Опубликовано: журнал «Искусство кино» № 7 за 1936 год. На фото: ассистент оператора Евгений Андриканис во время съемок фильма «Поколение победителей». 1936 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 8881951 (Музей кино).
Перед советской кинематографией в связи с наступающим в 1937 г. двадцатилетием Октябрьской революции еще в конце 1935 г. была поставлена ответственнейшая и почетная задача создать фильмы, содержание и качество которых по идейной значимости и художественной ценности соответствовали бы этой великой дате. Эта задача требует как от всех киноорганизаций, так и руководящих и творческих работников кинематографии максимального внимания к предстоящей работе. Иными словами, необходимо создание в возможно кратчайший срок четких и реальных тематических планов юбилейных постановок.
Как же справились с этой задачей наши киностудии? Проверив проделанную ими за последние 4 — 5 месяцев подготовительную работу, ГУКФ признал ее неудовлетворительной, недостаточно соответствующей задачам юбилейного года и в части тематики, и в части обеспеченности портфелей студий высококачественными сценариями. Анализ планов киностудий показал, что они явно недоработаны, несмотря, казалось бы, на большое количество договоров, заключенных с писателями и кинодраматургами на сценарии (Ленфильм — 38, Мосфильм — 45, Украинфильм — 25, Госкинпром Грузии — 18, Белгоскино — 14, Азерфильм — 10, Арменфильм — 11, Тадшикфильм — 5, Узбекфильм — 7, Туркменфильм — 9). Это явилось следствием того, что большинство кинофабрик начало подготовку к 1937 г. лишь в самое последнее время, после ряда категорических напоминаний ХПО ГУКФ.
В результате выяснилось, что в этих планах, несмотря на количественное преобладание современной тематики, наиболее разработанными в большинстве случаев оказались историко-революционные, историко-партийные темы. Темы, рисующие образы передовиков-стахановцев, рабочих и колхозников, победу социализма в надшей стране, не обеспечены достаточным количеством реальных договоров.
Создание подлинно художественных фильмов, отражающих победу социализма в нашей стране, образы новых людей, воспитанных партией Ленина — Сталина, горячо любящих свою прекрасную родину, создание фильмов о новом социалистическом отношении к труду, о дружбе народов и мн. др. — должно было явиться не менее значительной частью плана. Этого киностудии не учли в должной степени. Кроме того, в рассмотренных заметках планов обнаружено неверное соотношение между тематикой жанров серьезного и веселого, причем в ряде планов темы комедий и пр. представлены 1 — 2 названиями.
Комедийные, научно-фантастические и приключенческие фильмы запроектированы по сравнению с прочими жанрами в чрезвычайно малом количестве. Между тем следует учитывать, что двадцатилетие Великой октябрьской революции является не только торжественным, но и радостным праздником всего народа нашей страны. Следовательно, веселое должно занять свое почетное место в планах юбилейного года.
И наконец содержание портфеля детских фильмов следует признать почти совершенно неудовлетворительным. Тематика тех немногих сценариев детских фильмов, которые включены в планы, ни по идейности, ни по подбору авторов, ни по разработке темы не отвечают требованиям и задачам высококачественного обслуживания детского зрителя.
Директивы партии и правительства о 25% детской тематики в первых наметках планов студий не выполнены. К тому же многие киноорганизации включили в раздел детской тематики большое количество сценариев, которые и тематически и по характеру разработки являются не детскими, а молодежными.
Как показала проверка работы киностудий в связи с некоторым запозданием в заготовке портфеля, большинство договорных сроков на представления авторами сценариев приходится лишь на самые последние месяцы текущего года.
Фактическое же получение высококачественных сценариев может оттянуться до первых месяцев 1937 г. Такое положение свидетельствует о недооценке руководством киностудий значения юбилейных работ, которое может привести к выпадению из плана более значительных тем и вынужденной замене их менее значимыми.
Следует также отметить, что писатели нацреспублик недостаточно использованы при формировании планов республиканских киностудий.
♦
ГУКФ предложил киностудиям рассматривать каждый договор с писателем-сценаристом как важнейший документ, определяющий необходимость каждодневной живой работы с автором, ибо лишь такая точка зрения на реализацию договора может привести к получению высококачественного сценария. Следует установить постоянную живую связь (минуя формально-бюрократические ее формы) с писателями и кинодраматургами, чтобы на деле бороться против безответственного отношения некоторых авторов как к срокам договоров, так и к самой работе над сценарием.
