью объектов по его уничтожению. Большинство населения, проживающего в зоне защитных мероприятий объектов, выражает обеспокоенность по поводу хранения и предстоящего уничтожения химического оружия. Большую тревогу вызывает вероятность аварий, которые могут возникнуть как при хранении химоружия, так и при его дальнейшем уничтожении.
Опросы, проведённые в п. Марадыковский Кировской области, показывают, что информации о перспективах строительства объектов социнфраструктуры, влияние объекта на окружающую среду и здоровье населения не хватает. Источником информации для населения остаются слухи, это общая тенденция для всех регионов. Высок уровень недоверия населения к действию местных властей и т.д.
Конечно, одними публикациями и телевизионными репортажами достаточно сложно в одночасье изменить отношение населения и общественных организаций к существующей проблеме. Только постоянный диалог всех ветвей власти с населением и общественными организациями поможет добиться лояльного отношения населения, проживающего в зоне защитных мероприятий, к проблеме хранения и уничтожения химоружия. В регионах есть все инструменты для постоянного и объективного информирования населения по всей проблематике. Здесь необходимо отметить, что особое значение в формировании позитивного общественного мнения относительно процесса уничтожения химического оружия в России приобретают круглые столы», которые проводятся под эгидой «Российской газеты» с привлечением представителей государственного заказчика, научно-исследовательских и медицинских учреждений, надзорных органов, региональных и местных органов власти. Эта форма информационной деятельности является весьма эффективной, так как позволяет вести открытый диалог по всему спектру проблем в области уничтожения химического оружия и одновременно даёт возможность представителям СМИ и общественных организаций получать объективную информацию «из первых рук».
Кроме того, в рамках выполнения программы необходима консолидация деятельности действующих РИЦ по информационному обмену как между регионами, так и между регионами и центром. Оказание помощи РИЦ и ГРСО в работе с региональными и районными СМИ, в подготовке качественных материалов, касающихся конвенционных проблем. Необходимо создание условий для работы РИЦ, направленной на совершенствование организационных форм взаимодействия с населением, общественными организациями, образовательными и другими учреждениями, руководителями объектов УХО, администрациями территорий.
Говорить о каких-либо положительных изменениях в отношении населения и общественных организаций к процессу химического разоружения можно будет только по результатам анализа ситуации в регионах и сделанных на основе этого анализа выводов. Безусловно, будут необходимы и повторные социологические замеры.
На сегодняшний день совершенно очевидно, что масштаб, государственная и международная значимость проблемы УХО в Российской Федерации как общенациональной программы требуют продолжать работу по совершенствованию и повышению эффективности функционирования информационной системы.
БЛИЦ
— Нина Александрова, расскажите о том, как складывались отношения генерального подрядчика информационной работы – «Российской газеты» с государственным заказчиком. Не секрет, что военные не любят делиться информацией, но всё же после стольких лет замалчивания проблем, которые можно и нужно обсуждать с обществом, они научились быть более открытыми…
— Можно сказать, что на первоначальном этапе отношения с государственным заказчиком складывались неоднозначно. В этой связи я хотела бы процитировать заместителя руководителя Федерального агентства по промышленности Виктора Ивановича Холстова. В своём интервью «Российской газете» по поводу окончания работы завода по уничтожению химоружия в посёлке Горный Саратовской области он сказал следующее:
«В Горном все мы учились быль информационно открытыми для общества. Этот опыт дался нелегко и не сразу, но он наработан, используется нами и порой бывает не менее важным для успеха дела, чем опыт решения производственных задач».
Это говорит о том, то «верхи» поняли: занавес необходимо открыть. Однако «среднее звено», если можно так сказать, по инерции продолжало ограничивать доступ представителям СМИ к получению информации с объектов. Причём порой совершенно безобидной информации, никак напрямую не связанной с процессом уничтожения химоружия. Однако и в этом звене ситуация начинает выправляться.
Мы изначально провозгласили основные приоритеты в своей работе: объективность, доступность в получении информации, оперативность информационного освещения процесса уничтожения химоружия. Государственному заказчику были предложены все способы информационной работы, которые могут вести «Российская газета» и ИТАР-ТАСС (АРМС-ТАСС).