Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 665 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: Фронтовой кинооператор В. И. Афанасьев во время боевого вылета на съемку. 1944 год." Источник фото: www.victory.rusarchives.ru.
Афанасьев Всеволод Иванович (1917–1995).
Оператор-документалист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Родился в г. Хоста Черноморской губернии (ныне Краснодарского края). Русский. Социальное происхождение – из служащих.
В 1939 году окончил операторский факультет ВГИКа. С 1940 года работал ассистентом оператора на Одесской киностудии, затем на киностудии «Мосфильм» в киногруппе Б. Барнета на фильме «Старый наездник».
В 1940 был призван на действительную службу в Красную Армию. Война застала Афанасьева рядовым саперного батальона, располагавшегося в Литве. Воевал на Калининском фронте, потом на Витебском направлении. В апреле 1942 г. был отозван для работы во фронтовой кинохронике и направлен в киногруппу Черноморского флота. Участвовал в операциях по высадке десанта на «Малую землю» в районе Новороссийска. В августе 1944 г. снимал освобождение Болгарии и Румынии. В декабре 1944 года был переведен в киногруппу 3-го Украинского фронта. Снимал освобождение Венгрии, Австрии, Югославии. С августа по декабрь 1945 г. довелось еще вести съемки для фильма «Разгром Японии».
Блестящую характеристику ему дал руководитель Кинокомитета И.Г. Большаков:
«Военный кинооператор инженер-капитан Афанасьев В.И. – один из лучших операторов, самоотверженно работающих на фронтах Отечественной войны с немецко-фашистскими оккупантами, с 1942 по 1944 г. находился на кораблях и частях ВВС Черноморского флота, где отлично выполнил задания по съемке боев с немецко-фашистскими оккупантами.
Его съемка – штурмовка вражеского транспорта (18 апреля 1944 г.) и другие сложные боевые вылеты являются одним из лучших образцов боевой авиационной съемки в период Отечественной войны.
Тов. Афанасьев принимал участие и производил съемки боев за освобождение Севастополя, участвовал и снимал десанты на Мысхако, в Констанцу и Бургас.
С декабря 1944 г. Афанасьев В.И. находился на Дунайской флотилии в районе Будапешта, <…> где снимал боевую работу бронекатеров, совмещая эти съемки с работой в авиачастях фронта. Кроме многочисленных съемок наземных и морских боев капитан Афанасьев В.И. сделал 15 боевых вылетов на торпедоносцах, бомбардировщиках и штурмовиках.
В период войны с Японией оператор Афанасьев В.И. находился на Тихоокеанском флоте, где снимал боевые действия кораблей и высадку десанта в Порт-Артуре.
Съемки оператора Афанасьева В.И. вошли в фильмы "Битва за Севастополь", "Новороссийск наш", "Болгария", "Будапешт", "Вена", "Разгром Японии" и др.
Отличная работа оператора т. Афанасьева В.И. была отмечена премиями, установленными СНК СССР за лучшие боевые съемки.
Учитывая исключительное мужество и отвагу, проявленные при выполнении сложных заданий по съемке боевых действий кораблей и частей Военно-Воздушного Флота, считаю инженер-капитана Афанасьева В.И. достойным награждения орденом Красного Знамени».
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 95. Л. 28–28 об.)
После войны работал на киностудии «Моснаучфильм» / «Центрнаучфильм».
Лауреат Сталинской премии II степени (1946).
«ВОЗДУШНЫЕ МИНЕРЫ»
Монтажный лист № 971
Запорожский, Афанасьев
Сюжет о людях, которые, преодолевая невероятные трудности, выполнили весьма важное задание, в результате которого на реках Днепре и Дунае взлетели на воздух около десятка транспортов, барж и королевская румынская яхта.
Полеты проходили ночью при облачности до 8 баллов над морем и территорией противника. Важность этого задания можно охарактеризовать кратко – все участники полетов награждены орденами Советского Союза. Очень жаль, что не удалось сделать законченный сюжет – иметь результат минной постановки, взрыв. Объяснить это можно одним – невозможность снимать ночью. Не снимать этот сюжет о людях, которых поздравлял с победой и флот, думаем, было бы неправильно. Это первая операция, давшая такой блестящий результат.
Сюжет снят непосредственно на одном из прифронтовых аэродромов из части Токарева.
Запорожский, Афанасьев.
Подлинник. Автограф. Без даты.
«"Мессершмитты" больше не взлетят...»
«АВСТРИЙСКИЙ ГОРОД ВИНЕР-НОЙШТАДТ»[1]
Снято для журнала «Новости дня»
Киногруппа 3-го Украинского фронта
Монтажный лист № 522
Оператор: Афанасьев
Снято – 120 метров. Пленка – «Суперпан»
Гор. Винер-Нойштадт первый из австрийских городов, павший от стремительных ударов Красной Армии. Этот город – крупный промышленный центр и важнейший узел железнодорожных магистралей.
Разрушенные бомбардировкой англо-американской авиации заводские здания и ангары авиационных заводов, выпускавших 60% «Мессершмиттов-109».
Кадры со стоящими в цехах готовыми самолетами.
Горящее здание высшей офицерской школы СС. Кадр начинается с вывески перед входом в школу.
Здание, охваченное огнем.
Разрушения на центральных улицах города.
Австрийское население со своими вещами, группами на тележках везут вещи в уцелевшие районы города.
Наши войска уже давно прошли вперед к Вене. Девушка-регулировщица на одном из центральных перекрестков города.
Идут автомашины с бойцами и боеприпасами на Вену.
Кинооператор Афанасьев.
Подлинник. Машинопись.
___________________________________
1. Дата не указана. Имеется отметка цензора «24.4.45».
«Колонны автоматчиков и пехотинцев с ружьями наперевес проходят мимо ликующей толпы...»
«ПЕРВОМАЙСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ В ВЕНЕ»
1 мая 1945 г.
Монтажный лист № 680
Оператор: Афанасьев
Снято 120 метров, пленка «Суперпан»
Кадры улиц города, украшенного флагами, национальными и советскими. Население в колоннах с плакатами и знаменами направляется к месту сбора для участия в общегородской демонстрации.
Маленькая группа с национальным английским флагом. Это англичане, бывшие в плену.
Вот проходит мимо колонна итальянских рабочих.
Около здания парламента собралось много народа, наблюдающего за прохождением демонстрантов.
Пошли советские войска. Колонны автоматчиков и пехотинцев с ружьями наперевес проходят мимо ликующей толпы.
Национальный оркестр на площади города исполняет любимые национальные произведения. Под звуки вальсов Штрауса народ шумно выражает свое удовольствие.
Крупные планы музыкантов, дирижера и смеющихся, ликующих людей, заполнивших площадь. (На площади Шварценбергплац.)
Три-четыре крупных плана населения, читающего экстренные выпуски, посвященные 1 Мая.
Афанасьев.
Подлинник. Автограф.