Киностудии должны организовать постоянную квалифицированную консультацию (по подборке материалов, фактическим справкам и т. д.) в помощь авторам, работающим над темами юбилейного плана.
Киностудии должны обязать режиссеров, которые будут работать над постановками юбилейных фильмов, активно включиться в работу в процессе писания сценариев.
Одновременно ГУКФ ставит перед Союзом советских писателей вопрос о необходимости конкретной реализации обязательств, данных на совещании кинодраматургов и писателей по подготовке к юбилейному году об обеспечении ответственного отношения каждого писателя, пишущего сценарий, к срокам и качеству работы.
Вместе с тем ГУКФ считает, что работу по подбору кадров актеров, композиторов, художников, авторов диалогов и др. для постановок 1937 г. следует начать уже теперь, учитывая, что эти мастера искусства будут очень загружены работой в юбилейный год.
Ряд режиссеров, выделенных киностудиями для создания юбилейных фильмов, в настоящее время занят текущими постановками, окончание которых намечено в самом конце этого года. Поэтому ГУКФ предложил руководству киностудий добиться скорейшего, а по возможности и досрочного окончания их работы, чтобы дать им возможность своевременно заняться постановками 1937 г.
Кроме ряда общих для всех студий указаний, ГУКФ дал каждой киностудии ряд конкретных указаний. На основах рассмотрения каждого плана, постановки некоторых фильмов переданы от одной киностудии другой, некоторые сценарии изъяты из планов производства, планы пополнены конкретными темами, особенно по линии современной тематики. Так, например, ГУКФ обязал студии Мосфильм и Ленфильм обеспечить создание в 1937 г. не менее четырех картин из жизни народов РСФСР. Студии Украинфильм предложено создать фильм о жизни трудящихся АМССР. Создание к юбилею комедийных, научно-фантастических, приключенческих и музыкальных фильмов поручено студиям Мосфильм, Ленфильм, Украинфильм, Госкинпрома Грузии и Белгоскино. Студии Арменфильм предложено использовать в качестве темы в плане 1937 г. реэмиграцию в Армению и т. д., и т. п.
♦
На Всесоюзном совещании в числе основных тем плана 1937 г. намечены следующие:
ПО ЛЕНФИЛЬМУ
«Возвращение Максима». Вторая часть трилогии «Юности Максима» (будет выпущена из производства в текущем году). Она охватывает период до конца 1914 г., т. е. начала империалистической войны.
«Выборгская сторона». Последняя часть трилогии «Юности Максима», в которой будут показаны Октябрьская революция и судьба Максима почти до наших дней (фильм будет выпущен в 1937 г.).
«Вооружение» (Каплер). Основная идея фильма — как вооружалась Октябрьская революция (работа включена в закрытый правительственный конкурс).
«Год рождения» (М. Светлов). Об узловых моментах участия комсомола в революции.
«Оборона Царицына» (А. Н. Толстой). Гражданская война, борьба пролетариата за Царицын.
«Интервенция» (бр. Васильевы). О разгроме японских интервентов на Дальнем Востоке.
«Моозунд» (О. Брик). Так называется пролив Балтийского моря, в котором состоялась решающая битва, в результате чего немецкий флот должен был отступить. Этот сценарий посвящен одному из героических эпизодов борьбы Балтийского флота, ликвидировавшего попытки немцев напасть на Петроград.
«Киров на Кавказе» (Н. Тихонов). Документальный фильм о жизни и работе тов. Кирова на Кавказе.
«Большевики» (Блейман, Большинцев и Эрмлер). О борьбе партии с оппозицией.
«Шамиль» (П. Павленко). Показ на конкретном материале борьбы восставших горских народов против русского самодержавия.
«Волховстрой» (бр. Тур). О первом детище советской индустриализации. Первый памятник ленинско-сталинской политики индустриализации страны. Основной фигурой фильма явится образ строителя — Графтио. Но это не документальный образ, а обобщенный образ большого инженера, беспартийного специалиста, преданного советской власти, борющегося вместе с группой энтузиастов с трудностями.
«Машинист» (В. Шкловский). О победе нашего транспорта под руководством Л. М. Кагановича. Показ сегодняшних людей социалистического железнодорожного транспорта, построенный в своей основе на биографии Кривоноса.
