Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 840-841 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фотоото: Б. Шадронов и Ю. Рогозовский. Фото из семейного архива Н.Я. Венжер
Щадронов (одно время фамилия в некоторых документах и публикациях писалась как Шадронов) Борис Варламович (1914–2005).
Оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Русский. Окончил операторский факультет ВГИКа в 1937 г.
«Шадронов вошел в киногруппу Юго-Западного фронта в январе 1942 года. Он снимал бои на Сталинградском, Донском, Южном направлениях.
Время было во всех отношениях жаркое – тяжелое положение под Сталинградом, жестокие бои в излучине Дона. Шадронов отправил в Москву пленку и ждал на аэродроме "Гумрак" самолет У-2, чтобы вернуться на фронт, но тут произошла встреча, изменившая его планы, специализацию и дислокацию. Неподалеку начальнику киногруппы Кузнецову учинял нагоняй незнакомый полковник авиации. Он считал, что операторы мало и плохо снимают действия летчиков, и требовал немедленно исправить положение. "Можешь?" – грозно спросил полковник. "Есть!" – ответил начальник киногруппы, и взгляд его обратился к Шадронову, который до того дня ни разу не снимал с воздуха. "Полетишь?" – спросил полковник. "Полечу", – ответил Шадронов. На него надели парашют, шлем, и он отправился, ступая дрожащими ногами, на место стрелка-радиста, ругая себя за дурость. Съемка удалась, и Шадронов стал воздушным оператором, участвовавшим в двадцати боевых вылетах. У него два боевых ордена и тридцать медалей. А полковника звали Василий Сталин».
(Смирнова Д. Они снимали за Родину // Искусство кино. 2007, № 5.)
Его служебная характеристика по итогам съемок Сталинградского сражения выглядела вполне одобрительно:
«Оператор В. В. Щадронов за полугодие заснял 25 сюжетов, в том числе не менее 10-12 боевых. Сюжеты Щадронова были включены в 8 номеров СКЖ; 3 сюжета были приняты для фильма "День войны"; 3 вошли в Летопись, остальные включены в Фильмотеку.
Тов. Щадронов – фронтовой оператор, работающий активно, повышающий свою квалификацию. Он работает в репортерском стиле: не умеет добиваться формальной законченности своих съемок и, по-видимому, мало стремится к этому. Однако он знает цену событиям и фактам, умело эти факты наблюдает и фиксирует на пленке.
Такой творческий профиль оправдал себя в период съемки героической защиты Сталинграда. Кадры и фрагменты т. Щадронова неоднократно включались в СКЖ как существенная часть репортажа со Сталинградского фронта. Из сюжетов последнего периода лучшие: "Американские танки на марше", "Атака мессершмиттов", "Героические защитники Сталинграда", "На линии".
Директор Центральной студии кинохроники Головня.
Редактор Попов».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 27.)
За съемками Сталинградский битвы последовали Донской, Южный, 4-й Украинский фронты. Этот оператор отпахал на войне по полной. Прошел через испытания не совсем ровно, но достойно.
Ордена: Отечественной войны II степени, Красной Звезды, 30 медалей. Лауреат премии Международного конкурса в Монте-Карло «Золотая Нимфа» за фильм «Советское космовидение».