Опубликовано: www.moscowfilmfestival.ru . Фото: "II Московский международный кинофестиваль. Кинотеатр «Россия»". Автор фото: Евгений Халдей; Источник: История России в фотографиях.
Московский Международный Кинофестиваль — один из старейших в мире. Впервые он проводился в 1935 году, председателем жюри был Сергей Эйзенштейн (Председателем жюри Кинофестиваля 1935 года был Борис Захарович Шумяцкий, членами жюри — А. Дебри, А. Аросев, В. Пудовкин, С. Эйзенштейн, А. Довженко; Источник: газета Правда № 61 (6307) от 03 марта 1935 года; — прим. ред. #МузейЦСДФ). Правда, хронология фестиваля отсчитывается с 1959 года, когда он превратился в регулярное мероприятие. Немаловажно, что второе рождение ММКФ произошло в 60-е годы минувшего века — в период "оттепели", когда в кино пришло новое поколение режиссеров, духовный опыт которых был сформирован великой победой над фашизмом.
Открытие первого «оттепельного» фестиваля в 1959 году проходило в гигантском Дворце Спорта имени Ленина в Лужниках. Хронологически это событие совпало не только с отказом от тоталитарного пути развития в стране, еще недавно отгороженной от Запада глухим «железным занавесом».
В начале 60-х советский кинематограф обновлялся вместе со всеми кинематографиями мира – поэтому в конкурсных и внеконкурсных программах ММКФ можно было встретить имена зарубежных кинематографистов, чьи работы переосмысливали само понятие кино , отказывались от классических форм, низвергали признанные классические авторитеты. И , кстати, порой использовали опыт «ниспровержения», который был накоплен советскими кинематографистами 20-х годов.
Разумеется, далеко не все новаторы кино, чьи работы потрясали Канн и Венецию в 60-е годы, находили свое место в московских фестивальных киноплощадках, но в программах Московского кинофестиваля начала 60-х мы находим имена Федерико Феллини, Валерио Дзурлини, Кането Синдо, фестиваль посещают крупнейшие кинозвезды того времени – София Лорен, Элизабет Тейлор, Питер Финч, Тосиро Мифунэ, Ричард Бартон, Анна Карина, Симона Синьоре, Жан Марэ, Ив Монтан. Среди гостей этого кинофорума – немало киноклассиков, у которых открылась возможность познакомиться со страной, приоткрывшей свое культурное лицо. На Московском кинофестивале побывали Анна Маньяни, Микеланджело Антониони, Пьетро Джерми, Лилиан Гиш, Дмитрий Темкин, Фред Циннеман, Мишель Симон, Дино Ризи, Кэрол Рид, Жак Тати, Пьер Этекс. Разумеется, наибольшое представительство на ММКФ получали кинематографии стран, входивших в социалистический блок.
Свои первые успехи в кинокарьере тогда продемонстрировали Бинка Желязкова, Конрад Вольф, Мирча Дрэган, Иржи Секвенс, Золтан Фабри, Андраш Ковач, Иштван Сабо, Анджей Вайда, Мануэль Октавио Гомес. Но далеко не все фильмы из соцлагеря находили себе место в его программах. Можно даже сказать, что идеологический надсмотр за картинами именно наших собратьев по лагерю был гораздо более строгим, чем за французскими буржуазными комедиями и итальянским политическими детективами. Разумеется, место «рассерженным» из взбудораженной Чехословакии, сумрачной, депрессивной Венгрии, неспокойной Польши и поражавшей совсем не соцреалистическим выбросом балканских эмоций Югославии место на фестивале не находилось. Представить себе, что в конкурсной программе можно было обнаружить фильмы раннего Милоша Формана и его сотоварищей, Веры Хитиловой с ее «Маргаритками», провокационными опусами Душана Макавеева или, антитоталитарными фресками Анджея Вайда, абсолютно невозможно.
Идеологическое лицемерие, ставшее в СССР нормой жизни в 70-е – 80-е годы , наложило свой отпечаток и на программу фестиваля. В ней главным образом присутствовали «правильные» фильмы из соцстран и не самые выдающиеся произведения с Запада, как правило, окрашенные в однобокие антибуржуазные цвета. Фестиваль в брежневскую пору не мог быть объективным зеркалом мирового кино, которое переживало один взлет за другим – такие явления, как французская «новая волна», появление американских «независимых», давшее сильный толчок развитию и становлению нового Голливуда, – все это имело касательное отношение к ММКФ. Фильмы подобного рода можно было увидеть разве что на полузакрытых просмотрах, вызывавших невероятный ажиотаж.
Все сказанное вовсе не отменяет того, что фестиваль и при такой урезанной программе, не терял свое значение для киноманов, которые съезжались буквально со всей страны, чтобы попасть на просмотры фильмов, просочившихся сквозь цензуру и попавших в кинотеатры (их, кстати, было очень много – примерно около 20-ти по всей столице). Тогдашнему руководству фестиваля приходилось потратить немало сил, чтобы сохранить его лицо и международный авторитет. Главными образом, он нарабатывался присутствием в конкурсе картин из СССР, среди которых попадались истинные шедевры – таким, как, скажем фильм «Иди и смотри» (1985), снятого будущим «перестроечным» руководителем Союза кинематографистов СССР Элемом Климовым.
Пройдет буквально два года (фестиваль станет ежегодным только в 1999 году), и в 1987 году картина резко меняется. Идеология разрушения всяческих «стен» между Западом и соцлагерем, возникновение которой в немалой степени было спровоцировано восстанием недовольных кинематографистов на их памятном 5-м съезде в мае 1986 года, стала весьма привлекательной для зарубежных кинематографистов, которые горели желанием поскорее увидеть новую обновляющуюся страну, в немыслимом для остального мира темпе стремящуюся сбросить оковы прежнего строя – социализма на советский лад. Достаточно назвать имена членов жюри XV ММКФ, чтобы понять, насколько это желание было велико – Роберт де Ниро, Миклош Янчо, Ханна Шигулла, Антонио Гадес, Тенгиз Абуладзе, только что прогремевший на весь мир своей антитоталитарной притчей «Покаяние».
В 1989 году , за два года до исчезновения с карты мира страны под названием СССР, этот жгучий интерес к стране, вырвавшейся на свободу, но при этом находящейся на краю экономического краха, усилился еще больше – в жюри вошли «реабилитированный» новыми идеологами Анджей Вайда, уже ставший суперзвездой Эмир Кустурица, бывший диссидент, а теперь уже почти классик чех Иржи Менцель, триумфатор Берлинского кинофестиваля Чжан Имоу, удививший российскую публику своим «Стрелочником» голландский кудесник Йос Стеллинг. Фестиваль буквально бурлил премьерами, в Доме кино до поздней ночи не остывали дискуссии в профессиональном клубе кинематографистов(ПРОКе). Вся эта оживленная атмосфера , которая сохранилась на многие годы, к сожалению, иногда лишала фестиваля строгости в программировании, сама конкурсная программа составлялась достаточно произвольно, в ней истинные шедевры соседствуют со случайными фильмами. Объективности ради скажем, что в поле зрения фестиваля порой попадали фильмы, сделанные режиссерами, которые буквально через несколько лет станут признанными мастерами, скажем, Аки Каурисмяки, Атом Эгоян , Кшиштоф Кесьлевский, Асгар Фархади, Борис Хлебников и Алексей Попогребский.