«Нерв» (Л. Рахманов). Транспортная тема, трактующая транспорт как основной нерв страны. Нервом современного транспорта является диспетчеризация. В образе диспетчера (по либретто) будет выведена девушка-комсомолка. Подтема произведения:
роль женщины в социалистической реконструкции транспорта.
«Казаки» (Ставский). Показ современного советского колхозного казачества.
«Братья Котельниковы» (Габрилович). Тема построена на биографическом материале пограничника, геройски погибшего на посту.
«Товарищи командиры» (Папаригопуло и Голичников). Показ современной военной школы молодых лейтенантов, их становления и развития, начиная со школьной скамьи. Этот фильм явится как бы антитезой картине «Господа офицеры», на материале жизни и быта царской армии, которая сейчас ставится Ленфильмом.
«Комсомольск» (Маркина и Витухновский). О молодежи, строителях нового социалистического города на Амуре.
«Студенты» (Гор). «Сережа Костриков» (Пантелеев). О детстве тов. Кирова.
ПО МОСФИЛЬМУ
«Октябрь» (Лев Славин). Показ роли Ленина в организации победы Октябрьской революции и международного характера Октябрьской революции (работа включена в закрытый правительственный конкурс).
«Три солдата» (В. Гусев и М. Ромм). Тема перекликается с темой, над которой работает Славин, - с работой «Октября». Она посвящена вопросу превращения войны империалистической в войну гражданскую.
Основные герои — три брата, три крестьянских сына, которых царизм послал в окопы и которые повернули штыки своих винтовок против капитализма.
«В дальних портах» (Б. Лапин и З. Хацревин). Фильм о людях нашего гражданского торгового флота, показывающий поведение советского гражданина в условиях заграничного плавания.
«Краснофлотцы» (Л. Соболев). Показ нашего современного военного флота. До сих пор имелись фильмы об участии флота в гражданской войне, здесь же показан корабль, который идет в плавание в Одессу, Владивосток, Дальний Восток и др.
«Творчество народов» (Г. Александров). На материале художественной самодеятельности, на материале народного творчества будут выведены так называемые маленькие люди, которые под влиянием окружающей среды, при внимании к ним партии и правительства, становятся героями советской страны. Это комедия, которая покажет и расцвет творчества нашего Союза.
«Чекисты» (Н. Погодин). Фильм о роли чекистов в закреплении победы Октября.
Фильм о Казахстане (Всеволод Иванов и группа казахских писателей). Тема разработана на одном из героических эпизодов гражданской войны в Казахстане.
«Честь» (Л. Никулин). Фильм о подъеме социалистического транспорта.
«Член правительства» (Виноградская). О женщине в колхозном строительстве.
«Транспорт» (Платонов). О людях транспорта.
«Три брата» (Михайловский). Три брата-казака, которые в борьбе со старыми пережитками приходят в революцию, гражданскую войну и становятся активными бойцами Конной армии.
«Одиночество» (Вирта). Сценарий разработан автором по одноименному его роману.
«Гражданин» (Малышкин).
«Наследники» (Ермолинский). О советской молодежи.
«Клятва» (Агапов). Тема посвящена сталинской клятве над гробом Ленина (художественный документальный фильм) и другие.
ПО ГОСКИНПРОМУ ГРУЗИИ
«Октябрь на Кавказе» (Чиаурели и Цигарели. Работа включена в правительственный закрытый конкурс).
«Вздыбленные годы» (Антоновская, Черный и Долидзе). О роли Орджоникидзе в реализации победы гражданской войны на Кавказе.
«1905 г.» (Киачели и Шенгелая). О 1905 г. в Батуме и Тифлисе и о роли тов. Сталина в революционной борьбе Кавказа.
«Киров — полпред» (Маншиашвили). Фильм должен показать роль тов. Кирова в борьбе за большевизм и его работу в период, когда он являлся советским полпредом, в период господства в Грузии меньшевиков, и др.
ПО УКРАИНФИЛЬМУ
Украинфильм представил самый неудовлетворительный план. Тогда как прочие киноорганизации так или иначе подготовлялись к юбилейному плану, Украинфильм почти ничего в этом отношении не сделал.Там только что произошла смена руководства, и работа только теперь будет разворачиваться. Из всего представленного плана старым руководством Украинфильма ГУКФ признал юбилейными всего две темы.
«Щорс» (Довженко) и «Как закалялась сталь» (по роману Островского).
