Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 802-803— "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В. А. Ждановой). Фото: " Военные кинооператоры. 1943 год." На фото (справа налево): Виктор Смородин, Евгений Андриканис, Виктор Раковский. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 8881916).
Смородин Виктор Алексеевич (1914–1990).
Оператор документального кино. Родился в Харькове в рабочей семье. Русский. В годы войны – беспартийный[1]. В 1937 окончил операторский кинофакультет Киевского театрального института.
На фронте от Украинской студии хроникально-документальных фильмов. Снимал на Калининском, Южном, 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в создании фильмов «День войны», «Орловская битва». «Битва за нашу Советскую Украину» и др.
В служебной характеристике Смородина, подготовленной начальником киногруппы 4-го Украинского фронта А. Литвиным, отмечалось:
«Работает в киногруппе 4-го Украинского фронта недавно, все время находясь в Чехословацком корпусе. Дисциплинирован и производит впечатление смелого товарища. Но в работе недостаточно вдумчив и подчас поверхностно относится к полученным заданиям. Последний его материал не боевого содержания, хотя его корпус все время находится в действии. Хороший товарищ, грамотный, в быту аккуратный, дисциплинированный.
Литвин. 15 марта 45 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп.1. Д. 1002. Л. 111.)
Другая характеристика была более подробной и менее сдержанной:
«За 1944–1945 гг. снял <…> "На Львовском направлении", "Западный Буг", <…> "Броды", "Пейзажи Львова", "Город Ярослав", "Словацкие самолеты", "У Чехословацкой границы, г. Красны", "7 ноября 1944 г.", "У чехов", "У костра", "На родной земле", "Партизаны высоких Татр", "Бенеш в Праге". Материалы использованы в фильмах "Украина", "Чехословакия". Премированы две съемки: "Переправа через Западный Буг" и репортаж о чехословацкой границе.
Качество съемок Смородина на заключительном этапе Великой Отечественной войны приняло застойный характер: усталость работника, прошедшего с армией большой трудный путь, известный недостаток общей культуры, который мешает Смородину видеть и понимать новые явления. В течение последних трех лет все время на фронте и почти не видел своего материала и не мог сравнивать с другими съемками других операторов».
После войны (1945–1949) – оператор Львовского корпункта Украинской студии хроникально-документальных фильмов.
Награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Великой Отечественной войны I степени, Чехословацким Военным крестом, медалями.