Украинфильму предложено особо представить к 1 июля т. г. новый тематический план.
ПО БЕЛГОСКИНО
В этой киноорганизации пока что наметилась лишь одна ведущая картина — «Октябрь в Белоруссии», которая сейчас уже находится в стадии производства. Вторая тема — «Пограничники». Замысел ее интересен, но вряд, ли ее следует считать юбилейной.
ПО АРМЕНФИЛЬМУ
«Гукас Гукасян» (Сюици и Абрамов). Фильм из эпохи гражданской войны, показывающий героические эпизоды борьбы с дашнаками.
ПО АЗЕРФИЛЬМУ
«Бакинцы». О революции 1905 года в Баку. Тема — рост большевика-тюрка, который включается в активную борьбу против царского самодержавия. Фильм должен показать роль товарища Сталина в организации борьбы бакинского пролетариата.
«Морская экспедиция» (Филимонов и Спешнев с группой местных писателей). Один из героических эпизодов из гражданской войны, когда из Баку в Астрахань на помощь тов. Кирову отправляли контрабандой керосин и бензин на утлых баркасах и лодченках.
ПО УЗБЕКФИЛЬМУ
То, что фигурировало в планах Узбекфильма, очень мало реально, поэтому ГУКФ дал установку: на основе имеющихся сценариев разработать к юбилею три основных темы:
1. Узбекистан как один из ведущих центров борьбы за хлопковую независимость.
2. Показ раскрепощения женщины и ее роль в колхозе.
3. О комсомоле Узбекистана в революции.
ПО ТУРКМЕНФИЛЬМУ
«Мир будет наш» (Артем Веселый). Старое название темы — «Закаспийский фронт». Из эпохи гражданской войны.
«Дружба народов» (Платонов).
«Девушка из аула». О стахановцах колхозных полей.
ПО ТАДЖИКФИЛЬМУ
Ввиду отсутствия крепкой производственной базы киноруководству Туркменфильма предложено согласовать с директивными органами тему — победа колхозного строя и хлопковая независимость.
Из представленного Таджикфильмом плана ни одна тема ГУКФ в качестве юбилейной не одобрена.
То исключительное внимание, которое партия и правительство уделяют детям нашей страны, делу их воспитания, развитию и выращиванию из них новых культурных людей социалистического отечества, ставит перед кинематографией, как одним из видов наиболее массового искусства, очень ответственные задачи.
В настоящее время в корне изменена организационная структура детской кинематографии, намечающей солидную самостоятельную базу. База союзной детской кинематографии будет сосредоточена с 1 июля текущего года в киностудии «Рот-фронт», в которой будут сделаны из проектированных выше тем 6 — 8 картин.
Кроме того, туда же будет переведена детская студия Мосфильма и Студия детских фильмов. Последняя будет специально заниматься цветными мультипликационными картинами.
Создание самостоятельной союзной детской базы — «Союздетфильм» и «Союзмультфильм» — даст возможность обеспечить нашего самого молодого зрителя высококачественными фильмами.
О конкретном плане создания детских фильмов в 1937 г. мы расскажем в специальной статье.
В течение 5 месяцев, оставшихся до срока представления сценариев, мы должны организовать дело так, чтобы иметь к моменту созыва 8-го Всесоюзного производственного совещания (в ноябре) совершенно готовые к пуску в производство сценарии.
Киноорганизации не сегодня начали работу по заготовке юбилейного портфеля: она ведется уже 5 месяцев, хотя по многим линиям в отношении тематики и организации — неудовлетворительно. Однако часть сценариев уже имеется на сегодня, другая часть, примерно процентов 15 — 20 плана, будет сдана в июле-августе текущего года. До Всесоюзного совещания осталось достаточно времени, чтобы при напряженной повседневной работе создать высококачественные сценарии.
ГУКФ поставил перед киноорганизациями задачу — закончить производством в августе 1937 г. все юбилейные фильмы.
ХПО ГУКФ на основе материалов и предложений 7-го Всесоюзного совещания киноработников будет осуществлять повседневный контроль за своевременной и полноценной подготовкой киностудий к юбилею и одновременно при содействии печати бороться за выполнение намеченного юбилейного плана, за создание подлинно художественных, идейно значимых фильмов. Творческие работники кинематографии должны создать и создадут к празднованию двадцатилетия победы Октября произведения, достойные этой великой даты.